В тумане лицемерия

Не впервой нашей редакции, стоит только в областном медийном поле появиться сообщениям о каких-то значимых или знаковых событиях, получать просьбы прокомментировать их. А на вопрос, разве не хватает официальных комментариев, следуют, как правило, гневные или насмешливые тирады. Примерно такая же реакция у читателей и на то, как освещается происходящее зависимой от власти прессой. Так было и после недавнего появления в информационном пространстве сообщений об аресте известного брянского предпринимателя Ю. Петрухина и о во многом странном увольнении по собственному желанию двух Елен — директора областного департамента культуры Е. Кривцовой и её заместительницы Е. Мариной.

Опубликовано: № 5 (834), 14 марта 2023 г.

1. Под фиговым листком «добровольности»

Начнём с последнего. Это уже второе двойное увольнение персон такого должностного уровня с начала года. 11 января, напомним, с должностью начальника областного управления труда распрощалась Наталья Новикова, а за нею последовала её заместительница, также Наталья — Рутковская. Вскорости эту информацию догнала ещё одна — о том, что эти дамы — уже фигурантки уголовного дела о хищении бюджетных средств, которые выделялись на профессиональное обучение и дополнительное профобразование граждан предпенсионного возраста. По этому делу проходит и теперь уже бывший директор Регионального учебного центра А. Шевцов. Сообщалось также, что увольнению г-жи Новиковой предшествовала её беседа с губернатором, после которой и последовали кадровые формальности.

Что касается "культурных" дам, то они, опять же по официальной версии, доверчиво подхваченной карманными СМИ, запросились на выход "по собственному желанию". Разумеется, в добровольность почти никто не поверил, после чего мы получили очередную телефонную просьбу оценить эту ситуацию более объёмно и независимо. Что ж, попытаемся. Необычность этого увольнения — в его двойном характере. Нечасто ведь случается, когда на дверь указывают одновременно руководителю и его заму. И как бы ни маскировался такой жест отвлекающей "добровольной" формулировкой, нет глупцов, для которых она звучала бы более-менее убедительно. Тем более что речь идёт о чиновницах, давно и безнадёжно испортивших свои деловые репутации.

Та же Кривцова. Она продолжила галерею женщин, руливших последние десятилетия областной культурой. Её восхождение на этот пост в чём-то напоминало появление на нём во второй половине 90-х годов бывшей партработницы времён КПСС из Брасовского района Р. Путимцевой, помогавшей на подведомственной территории шедшему к своему губернаторству Ю. Лодкину. Тогда свежеиспечённый глава региона так объяснил это сенсационное назначение: она Пушкина читала, и этого-де должно хватить для того, чтобы не выглядеть назначенке в новом для неё кресле позорно...

Кривцова — также провинциальных кровей. Была рекрутирована на должность с уровня районного руководителя, успев послужить недолго главой администрации Дятьковского района. Никаких данных для такого перемещения по властной вертикали у неё не было. За плечами два педвуза — орловский и брянский, работа в одном из орловских детсадов, затем — директором Старской поселковой школы (эту должность она получила "по наследству" от отца). Взлететь наверх Кривцовой помог счастливый случай. В Дятьковском районе "смотрящей" от партии власти в то время оказалась влиятельная Е. Лахова. При позднем Н. Денине Екатерина Филипповна была отодвинута от регионального властного Олимпа, а с воцарением на нём А. Богомаза на какое-то время оказалась его ближайшим политическим советником-советчиком. Ей и принадлежит "заслуга" в продвижении Кривцовой на главную региональную "культурную" должность. От дятьковцев было не скрыть того "родства душ", под сенью которого развивались и крепли отношения Лаховой, Кривцовой и примкнувшей к ним тогдашней заместительницы губернатора И. Кузьминой. Называют они и ещё одного персонажа, который косвенно повлиял на карьерный взлёт первой чиновницы Дятьковского района. Это местный мебельный король С. Авдеев. С помощью благоволившей к нему Лаховой он на какое-то время восстановил свои пошатнувшиеся при Денине позиции. Обещавший построить завод по глубокой переработке древесины (тот так и не был построен), он на какое-то время вдохновился ещё одним проектом-прожектом — созданием в Дятьково туристического кластера. Который в итоге был благополучно провален.

