Организованная «культурная» группа
заказывает сегодня музыку в Брянске
Опубликовано: № 15-16 (872-873), 25 июля 2024 г.
Прощальная гастроль
Под занавес пятницы, 12 июля, на страничке Брянского губернаторского симфонического оркестра в соцсети ВКонтакте появилось сообщение, а под ним — копия письма губернатору А. Богомазу. В сообщении говорилось, что после концерта, состоявшегося в этот день, к полному залу обратился худрук оркестра Э. Амбарцумян с ошеломившим многих заявлением: «Этот концерт, скорее всего, был последним для меня в качестве дирижёра на этой сцене. События, произошедшие вчера, сделали бессмысленной мою работу в качестве художественного руководителя оркестра». Этим событием стала встреча Амбарцумяна «с руководством Брянской области по поводу назревших неразрешимых проблем в культуре». На ней рассматривалось открытое письмо деятелей культуры Брянщины. К сожалению, говорилось в конце, «эта встреча не только не дала результатов, но и показала полное безразличие руководства к данному вопросу и лишь усугубила сложившуюся ситуацию».
Социальная сеть тут же взорвалась возмущением. Оно сменилось разного рода предложениями — кто-то звал на митинг, кто-то предлагал подключить федеральные телеканалы, обратиться в прессу, кто-то видел выход в обращении к прокурору, кто-то вспомнил про электронную почту губернатора, через которую до него можно достучаться... О другой части комментариев, назовём их оценочными, — ниже, а сейчас — о содержании обсуждавшегося открытого письма.
Из него узнаём, что нынче творится в, так сказать, песенно-музыкальном секторе брянской культуры. Под письмом — около полутора сотен подписей тех, кто составляет восставшие профессиональные творческие коллективы. Это — наш музыкальный флагман Брянский губернаторский симфонический оркестр, которым руководит отправившийся на аудиенцию с губернатором г-н Амбарцумян, входящие в Брянское городское концертное объединение городской камерной оркестр, своего рода дочерняя организация того же Амбарцумяна, городской оркестр народных инструментов, городской академический хор имени Марио Бустилло, а также деятели культуры областного центра. Всех их объединило категорическое неприятие управленческих практик трёх персон — директора и художественного руководителя областной филармонии М. Дегтерёва, начальника управления культуры Брянской горадминистрации Э. Амелькина и... О третьей персоне в дамском обличье следует сказать чуть больше. Это г-жа Коновалова, о которой читаем: она «по непонятным причинам также (как и г-н Дегтерёв — прим. авт.) совмещает несколько должностей: и.о. директора Брянского концертного объединения, заместитель директора Брянского городского эстрадного оркестра (им руководит тот же Дегтерёв — прим. авт.), артист этого оркестра, а также помощник главного дирижёра... Кроме того, она является арт-директором созданного М.Н. Дегтерёвым творческого центра "De' Forte stars" и преподавателем в нём». Однако над всеми этими ипостасями возвышается такая. Светлана Юрьевна — гражданская жена шефа филармонии, говоря по-простому — его сожительница.
Рука «ночного»
Калейдоскоп перечисленных должностей, по убеждению подписантов, свидетельствует «о "семейной" узурпации культуры группой незначимых для искусства людей». При этом «близкие отношения тщательно маскируются, но в данном случае просматривается конфликт интересов и даже сговор, оценка которых относится к компетенции правоохранительных органов». Есть в этой организованной "культурной" группе (ОКГ — не путать с ОПГ, хотя, признаемся, что если кто-то и спутает, греха не совершит) и некие ответвления. Об одном из них говорится в письме: бывшая супруга Амелькина, после развода ставшая Бондаревой, сменила его на посту руководителя городского Дворца культуры имени Д.Н. Медведева, там же трудоустроены и другие родственники Амелькина. О нём самом — информации совсем мало. Говорят, что он с унечскими корнями. На сайте "Город 32" мы нашли июньскую 2021 года крохотную заметку с заголовком «Исполнитель шансона Эдуард Амелькин возглавил управление культуры в Брянске». Сказано лишь было, что он сменил на этом посту три десятилетия руководившего городской культурой В. Севченкова и что «известен в качестве исполнителя шансона», в копилке которого исполнение композиций "Рюмка водки", "Помнишь, девочка", "Я куплю тебе дом". К тексту прикреплено видео, на котором г-н Амелькин, изо всех сил стараясь воспроизвести характерный подвыв Григория Лепса, исполняет ту самую "Рюмку водки". Естественно, не мог не возникнуть вопрос: по мановению чьей руки этот фанат шансона был перемещён из директорского кабинета не самого крупного и не самого лучшего брянского ДК в кресло руководителя всей городской культуры? В один голос несколько наших собеседников назвали фамилию нынешнего первого вице-мэра С. Антошина. Медведевский дворец находится в Бежице, совсем рядом с "его" избирательным округом, откуда он черпает и продвигает по чиновничьей лестнице кадры. Наряду с Амелькиным была названа В. Миронова — бывшая завуч окраинной 53-й школы, входящей в антошинский округ. Не раз уже отмечалось, что политико-административным восхождением на госдумскую вершину, а затем на высокие посты в брянской мэрии и областном правительстве эта "серая мышь" обязана тоже "ночному губернатору" Антошину. Что сегодня делает она, по воле "ночного" оказавшаяся "под рукой" у "дневного" губернатора? Помимо всего прочего, как раз курирует культуру. Она вместе с начальником принимала г-на Амбарцумяна, пришедшего высказать наболевшее. Но не будем спешить с тем, как его приняли. Вернёмся к коллективному письму.
