Брянская старина: уж лучше не трогать…
Опубликовано: № 26-27 (823-824), 24 ноября 2022 г.
В начале ноября блогер В. Чесалин разместил на своём ютуб-канале видеоролик, посвящённый ситуации вокруг памятника археологии федерального значения "Чашин курган" — небольшого древнего городища, расположенного на правом берегу Десны, в том месте, где в неё впадает река Болва. Как считают историки, в X—XII веках здесь располагалось поселение, с которого и берёт начало город Брянск. О том, что памятник с подачи городских властей будет реконструирован, сообщали ещё весной-летом 2015 года. Называли даже время завершения работ — к 17 сентября всё того же 2015-го, когда областной центр отмечал своё 1030-летие. Что же увидел блогер, приехав на это историческое место осенью 2022-го, а чего, наоборот, не увидел? Не увидел он стелы "Чашин курган", на протяжении десятилетий стоявшей рядом с проезжей частью дороги по улице Бежицкой: старая была разрушена весной 2020-го в результате ДТП, новую на её месте так и не поставили. Не увидел также следов реконструкции — памятник встретил его травой по пояс, тропинками с опасными ямами и крутыми спусками. Блогер взгрустнул: где она, обещанная сказка, ведь обещанного три года ждут, а прошло уже целых семь...
Обратившись к архивам брянских СМИ, нашли публикации о том, какую такую сказку собирались сотворить на Чашином кургане: «реконструкция должна включить в себя установку деревянных ворот в древнерусском стиле и обустройство нового выхода к смотровой площадке. Проект также предполагает, что на пути к главной смотровой площадке должны появиться достопримечательности времён 11 века: голубятня типа "лабаз", поляна с качелями разного типа, корабль викингов на берегу Десны, а также буреломы и фрагмент острога». Автор проекта — скандально известный архитектор А. Перов, ранее пытавшийся изуродовать исторический облик церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы в толстовском Красном Роге — рассказывал, что реконструкция Чашина кургана будет иметь ландшафтный характер, а не капитальный. Понятное дело, никакой исторической ценности она не представляла бы, но не осуществили задуманное не по причине убогости проекта, а из-за нехватки денег. Интернет-издание "Брянская улица", констатировавшее провал инициативы, сообщало: «администрация Бежицкого района, которая, как было договорено, должна была стать главным благоустроителем — вдруг как-то сникла и стихла. А у Советского района все усилия и средства были брошены на обустройство Набережной как более заметной части города». Запланированное благоустройство заменили научно-практической конференцией, посвящённой истории областного центра, в которой приняли участие учёные из Брянского государственного университета. Примерно год спустя снова заговорили о предстоящей реконструкции памятника, но и эти разговоры стихли скоро…
Словом, Чашину кургану с одной стороны не повезло (он так и не превратился в сказку), но с другой, наоборот, повезло. Ведь его не постигла участь другого брянского памятника федерального значения — той самой краснорогской толстовской усадьбы, в которой с каждой новой попыткой её реконструировать становится всё больше выдуманного, сказочного, и всё меньше исторического — то есть того, ради чего, собственно, и сохраняются памятники. Так что как бы ни было печально смотреть на заросшие и заброшенные развалины древнего поселения на месте, откуда пошёл город Брянск, но лучше пусть они пока останутся заброшенными, чем их коснётся безжалостная к прошлому рука таких реконструкторов, как г-н Перов. Ну а потом… Временщики не вечны на брянской земле, и когда область наконец-то возглавят люди, неравнодушные к её прошлому, настоящему и будущему, придёт время по-серьёзному заняться историческим наследием, которое досталось нам от предков.
Александр ИВАНОВ