Медовый период во взаимоотношениях Лаховой, Авдеева и Богомаза был недолгим. Закончилось всё взаимным битьём политической "посуды". Но от этих баталий нисколько не пострадала Кривцова, к тому времени уже назначенная на новую для себя должность руководителя депкульта и задержавшаяся там на целых семь лет. Чем она "выторговала" такой солидный по аппаратным меркам срок? Ответ был очевиден: для Богомаза не нужно было даже читать Пушкина, у него критерии оказались ещё проще — лишь бы назначенка изъявляла беспредельную лояльность. За это многое можно простить и на многое закрыть глаза. Например, на то, что за главным культурным лицом региона ежедневно посылался из Брянска в Дятьковский район служебный лимузин. Закрывал губернатор глаза и на продолжающееся уничтожение усадьбы А.К. Толстого в Красном Роге.

Проработавший в управлении культуры несколько лет бывший главный редактор "Брянской учительской газеты" Евгений Потупов, давая оценку предшественникам Кривцовой, выделяет Людмилу Сорокину, которая откликалась на многие инициативы, при которой, работавшей в условиях острейшей нехватки средств, тем не менее давался старт многим интересным мероприятиям. «С г-жой Кривцовой, — вспоминает Евгений Васильевич, — я познакомился, приехав на открытие музея в Старской школе. И тогда она показалась мне толковым управленцем. Потом мы её приглашали на заседание круглого стола в нашей редакции с участием ведущих педагогов региона. Возможно, удовлетворись она тогдашним педагогическим статусом, её репутация была бы сохранена. А так… О её работе в культурной ипостаси ничего хорошего сказать не могу. Было, конечно, какое-то шевеление-копошение, но это скорее дань инерции. А её увольнение, да ещё в связке с Мариной, державшей в своих руках все эти годы в управлении, а потом департаменте культуры все финансовые нити, наводит на мысль-предположение, что это ещё не конец истории».

Схожие мысли высказывали и другие наши собеседники, отводя Мариной в этом тандеме роль не менее заметную, чем её начальнице. Стаж пребывания Елены Афанасьевны в главном руководящем штабе областной культуры исчисляется двумя десятилетиями. За эти годы она обросла связями, которые оказались бесценными в освоении бюджетных потоков. Молва о распилах, откатах, заносах была особенно распространена, когда главным культурным ведомством Брянщины руководила Н. Сомова, отдавшая на откуп вёрткой заместительнице финансовую сферу. Через несколько лет после своей отставки г-жа Сомова уехала в Израиль. Не будем гадать, что побудило её, столько лет до пронзительного звона в голосе восторгавшуюся Брянщиной, покинуть любимый край и перебраться на землю обетованную. Скажем только, что среди причин называлась и та, что хитрованка Сомова могла предвидеть обрушение, уже казалось многим, незаменимой Мариной, которое могло доставить беспокойство и ей.

Теперь — главный вопрос: так что же заставило Богомаза принять столь радикальное решение? Рассчитывать на его вразумительное, честное объяснение при нынешней системе отношений во власти не приходится. При этой системе, когда чиновники уже забыли, что такое контроль за их действиями, когда их освободили даже от необходимости декларировать свои ежегодные доходы, остаётся надеяться на время. И гадать, что же оно может в итоге высветить. Одни полагают, что губернатору стало известно о тандеме такое, что вмиг развеяло анестезию кривцовского верноподданничества, в котором она преуспевала не меньше, чем та же М. Дбар (читайте материал «Удушение лестью»). Более того, указывают даже, что полученная губернатором убойная информация имеет отношение к переданному на рассмотрение в Советский районный суд Брянска уголовному делу в отношении бывшего руководителя Брянской областной филармонии Г. Основиной, которую обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями и получении взяток. Она, возглавлявшая учреждение, подведомственное департаменту культуры, не могла, мол, "брать", не "делясь" с руководством. Что ж, подождём рассмотрения дела в суде. А пока приведём ещё две версии. Якобы о делишках тандема заговорил Некто, попавший в сферу интересов следствия. С нею спорит такая — якобы Кривцова и Марина проявили некую нераспорядительность, следствием чего стала потеря регионом крупной суммы из федерального бюджета.

Лицемерная подоплёка их увольнения, словно фиговым листком прикрытая "собственным желанием", заставляет ещё раз сказать и о лицемерии работодателя-губернатора, который после назначения в 2014 году в одной из своих программных речей наставлял прессу смелее подсказывать ему, вскрывать недостатки, называть тех, кто малокомпетентен, недобросовестен, вороват, и тем самым помогать избавляться от негатива во власти. На поверку это, как мы убедились не раз, оказалось тоже лицемерием. Сколько раз наша газета все эти годы рассказывала, что творят Кривцова и её подчинённые с памятником культуры федерального значения — усадьбой А.К. Толстого. И никакой реакции. Скорее всего, пинок, которого она удостоилась в итоге, вызван не её геростратовым вкладом в разгром федерального памятника. Правда, один из брянских сайтов написал: в вину Кривцовой и Мариной было вменено то, что «не решались вопросы, связанные с объектами культуры, хотя из областного бюджета выделялись деньги». Называются три объекта — недоремонтированный ТЮЗ, разгромленная усадьба Толстого и заброшенный палеонтологический музей в Юдиново. Но напомним: ещё пять лет назад мы говорили, как накрылось более 160 миллионов рублей, выделявшихся даже не из областного, а из федерального бюджета на реконструкцию толстовской усадьбы. Этот факт остался не оценённым. Ну а безнаказанность рождает известно что.

