…На себя оборотиться

или Откуда исходит гниль в брянском "спортивном королевстве"

Опубликовано: № 26-27 (823-824), 24 ноября 2022 г.

Теперь уже бывший руководитель брянского спорта С. Трусов
Теперь уже бывший руководитель брянского спорта С. Трусов

В первый день ноября несколько брянских информресурсов залпом "выстрелили" информацией об отставке директора областного департамента физкультуры и спорта С. Трусова. Это вполне предсказуемое событие навело на след другого события, не менее, а может быть даже более занятного, чем первое.

Отставка, которую ждали

Начнём с отставки. Почему же она была предсказуема? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, что происходило в областном спортивном ведомстве три года назад и о чём рассказывало наше издание в публикации «История остаётся отравленной». Тогда ещё не было известно о том, что за день до назначения г-на Трусова главным рулевым брянского спорта его воспитанник С. Сычёв — прославленный паралимпиец, силач-пауэрлифтер, ставший первым кавалером почётного знака "За заслуги перед городом Брянском", был дисквалифицирован пожизненно за применение допинга. К слову, готовя этот материал, мы справились в Брянский горсовете, остаётся ли Сергей в списке награждённых этим знаком. Начальник отдела по обеспечению деятельности постоянных комитетов и районных территориальных депутатских групп представительного органа В. Мартынов ответил, что никто в горсовет по такому поводу не обращался, и, следовательно, с чего бы лишать г-на Сычёва почётного знака?!

В вышеназванной публикации в основном шла речь о другой допинговой истории — связанной с руководителем брянского городского спорта, бывшим легкоатлетом-десятиборцем А. Погореловым, уличённым в баловстве "дурью" ещё раньше, чем Сычёв. Опять же, к слову, г-н Погорелов как ни в чём не бывало продолжает занимать кресло председателя комитета по физкультуре и спорту в брянской мэрии, оставаясь всё это время фигурой, загадочной в своей незаметности. Заодно ещё раз напомним, чем закончилась робкая попытка трёхлетней давности Министерства спорта РФ не позволить спортсменам, "спалившимся" на допинге, занимать руководящие должности в управленческих спортивных структурах. Тогда в ответ на наше редакционное письмо в министерство был получен ответ от руководителя одного из министерских департаментов по фамилии Малиц, "просветившего" сообщением, что «поставленные в обращении вопросы не относятся к компетенции Минспорта России», что назначать или не назначать кого-то на "спортивные" должности в регионах и муниципалитетах, решает их руководство. В итоге на Брянщине этой прерогативой распорядились так: во главе областного и брянского городского спорта оказались люди, что называется, пойманные за руку в использовании запрещённых фармсредств. Один — как спортсмен, другой — как тренер. И ещё одна наша публикация на эту тему в апреле 2020 года была с весьма красноречивым заголовком — «Пойманы на допинге? Пожалуйте на руководящие должности». В ней, в дополнение к истории с пожизненной дисквалификацией Сычёва, со ссылкой на письмо президенту России брянских спортсменов и тренеров, перечислялись фамилии десятка спортсменов-пауэрлифтеров, членов сборной страны, дисквалифицированных на различные сроки за использование допинга. Объединяло их то, что, как было сказано в письме, они тренировались у заслуженного тренера РФ Трусова. «Ни у кого, — говорилось в письме, — просто в голове не укладывается, как человек с такой допинговой историей может занимать руководящий пост такого уровня. Неужели Александру Васильевичу Богомазу, губернатору Брянской области, неизвестно, кого он взял на работу?».

«А вы собеседование с кардиналом прошли?»

О том, как был взят "на работу" Трусов, рассказывалось в той же публикации "История остаётся отравленной". Назначению предшествовали своего рода смотрины кандидата на должность у председателя облдумского комитета по промышленности, строительству предпринимательству и собственности С. Антошина. Почему у него, если физкультура и спорт в его "епархию" не входили? А потому что он гордо носил звание серого кардинала губернатора, готовясь к "повышению" в "ночные губернаторы". С первых дней воцарения в главах региона г-на Богомаза стала вовсю гулять информация, что претендентам на те или иные должности следовало пройти предварительное собеседование у некогда конфликтовавшего с гостайной Сергея Сергеевича Антошина. И часто именно он определял степени годности претендентов. Трусов серому кардиналу приглянулся. Как и тот ему. Довольный общением с "экзаменатором" и успешно пройдя испытания, Сергей Николаевич делился своими мыслями с нами: «Есть у него (Антошина — прим. авт.) определённая позиция, она совпадает с моей… Спорт недостаточно эффективен, престижен и популярен. Ему (Антошину — прим. авт.) хочется поработать в этих аспектах, чтобы спорт был более достойным». И вот трёхлетняя работа "в этих аспектах" привела Трусова к его отставке. Повторим — предсказуемой отставке. Дело в том, что на рубеже 2011—2012 годов этот пекущийся об эффективности, престижности и популярности спорта товарищ уже рулил областным спортом, и тогда хватило всего полугода, чтобы всем, в том числе и самому товарищу, стало ясно, что попал он не в свои сани. Неудачник вернулся к тренерскому "корыту", а как там показал себя к своему второму благословлённому г-ном Антошиным пришествию в шефы брянского спорта — известно.