Бабки, бабки и ещё раз бабки
Претензии, высказанные в нём, говорят о взятом "неформальным коллективом" (так в письме названа организованная "культурная" группа) курсе на агрессивную коммерциализацию культуры. Во главе угла — заколачивание бабок. Например, на непосильной и к тому же произвольно регулируемой для творческих коллективов аренде филармонической сцены. Свирепая аморалка, выражающаяся в хамстве, оскорблениях и нецензурщине, стала фирменным стилем дегтерёвцев. А ещё — стравливание коллективов, обман, угрозы увольнения. Комиссия по распределению стимулирующих выплат не работает. В городском концертном объединении Коновалова эти выплаты распределяет единолично. Коллективы не знают, каким объёмом внебюджетных средств обладают, что затрудняет или делает невозможным планирование их работы. Те, кто выступает против таких порядков, выдавливаются. Приводятся две фамилии пострадавших — проработавшая более тридцати лет директором городского академического хора Марина Вебер и отдавший два десятилетия работе в филармонии композитор и пианист Александр Стрекалов. Но не он один вынужден был покинуть филармонию.
Дегтерёв меняет репертуарные программы областных мероприятий. Из них изгоняется классика, место которой занимает "самодеятельное" искусство сомнительного качества. Это иллюстрирует исключение из концертных программ 9 Мая и в День партизан и подпольщиков 29 июня главного музыкального коллектива региона — губернаторского симфонического оркестра. Причём сообщается: Дегтерёв своё решение подавал как указание департамента культуры, а руководству департамента объяснял отказом Амбарцумяна участвовать в концерте. Нынешнему руководителю филармонии от умершего в 2021 году от коронавируса известного брянского музыканта Б. Мирзояна перешёл городской эстрадный оркестр, где у него, напомним, обретается заместителем директора г-жа Коновалова. И продвижение этого коллектива, не являющегося структурным подразделением филармонии, осуществляется по полной, с использованием адмресурса. Филармонические же коллективы находятся, что называется, на голодном пайке. Объясняет такой подход Дегтерёв «невостребованностью их творчества».
А вот что делают дегтерёвцы для востребованности своих "творений". В письме приводится эпизод, когда ими были грубо нарушены авторские права. В одном из номеров упомянутого концерта 9 Мая была использована музыка из широко известного кинофильма «Список Шиндлера». На сцене суетилась со скрипкой Коновалова, имитируя исполнение музыкального произведения под "фанеру" израильско-американского скрипача И. Перлмана. Находившиеся в зале Богомаз, чиновники, ветераны войны от души хлопали в ладоши, не подозревая, что аплодируют воровке, нагло нарушившей авторские права, примазавшейся к чужой славе. Этот факт, задокументированный с помощью провластного телеканала "Брянская губерния", вызвал широкий резонанс в культурной среде. Махинаторы попытались скрыть нарушение авторских прав, но, как говорится, все ходы уже были записаны. В письме приводится ещё один, февральский нынешнего года, факт баловства "фанеркой" эстрадного оркестра. Причём в эту нехорошо пахнущую игру вынужден был сыграть и сводный хор. В конце письма говорится, что «почти все артисты и коллективы Брянской областной филармонии не согласны с политикой М.Н. Дегтерёва, но не смогли поставить подписи под настоящим письмом в связи с запугиванием, опасаясь шантажа и неминуемых репрессий…». Просьба губернатору была краткой и в то же время расплывчатой — «принять кардинальные меры по отношению к так называемым "деятелям культуры" М.Н. Дегтерёву, Э.А. Амелькину, С.Ю. Коноваловой и исключить их дальнейшее влияние на судьбу творческих коллективов Брянской области».