2. А кто эти "другие"?

В истории с арестом г-на Петрухина ясности больше. Этим мы обязаны пресс-службе судов общей юрисдикции Брянской области, которая сообщила, что Юрий Петрович является «одним из организаторов преступной деятельности по производству, хранению и перевозке в целях сбыта немаркированной табачной продукции с поддельными акцизными марками». Позже сообщалось, что в Брянске работал подпольный цех по производству табачного контрафакта, в котором орудовало до десятка человек.

Появление, а точнее воскрешение в фокусе общественного внимания фигуры г-на Петрухина носит в значительной мере сенсационный характер. В эти дни многие посетители сайта нашей газеты искали публикацию почти десятилетней давности «Петрухинский финиш». Она увидела свет после осеннего 2013 года дорожно-транспортного происшествия под Любохной в Дятьковском районе. Виновником ДТП стал нетрезвый Петрухин. Не будем пересказывать написанное. Лишь итоговый фрагмент: «Одно ясно: финиш у его (Петрухина — прим. авт.) карьеры скверный. Три погубленные человеческие жизни в одно мгновение сделали общественный баланс этой фигуры безнадёжно отрицательным, абсолютно неприемлемым даже для законченных политических циников».

Непросто отыскать среди общественного бомонда брянского розлива фигуру столь противоречивую, как Петрухин. Если собрать все публикации, в которых хотя бы поминалось его имя, то образуются две равновеликих стопки. В одних он был представлен как стяжатель, мошенник, сколотивший своё состояние с помощью коррумпирования власть предержащих (в этом отношении самыми "плодотворными" для него периодами многие считают лодкинский и предшествовавший ему). В других он — меценат, общественный деятель, основатель и спонсор спортивного клуба дзюдо "Адмирал", председатель попечительского совета благотворительного фонда братьев Могилевцевых, о деятельности которого, правда, последние годы почти не слышно. Более подробная анатомия этой личности дана в упомянутой нашей публикации "Петрухинский финиш". Тот финиш оказался промежуточным, распространявшимся лишь на политическую составляющую карьеры героя. А то, что с ним произошло в конце февраля, подводит, боимся, черту под всей его жизнью. Всё теперь зависит от того, насколько принципиальны будут следователи при расследовании дела и от того, сколько отмеряет наше труднопрогнозируемое правосудие своему 72-летнему "клиенту". Правда, если дело дойдёт до суда…

Происшедшее с ним вызывает, помимо всех прочих эмоций, и сожаление. Петрухин — неглупый человек, на фоне нескольких брянских губернаторов, с трудом связывающих слова и оглушающих своим примитивизмом, он смотрелся намного выгоднее, респектабельнее. Но у него был фальстарт ещё в позднесоветское время, когда он оказался в потоке персонажей, кинувшихся сколачивать первоначальный капитал. И из этой поглотившей его воронки выбраться не удалось. Предпринимались попытки очистить имидж с помощью то вступления в партию, то депутатства, то благотворительности, но всё не складывалось, всё оборачивалось лицемерием. В итоге всякий раз побеждало стремление к стяжательству. И то, что произошло сейчас, характеризуется известной поговоркой — сколько волка не корми...

В приведённом фрагменте судейской пресс-сводки Петрухин назван "одним из организаторов" контрафактного сигаретного бизнеса. Это сразу даёт зацепку: а кто были другие организаторы? Кто был организатором главным? Если Петрухин не является таковым, то почему даже не названы другие? Не названы потому, что продолжают наслаждаться свободой? Впрочем, неофициально фамилии возможных петрухинских компаньонов называются. Кого-то из называемых можно найти в телефонном справочнике областного правительства. И это не выглядит дикостью, ведь Юрий Петрович не настолько прост, чтобы пускаться в такое рискованное бизнес-плавание без спасательного сопровождения. А значит, поименование его одним из организаторов — не случайность. Но узнаем ли, кто другие?

 

Николай БАБУШКИН

В тумане лицемерия

Читайте ещё