«Пирожник» — «сапожнику»

Итак, не полгода, а целых три года потребовалось двум губернаторам — действующему и "ночному" — чтобы осознать полную несостоятельность управленца Трусова. Вскорости после его отставки в газете "Брянские факты" появилось интервью с заместителем председателя облдумы Антошиным с забавным заголовком «Что прогнило в брянском "спортивном королевстве"?». В целом интервью забавное. Начать с того, что его даёт один облдумский вице-спикер, имеющий опосредованное отношение к физкультурно-спортивной сфере, газете, полностью подконтрольной другому вице-спикеру (В. Пронину), в обязанности которого как раз входит кураторство над нею. Это напоминает ситуацию, когда пирожник в беседе с сапожником оценивает дефекты сапог. Отвечая на вопрос, что же прогнило в брянском "спортивном королевстве", наш бесподобный Эс. Эс. напрочь забывает о смотринах трёхлетней давности с известным полюбовным кадровым итогом. В котором уже и была запрограммированная гнильца, переросшая со временем в откровенную гниль. Теперь он обрушивается на нерадивых чиновников, при этом конкретно указывая только одну фамилию — своего "крестника" Трусова. Заключает умствования почти лозунгом: в борьбе с гнилью «надо принимать самые решительные меры».

Кто подрядчик? Молчок…

Этот призыв — принимать самые решительные меры — тоже забавен. Трусовской отставке предшествовала поездка губернатора в Новозыбков, где с лета закрыта сданная с помпой в конце прошлого года ледовая арена. Первое лицо, ещё недавно гонявшее здесь шайбу, увидело унылую картину запустения. Последовал традиционный губернаторский разнос, который в очередной раз обманул своей "праведностью" лишь подконтрольные СМИ. Они-то и связали отставку Трусова с новозыбковским конфузом. Правда, некоторые из них тут же стали поправляться: мол, Трусов был уволен не за ледовый косяк, он пострадал за какой-то неправильно составленный календарь. Но г-н Антошин в упомянутом интервью внёс ясность: «за подобный новозыбковскому бардак кто-то должен отвечать». Прежде, как сообщалось, за этот бардак ответил глава Новозыбковской горадминистрации П. Разумный. Позже за то же полетела голова и Трусова. Хотя к тому времени все, успевшие отведать трусовщины, понимали, что его прогнали "по совокупности".

Во всех обличительных и богомазовских, и антошинских речах невозможно было не заметить, что одного из главных виновников новозыбковского "ледового" бардака они называли лишь обезличенно — "подрядчик". То есть, по Ожегову, ставили его «в условия, при которых никто не несёт личной ответственности за дело». Но уж коли провозгласили принятие в борьбе с бракоделами "самых решительных мер", то извольте для начала хотя бы публично назвать, кто бракодел в данном случае. Однако увы... Недоумение усиливается, когда знакомишься с другими материалами. Вот, к примеру, что писали журналисты сайта "Новозыбков.su": «Директор муниципального бюджетного учреждения "Физкультурно-оздоровительный комплекс" города Новозыбкова Максим Михальченко отказался комментировать ситуацию касательно Ледового дворца. Причины закрытия спортивного объекта не названы не только непосредственным руководителем, но и в администрации Новозыбковского округа».

Ответ журналисты получили только после обращения в Центр управления регионом (ЦУР) Брянской области: «Во время разморозки ледовой арены произошло отслоение огнезащитного покрытия несущих конструкций и протекание кровли. Генеральному подрядчику (ООО "Стройгарант") была направлена претензия, составлен акт о выявленных дефектах. В рамках гарантийных обязательств генеральный подрядчик начал работу по устранению указанных дефектов. Выполнение основного фронта работ производилось до 1 октября 2022 года. По итогам приёмки выполненных работ комиссия указала на неудовлетворительное качество проведённых работ».

Только "боковая" структура — ЦУР (такие же центры были созданы по указке из столицы в конце 2020 года и в других регионах, чтобы отслеживать социально-экономическую ситуацию в них) — решилась озвучить имя предприятия-бракодела. Оставалось выяснить, "чьих кровей" сие ООО "Стройгарант". Первым попытался "дешифровать" его имя в своём "Ворчуне" журналист А. Чернов, заявив, что «это сейчас весьма проблемная строительная фирма застройщика Леонида Ванинского». Хорошо известно, что к информации, распространяемой г-ном Черновым, надо относиться с изрядной долей скепсиса. Так поступили и мы, довольно быстро выяснив, что к "новозыбковскому" ледовому браку группа компаний "СтройГарант" г-на Ванинского отношения не имеет. А имеет к нему отношение ООО "Стройгарант", учреждённое ещё в 2005 году клинцовским предпринимателем А. Белашем, составившим впоследствии с другим местным бизнесменом В. Беляем кумовской тандем градоначальников, прозванный во втором городе Брянщины "Беляшами". И стало понятнее, почему Богомаз с Антошиным вместо того, чтобы сразу, "решительно" назвать фирму-халтурщицу, "решительно" принялись замалчивать её название.

