Президентский карт-бланш «картонному»

Опубликовано: № 13 (745), 7 июня 2020 г.
Тема: Богомаз А.В.

8 марта 2017 г. Владимир Путин и Александр Богомаз
8 марта 2017 г. Владимир Путин и Александр Богомаз

Во время пиар-экспресс-визита российского президента в Брянск в 2017 году по случаю открытия только что построенного перинатального центра времени хотя бы накоротке присесть и поговорить с главой региона А. Богомазом у высокого гостя не сыскалось. Это спровоцировало целый шквал догадок. Одна из них формулировалась так: якобы, Владимир Владимирович, наблюдая за поведением брянского губернатора, обронил: одного "колхозника" в регионе заменил другой. Так ли это? Возможно, и не было сиих слов. Но гулявшая в то время догадка вспомнилась 26 мая, когда президент и г-н Богомаз пообщались в режиме видеоконференции.

На отчитывавшегося Александра Васильевича, спутавшего суражскую картонную фабрику с картофельной, жалко было смотреть. Захлёстывавшее школярское волнение, усугублённое речевыми дефектами и вопиющей лексической безграмотностью — всё это первое лицо государства, с головой погружённое в чтение подготовленной для него статистической информации, казалось, не слышит. Но вот под конец богомазовского бубнёжа он поднял глаза, и в них легко прочиталась не очень тщательно прикрытая смесь усмешки и презрения. Даже не шибко понятливым стало ясно, что думает президент о брянском губернаторе (тут-то и вспомнился март 2017 года и та самая догадка про эстафету "колхозников"). Но мало ли, что и кто думает, когда речь идёт о политике? Тут реальную цену имеют слова. А слова были сказаны ровно те, проговор которых был согласован заранее. Собеседники сыграли свои роли сносно. Один в конце победных реляций попросил высшего благословения на выдвижение своей кандидатуры на должность губернатора, другой ожидаемо благословил, иначе не городился бы весь этот спектакль двух актёров.

Да, мы стали свидетелями утвердившегося при нынешнем политическом режиме ритуала, когда ещё раз было дано понять, что главный избиратель у руководителя региона — не народ, а президент, который некогда его рекомендовал на этот пост. И что бы там ни думал Владимир Владимирович про себя о нашем Богомазе, но он, никогда не признающий своих ошибок, вынужден и на сей раз в этом непризнании идти до конца. То бишь, как в таких случаях говорят, сохранять хорошую мину. И подспорьем здесь послужила как раз упомянутая справка, погрузившись в которую глава государства щадил свой слух. Он наверняка знает цену подобного рода бумагам. Но спрашивать в лоб про доходы брянцев, которые прочно удерживают их малую родину в позорном хвосте российских регионов или про ускорившееся при Богомазе вымирание брянского народонаселения, или про с треском проваленную мусорную реформу, обернувшуюся лишь взлётом тарифа — всё это не ко времени, не к случаю. Посему оставалось для приличия лишь по-отечески напутствовать брянского Балалайкина: «Надо обратить внимание на проблему обеспечения качественной питьевой водой; вы знаете об этой проблеме». Надо обратиться к проблеме, о которой вы знаете. М-да, как говаривал Салтыков-Щедрин, «Выше лба уши никак не растут».

Что ещё означает 20-минутное действо 26 мая? А то означает, что обнулены все несмолкаемые разговоры про почти уже состоявшуюся отставку Богомаза, про замену его то согласившимся на брянское губернаторство Платошкиным, то депутатом Госдумы Журавлёвым, то неким силовиком... Обнулены, хотя, возможно, и не окончательно, надежды некоторых общественников на то, что будут исследованы связи богомазовского бизнес-семейства с зарубежной фирмой "Байер" и их последствия для брянской почвы и здоровья населения. А также — что будут приоткрыты прочие секреты головокружительных успехов "губернаторского" бизнеса. Накрылись медным тазом чаяния малого бизнеса, в первую очередь того, что работал под крышей закрытого под видом обеспечения безопасности посетителей самого безопасного в Брянске тимошковского ТРЦ. Да на многое накладывает табу президентский карт-бланш. Как и должно быть в стране, где закон и право имеют весьма условную силу.

Но об одном моменте надо сказать особо. Любопытно же, что будет теперь с и без того крайне интригующей инициативой руководства брянских жириновцев провести, как сказано в заголовке анонса на пропайкинском сайте "Брянская улица", «съезд оппозиционных сил в канун губернаторских выборов». Нечто подобное появилось одновременно и на другом информресурсе той же ориентации — телеканале "Городской". Это объявление не может не вызвать недоуменную усмешку: ЛДПР — оппозиция? Пайкин, избрание которого в Госдуму на 90% заслуга Богомаза, — ему оппозиционер? Партийный заместитель Пайкина Антошин, который ногой открывает дверь богомазовского кабинета, — оппозиционер? Окститесь же. Играйтесь, но не заигрывайтесь. Но пост губернаторский так соблазнителен, что невозможно не поддаться искусу. Впрочем, не будем столь категоричными, у нас есть немало оснований подозревать в анонсированной акции не только предательство, но ещё кое-что. Зовущееся обыкновенным мошенничеством.

В обращении "соколов" рисуется образ альтернативного действующему губернатору кандидата, «способного консолидировать, а не разобщать население, способного выстроить пирамиду власти из профессионалов и уважаемых людей, а не из друзей, родственников и однокашников; способного не только осваивать бюджетные деньги, но и принимать решения, придумывать варианты спасения предприятий, ИП, а не только работников сельского хозяйства».

