Подстилка под губернатора

Брянская власть во главе с А. Богомазом не меняет своего отношения к распространению печатной продукции

Опубликовано: № 14-15 (811-812), 22 июня 2022 г.

В начале июня многие региональные СМИ сообщили о том, что в областном центре закроются сразу 19 киосков "Союзпечати". Причиной такой радикальной меры в постановлении за подписью главы брянской мэрии А. Макарова называется «невыполнение владельцем нестационарного торгового объекта требований по устранению допущенных нарушений, связанных с размещением и эксплуатацией нестационарного торгового объекта, в установленные сроки». За этим официозным канцеляритом скрывается примерно трёхмиллионная задолженность перед городской казной, накопившаяся у владельца киосков ООО "БСП-Пресс" — с 2020 года предприниматели перестали платить за аренду земельных участков. Не добившись погашения долгов, чиновники перешли в наступление и прекратили действие паспортов временных объектов. "Под нож" попали 5 газетных киосков в Бежице, 4 — в Володарке, 2 — в Фокинке и 8 — в центральном Советском районе.

О том, что брянская власть объявила войну распространителям печатной периодики, мы рассказывали ещё шесть лет назад, когда в городе начали сносить киоски, принадлежавшие ООО "Брянсксоюзпечать". За полгода до тех событий из киосков "Союзпечати" исчез "Комсомолец Брянска". Представители "Брянсксоюзпечати" мотивировали это тем, что их столичное начальство отказалось согласовывать перезаключение договора с нами. А некоторое время спустя признались корреспонденту "Комсомольской правды" В. Ворсобину, который приехал в Брянск освещать конфликт вокруг киосков, что администрация (в публикации не говорилось, какая, но нетрудно догадаться, что речь шла о руководстве области) предложила им решить все проблемы, если они перестанут торговать "Комсомольцем". «Торговцы дали слабину — перестали. Но власти слово не сдержали», — констатировал журналист.

Наиболее активно в поддержку "Брянсксоюзпечати" высказывался тогда издатель брянского выпуска "Комсомольской правды" В. Киселёв, которому мы не раз предоставляли возможность выразить свою позицию со страниц нашей газеты. Не могли не коснуться в беседах с ним и истории с выдавливанием из киосков "Комсомольца". Вот как прокомментировал её г-н Киселёв в сентябре 2016-го: «Я говорил, что нельзя убирать из киосков "Комсомолец Брянска", предлагал ей (директору "Брянсксоюзпечати" Е. Рославицкойприм. авт.) вернуть газету, теперь-то что прогибаться?! Она соглашается, но не решается».

Спустя несколько лет владельцы "Брянсксоюзпечати" отказались от ведения бизнеса в нашем регионе. Сильно поредевшая сеть киосков перешла к тому самому Киселёву, и мы, памятуя о его публично озвученной позиции, несколько раз предлагали возобновить продажу газеты. В ответ — отговорки, ссылки то на незаконченное оформление сделки и некие обязательства перед прежними владельцами торговой сети, то на различные обстоятельства… Ничего удивительного, ведь говорить про чью-то нерешительность — это одно, а делать, то бишь самому проявлять решительность, — совсем другое.

Хорошо говорил г-н Киселёв и о перспективах, которые ждут обновлённую "Брянсксоюзпечать", а вот с делами у него и тут не заладилось. Он решил серьёзно потратиться на различные нововведения: в киосках сети поставили видеокамеры, чтобы наблюдать за тем, чем занимаются продавцы; некоторые из киосков заменили более стильными и современными. Оправданы ли были эти вложения, сложно сказать, тем более что вскоре пришли коронавирусные времена. Введённые в связи ними ограничения сильно ослабили издателей и распространителей печатной продукции. Не исключение и владелец брянских киосков: стали накапливаться долги перед бюджетом, работниками, которым перестали вовремя платить зарплату, и за поставленную продукцию… Как следствие неоплаты поставщикам — сокращение ассортимента: если в прежние годы киоски буквально ломились от обилия печатных и сопутствующих товаров, то теперь всё весьма скромно. Некоторое время назад зашёл в один из ещё работавших киосков, посмотрел, какие газеты лежат на прилавке. Насчитал всего с десяток наименований. А раньше только брянских было с полтора десятка. Многие из них продолжают издаваться, но поставки в "Союзпечать" то ли сокращают, то ли прекращают. Давать продукцию в долг без гарантии оплаты рискуют не все.