Кто постоянно читает нашу газету, помнит, наверное, публикации более чем 8-летней давности, когда ещё депутат Госдумы Богомаз, откликнувшись на тревожные сигналы клинчан, возмущённых целой серией весьма, скажем так, сомнительных управленческих решений "Беляшей", публично воззвал к закрывавшим на всё глаза правоохранительным органам. Но вскоре случилось смещение богомазовского предшественника, и разоблачительный пыл вчерашнего госдумца, "борца" с коррупцией, взгромоздившегося в кресле главы области, мгновенно угас. A oбa бывших клинцовских градоначальника, благополучно обзаведясь мандатами депутатов облдумы, трансформировались в законодателей. Позже Беляй получил даже вице-спикерскую должность, а его "подельник"-кум Белаш после непродолжительного протирания штанов на облдумской скамейке перебрался в столицу, где нынче и зарегистрирован его "Стройгарант". Ещё до всего этого говорили, что смене Богомазом гнева на милость к "Беляшам" поспособствовал хороший знакомый и бизнес-партнёр Белаша Антошин.

Игнорируя Крылова

Ещё задолго до "воцарения" Богомаза на Брянщине возникла своего рода каста придворных застройщиков, пользующихся покровительством власти. Их ещё называют карманными, своими. Этот статус основывается, как нетрудно догадаться, на коррупционном фундаменте: власть стройфирме — выгодный подряд, а она зa это власти... Один из брянских сайтов под информацией о новозыбковском инциденте опубликовал всё объясняющий обмен читательскими репликами: «Надо было лучше за подрядчиком следить» «Так как следить за своими? Смешно». Тут не только не станешь следить — тут даже как-то не с руки применять к "своей", сработавшей по принципу тяп-ляп фирме, "самые решительные меры". Даже вслух назвать её имя не решишься. Что касается "Стройгаранта", то самое большее, на что решился губернатор после всей его бракодельской "борзости", была подсказка новозыбковской администрации обратиться, наконец, в арбитражный суд. Подсказка как разрешение, санкция. После чего только 25 октября новозыбковцы направили иск.

В интернете мы нашли информацию о том, что цена договора, по которой "Стройгарант" должен был возвести ледовую арену в третьем городе Брянщины, — без малого 140 миллионов рублей. В публикациях о том, что в итоге вышло, указывается сумма намного большая — 214 миллионов. Разница двух этих цифр, наверно, могла бы стать предметом исследования компетентных структур.

Вот наш "решительный" Эс. Эс. в упомянутом интервью закипает от "борзости" ещё одного горе-подрядчика, додумавшегося на строительстве бежицкого бассейна укладывать дорогостоящий импортный паркет, прежде чем была сделана кровля. И несмотря на громы и молнии, снова молчок, кто же конкретно позволяет такую кондовую халтуру. Недавно в публикации «Блеск и нищета Дворца единоборств» мы привели рассказ компетентного в строительстве читателя о, очень мягко сказать, небезупречном качестве строительных работ ещё одного подрядчика — фирмы "Стройдело" депутата облдумы М. Кабанова, который давно уже пользуется всё той же репутацией придворного строителя. Вероятность повторения новозыбковского сценария в Брянске тоже весьма высока. Остаётся подождать, какие "самые решительные меры" будут употреблены в этом случае.

Вспоминается ещё раз тут и недавнее противостояние губернаторского окружения и депутата облдумы К. Павлова, который дерзнул предать огласке безобразия при строительстве и ремонте целого ряда детских садов. Эти безобразия была вынуждена зафиксировать даже прокуратура, для руководителя которой, г-на Войтовича, губернатор, как известно, чуть ли не образец борьбы с коррупцией. Реакция была такая: на чересчур принципиального депутата, придравшись к его поездке в приграничную Белую Берёзку, спустили думскую комиссию по этике во главе с единороссом Беляем и жириновцем Антошиным.

Время от времени наш завзятый антикоррупционер Александр Васильевич Богомаз учиняет с виду свирепые разносы не только по адресу анонимных застройщиков. Также темпераментно он молотит воздух и в общении с проштрафившимися дорожниками, а ещё с виду жёстко назидает тем, кто косячит на мусорном направлении. Обо всех этих спектаклях охотно, можно сказать, всласть живописует прикормленная властью пресса. Разумеется, ювелирно обходя, как обнажённый электрический провод, вопрос, почему КПД таких разносов столь ничтожный, если не нулевой. На этот вопрос есть достаточно очевидный ответ: потому что якобы гневающиеся на подрядчиков игнорируют хрестоматийный крыловский совет — прежде на себя оборотиться.

Иван УХВАТОВ

Читайте ещё