Жажда хозяйского сапога
или О том, кто хуже стервятника
Опубликовано: № 25 (854), 30 ноября 2023 г.
«Все предыдущие правители региона не сделали и одного процента того, что сделал и делает Александр Васильевич Богомаз». Это высказывание вице-спикера областной Думы В. Пронина прозвучало 29 ноября на сессии и тут же было опубликовано подконтрольным первому вице-мэру Брянска С. Антошину телеграм-каналом "Брянск и Бежица". Оно просится под одну из самых любимых читателями наших рубрик "Дословно!". Но высказывание это всё же нуждается в комментарии. Уж больно оно, деликатно выражаясь, неадекватно. И не только поэтому. Если бы такое вымолвила какая-нибудь, по Достоевскому, "тварь дрожащая", мы бы пожелали ей излечения в известном заведении, но так сказать повернулся язык у лица, наделённого видной государевой должностью. Остальное – в комментарии…
***
Мы, кажется, знаем, кто ещё, кроме нашего губернатора, который давно уже привык потреблять изготовленные из самой грубой лести пирожные в промышленных масштабах, может ощутить прилив счастья, заслышав эти во всех отношениях чудные пронинские слова. Это упомянутый в публикации «Чувствительная зона главного библиотекаря» владелец "Браги" г-н Федосов, который, насколько известно, тяготится неофициальным титулом "Лизун года". Теперь, на финише уходящего 2023-го, его бывший коллега по "Брянскому рабочему" Пронин взобрался со своим умопомрачительным высказыванием на самую верхотуру лицемерия, став лизуном из лизунов, и превзойти его по этой постыдной части уже вряд ли кто-нибудь сумеет. Заткнутым за пояс оказался не только Федосов, но и тот же Селебин, и та же глава Брянска М. Дбар, для которой г-н Богомаз, если верить её восторженным речам, – воплощение всех мужских достоинств и доблестей.
Есть, однако, и люди, которые, надо думать, будут сильно опечалены пронинским откровением. Это те самые "правители Брянщины", которые, по словам думского вице-спикера, все вместе не сделали и одного процента того, что совершил и продолжает вершить нынешний правитель-"исполин". Не будем тревожить теней ушедших в мир иной тех, кто стоял у истоков образованной в лихую годину Брянской области или также ушедших М. Крахмалёва, Е. Сизенко, А. Войстроченко. Этими самыми опечаленными людьми будут и двое здравствующих предшественников меленского "бриллианта" – Ю. Лодкин и Н. Денин. Почему так? Да потому что они, как все живые люди, не любят быть обманутыми. А тут их не просто обманули, а выставили форменными лохами. Ну вот, к примеру, Лодкин, мнящий до сих пор себя спасителем Брянщины от "так называемых реформ" 1990-х годов. Ведь он своей рукой вскормил Пронина. И поначалу казалось, эти труды не пропали даром: его выкормыш платил благодарной монетой, когда, помнится, накануне очередных выборов главы региона опубликовал на страницах своей газеты фото мальчика с корочкой хлеба, глядящего в окошко и ожидающего, как говорилось в подписи под снимком, прихода "дяди Юры", а с ним достатка и справедливости. До сих пор брянские журналисты-ветераны всласть потешаются над этой публикацией и над редактором Прониным, не постыдившимся дать ей ход. Или вот Денин. Во время всего его без малого десятилетнего губернаторства многие полагали, что самым обласкиваемым с точки зрения бюджетных вливаний был преданный ему "Брянский перекрёсток". А он по этим вливаниям был во второй половине списка. Во главе же почти неизменно были пронинские "Брянские факты". И надо добавить, что это было единственное СМИ, удостаивавшееся, помимо щедрой финансовой подпитки, ещё одной губернаторской преференции – только сюда г-н Денин захаживал на традиционный дружеский "огонёк", и только в этом тёплом "семейном" кругу льстецов от журналистики он чувствовал себя восседающим на облаке. И Николаю Васильевичу шеф льстецов преподносил печатные гостинцы. Одним из них была ода дятьковского стихоплёта Ю. Мотылёва «Хозяин на земле (Н.В. Денину)», опубликованная в номере за 7 августа 2008 года. Занятно в контексте нынешнего пронинского высказывания выглядит вот такой пассаж:
Когда, устав от думских кабинетов,
Вернулся в свой родной деснянский край.
И, не зациклясь на своей победе,
Стал дело делать, а не гладко лгать.
И не посмел бы ни за что на свете
Нам колбасу с экрана предлагать.
Ни восковых фигур, ни мягких чучел
Не любит, как зазнайство, лень и лесть.
И денинский задорный чубчик
Похож на поредевший брянский лес.
Он прост, но и решителен, коль надо,
Что знают и в глубинке, и в Кремле, –
Товарищ наш, народный губернатор,
Хозяин на своей большой земле.
И каково теперь Николаю Васильевичу ощущать себя полным бездельником в интерпретации разменявшего восьмой десяток заместителя председателя областного парламента?
Говорят, что именно этим грузом лет обусловлено запредельное лизоблюдство. Мол, Владимир Михайлович понимает, что в любой момент его могут прогнать с хлебной должности, и он, как любая без меры преданная собачонка, до судорог боящаяся потерять кинутую ей жирную кость, готов служить хозяину беззаветно и беспредельно. Так говорят знающие особенности личности Пронина, то есть знающие, что оборотной стороной его лести является лютое корыстолюбие, что только в извлечении дохода он давно уже привык видеть главную ценность любой должности. И ничего более. Не желает этого видеть лишь нынешний "хозяин", снисходительно позволяющий владельцу "самой тиражной газеты" региона лизать до дыр его сапог. Он, по собственному признанию, читающий только чиновничьи циркуляры, не знает, конечно, древнеиндийской мудрости о том, что «каковы те, кто ему служат, таков и сам человек».
Жаль только одного – что из-за преклонных лет нашего новоявленного лизуна-чемпиона мы можем не увидеть, как он оценит "титанический" вклад в развитие Брянщины Богомаза после его замены. И как тот, ставший в один лоховской строй с Лодкиным, Дениным и прочими правителями, будет стараться искусать свои локти. Хотя как знать, вполне можем и увидеть. Но, возможно, кто-то и поделится с "хозяином" ещё одной мудростью, принадлежащей уже ученику Сократа Антисфену: «Лучше достаться стервятникам, чем попасть к льстецам: те пожирают мёртвых, а эти – живых». Однако вряд ли Александр Васильевич, не читавший "Муму", сможет примерить на себя этот выстраданный не веками, а тысячелетиями афоризм.