Среди публикаций в СМИ, отреагировавших на закрытие 19-ти киосков "Союзпечати", выделяется пространный материал "Комсомольской правды". В нём выражена позиция владельцев закрываемых торговых точек, выдвигающих довольно резонные упрёки в адрес горадминистрации, которая «ведёт необъяснимую борьбу» с реализаторами печати «на протяжении почти 10 лет». Нынешнее руководство горадминистрации, говорится в публикации, игнорирует утверждённую около двух лет назад региональную программу "Поддержка и развитие системы распространения печатной продукции с использованием нестационарных торговых объектов в Брянской области", не оказывая владельцам киосков никакого содействия и поддержки «за исключением формального выставления мест под торговлю печатной продукцией, которые заведомо непроходные и соответственно убыточные». Не дождались предприниматели поддержки и «в самые сложные пандемийные времена», когда «киоски были закрыты, оборотных средств не стало», а «выплаты сотрудникам никто не отменял». Что и привело их «к резкому ухудшению финансового положения». И ещё одна цитата: «Только благодаря губернатору и правительству Брянской области удалось возобновить работу киосков. Но к этому времени потери были достаточно велики».

Напрасно автор публикации подстилал под губернатора мягкую соломку. У него выходило: есть у нас хорошие губернатор и областное правительство, которые понимают проблемы торговцев, и есть нехорошая горадминистрация, которая их не понимает. У тех, кто знаком с реальным положением дел в кабинетах брянской власти, такие слова могут вызвать разве что улыбку: уже давно в Брянске нет независимой от губернатора муниципальной власти, последние проблески такой независимости наблюдались разве что во второй половине нулевых годов, когда в городе ураганили представители т.н. "гильдии промышленников и предпринимателей". Всё, что было после этого, никакой независимостью даже не пахло, в крайнем случае это была игра в плохого и хорошего дядю. Лица во власти, выполняемые ими роли менялись, а суть — не изменялась…

Если бы "хороший дядя" Богомаз захотел реально поддержать владельцев киосков, то давно уже приструнил бы "плохого дядю" Макарова и заставил того исполнять областную программу поддержки и развития распространения печатной продукции, а если бы Макаров воспротивился губернаторской воле, то повторил бы путь своего предшественника В. Тулупова. Но в том-то и дело, что такой задачи не стоит, поддержка распространения печатной продукции на Брянщине существует лишь на бумаге. А в реальности происходит то, о чём верно подметил в 2016-м столичный корреспондент "Комсомольской правды" Ворсобин: «Извести под корень вообще всю независимую от губернатора прессу — оно надёжнее». Лучший способ добиться такого результата — максимально затруднить доступ читателей к прессе. В том числе путём закрытия газетных киосков.

…В ответ на публикации брянских СМИ о закрытии киосков городская администрация сообщила, что торговцев с городских улиц не изгоняют: «освободившиеся места вновь будут выставлены на аукцион», и «на этих местах победители аукционов смогут разместить только те киоски, которые специализируются на продаже печатной продукции». Это пока и всё, на что способна городская власть. Но сие, конечно, не поддержка и тем более не развитие распространения печатной продукции. Ну а попытка г-на Киселёва сохранить остатки "Брянсксоюзпечати", видимо, потерпела неудачу. Другой же крупной сети, занимающейся распространением прессы, в Брянске просто нет.

Николай БАБУШКИН

Читайте ещё