Следующий фрагмент ещё больше открывает личико того, кому будет противостоять альтернатива: «Почему бы нам, здравым и адекватным людям, которые сейчас со стороны наблюдают за многочисленными неправдоподобными отчётами и липовыми рейтингами, почему бы нам не объединиться?». Узнаёте того не совсем здравомыслящего и не вполне адекватного, рисующего неправдоподобные отчёты и упивающегося липовыми рейтингами? Не он ли восседает на втором этаже в доме по проспекту Ленина, 33? Но что это — всё намёки да намёки? Хоть и прозрачные, но в то же время и безымянные. Рискнём предположить, что такая "наступательность", бескомпромиссность с оглядкой — следствие чего-то другого, но не трусости.

Насколько нам известно, Богомаз и его окружение испытывают некий комплекс неполноценности после так называемой победы на так называемых губернаторских выборах 2015 года. Победителю не хочется, чтобы к нему липло насмешливое звание условного, "картонного" губернатора, которое он получил в "ожесточённом" соперничестве со своими приятелями С. Курденко и М. Ивако. Ему хочется лавров сполна. Чтобы он победил не на потешных выборах, а на конкурентных! Чтобы встал в один ряд с предшественниками — Ю. Лодкиным и Н. Дениным, которые одолевали оппонентов как раз в конкурентных ристалищах (первый — в 1993, 1996 и 2000-м годах, второй — в 2004, 2012-м). Только этой "цацки" не хватает нашему нарциссу для полного счастья. Поэтому опять забираться в кресло с помощью подсаживающих конкурентов-спойлеров — это ему уже в лом. Нужен конкурент всамделишный, точнее, чтобы таковым казался электорату. Чтобы и нападал, и изображал жертву, но в то же время чтобы не увлекался, не заступал, не сболтнул чего-то лишнего. То есть, чтобы был в стратегическом смысле вполне управляемым. На эту роль, как мы полагаем, вполне сгодился бы Борис Романович Пайкин. Он прихватил два информресурса — "Брянскую улицу" и "Городской", — которым позволено дозированно, зачастую обходя первое лицо, покусывать власть. Когда некоторое время назад г-на Пайкина не пускали на порог некоторых бюджетных учреждений, он гневался, только гнев его почему-то не шёл дальше опять-таки безымянных чиновников, проявляющих возмутительное самоуправство. Об этих полукомедийных сценках мы рассказывали в публикации «Как свалить губернатора?» 11 февраля. Но самый точный барометр того, что Пайкин лишь имитирует конкурентную альтернативу, — присутствие подле него г-на Антошина, который без всякого для себя ущерба, а даже с прибытком (ему в облдуме и комитет дают самый-самый, и кабинет такой, какого у вице-спикеров нет) "окучивает" одновременно и своего закадычного приятеля из дома №33 по проспекту Ленина.

Теперь, после президентского благословения, которое при уничтоженном институте выборов должно трансформироваться в безвариантную, безоговорочную победу того, кто выпросил это благословение, посмотрим, какой "установочный съезд" соберёт брянская корпорация ЛДПР. Все, кто не являются глупышами в политике, знают, что её федеральный лидер по фамилии Жириновский никогда всерьёз не оппонировал власти. И его самого, и ведомую им партию многие давно считают эдаким казусом, эдакой обманкой. Визгу, в том числе и оппозиционного, много, а шерсти нет. Визг этот может случиться и перед брянскими выборами. И, возможно, за него даже что-то визжащим обломится. Но всех, всех, всех в конечном счёте рассудит облизбирком во главе с женщиной по фамилии Анненкова с ровным и тихим голосом, слегка застенчивым взглядом, но своё дело знающей туго. Тем более когда у неё за плечами другая женщина, её заместительница по фамилии Фурса. Та самая Екатерина Андреевна Фурса, которая в заместители председателя облизбиркома перелетела с теневой должности личного политтехнолога Александра Васильевича Богомаза.

Иван УХВАТОВ

В тему

На онлайн-встречу президента с брянским губернатором откликнулись не только жители нашего региона и журналисты различных СМИ, она вызвала резонанс и среди бывших коллег г-на Богомаза по работе в Госдуме и в Общероссийском народном фронте. Один из них, известный активист ОНФ и член фракции "Единая Россия" в Госдуме В. Лысаков, прокомментировал в своём телеграмм-канале "ДУМАем" «сюжет со знатным картофелеводом Александром Богомазом, ныне — губернатором Брянской области, страдающим известным русским недугом». И далее: «Насмотревшись на своих коллег и набравшись смелости, запинаясь, он спросил у Путина разрешение выдвинуться на выборах в сентябре на второй срок, в связи с истечением срока полномочий. Что ответил Путин? Дословно: "Я не против, как я в таких случаях говорю всегда. Люди в конечном итоге, граждане, избиратели должны принять окончательное решение".

Что прочитают граждане, не смотрящие ТВ или не смотревшие новости?

РБК: Решение губернатора Александра Богомаза баллотироваться на новый срок было бы правильным, сказал президент Владимир Путин.

РИА Новости: Путин сообщил, что поддержит главу Брянской области Богомаза, если тот будет переизбираться.

Не чувствуете некий комплиментарный перекос? Совсем чуть-чуть, а акцент усиливается. И не будем забывать, что Богомаз по оценке политологов стабильно находился в группе риска. Чего стоит только то, что в 2019 году в области выявлено 288 коррупционных преступлений, что в 2 раза больше, чем в аналогичном периоде 2018 года. Да и риски уголовного преследования близкого круга губернатора могут полыхнуть в любой момент. Сами жители региона скептически отнеслись к отчёту своего губернатора и согласию Президента на его перевыборы. Когда у человека не хватает собственного авторитета у народа, он стремится как защитным щитом прикрыться Президентом: "Видели, что президент сказал?"…».

Читайте ещё