На встречных курсах
Наконец, о некоторых деталях обсуждения челобитной у губернатора. Эдуард Борисович с первых минут понял, что серьёзного разговора не получится. Начать с того, что он, заслуженный артист Российской Федерации, награждённый медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, человек, довольно почитаемый не только в музыкальном мире, не удостоился даже формально вежливого "Здравствуйте!". «Губернатор, — рассказывает Амбарцумян, — повертел письмо, кинул его на стол и спросил: что вы хотите, конкретно?». Пришлось конкретизировать итоговую просьбу под письмом о кардинальных мерах в отношении троицы. Кардинально решить — это убрать её из руководства культурой, так как эти люди попросту вредят ей. Пусть тот же Дегтерёв поёт, а Коновалова играет на скрипке, но им и Амелькину категорически нельзя давать власть над творческими коллективами. Реакция Богомаза была крайне болезненной. Он тут же спросил: «А вы видели свою зарплату, которая больше, чем у замгубернатора?». И продолжил: мол, вы ошалели — с такими зарплатами ещё что-то требуете... «Пришлось растолковывать, что оркестру платит не частное лицо, а бюджет, что зарплату себе не я сам устанавливал. Все намёки на то, что в оркестре пристроены мои родственники, считаю нечистоплотными. Это не семейственность, не семейный подряд. Это называется творческая династия».
Когда зашла речь о роли нынешнего руководства областного депкульта, Эдуард Борисович со всей прямотой заявил, что этой структурой, которую он считает могильщиком брянской культуры, руководят мало того, что не специалисты, так ещё и бесхребетные люди, неспособные, как это было прежде, защитить её. Когда им были упомянуты фамилии бывших директора депкульта Е. Кривцовой и её заместителя Е. Мариной, губернатор воскликнул: «Эти бандитки?!» — «Я, — говорит Амбарцумян, — отреагировал такой репликой: «Не мне судить, насколько такая оценка правильная, бандитки они или нет. На то есть правоохранительные органы». Мне в итоге дали понять, что я ничего не понимаю в этой жизни, что только отбираю у них время».
Несмотря на внушительное портфолио…
В этом разговоре Эдуард Борисович представлял интересы нескольких творческих коллективов, а что лично его коробит в деятельности ОКГ? «Я не один десяток лет в культуре, повидал всего и всяких. В нашей сфере есть железная красная линия, переступать которую — обнаруживать свою полную профнепригодность. Такой линией, к примеру, является злоупотребление ненормативной лексикой, матом. А этого и у Дегтерёва, и особенно у Амелькина — в недопустимо большом избытке. Знаю, что иногда творческим людям после такого общения становится плохо. Да что там людям — стены, наверное, с трудом выдерживают такой концентрат матерщины».
Тут напрашивается вопрос, как такое поведение согласуется у того же Дегтерёва с его продекларированными на персональной интернет-страничке образовательными достижениями (училище имени Гнесиных, столичный институт искусств, аспирантура, международный институт экономики и права)? Кроме этого, здесь он представлен певцом, музыкантом, композитором, дирижёром, общественным и культурным деятелем. Для уроженца Клинцов (в руководителях филармонии Максим Николаевич, по нашей информации, оказался благодаря своему земляку, одному из нынешних вице-спикеров облдумы В. Беляю) такое портфолио — что-то почти выдающееся, но тут велик соблазн перефразировать известный пошловатый анекдот: из Клинцов выехать легче, чем Клинцам из бывшего их обитателя. Провинциальное мышление — штука, слишком засасывающая. «Я хорошо знаю Максима, его сильно подводят, если не губят, амбиции недооценённого и недопонятого человека. Он, да и некоторые люди из его окружения, называют парня "золотым баритоном", хотя любой специалист скажет, что это не так. Мне довелось учить его дирижированию, неизжитым его недостатком является то, что он не понимает и не хочет понимать симфонической музыки. Посмотрите, при Мирзояне в эстрадном оркестре были и джаз, и рок, и качественная попса. Сейчас же там верховодит дешёвая попса. Для Дегтерёва и Ко то, чем занимаемся мы, — глупость».
Не допустить «трёх аккордов»
Но если бы это была лишь их точка зрения и даже убеждение. Однако благодаря дарованным им должностям сие убеждение переводится в практическую плоскость, становится воинственным. Что, как выясняется, не на шутку встревожило любителей музыкальной классики, которая в нашем регионе связана с симфоническим оркестром Амбарцумяна и академическим хором имени Бустилло. Приведём лишь несколько из великого множества комментариев, размещённых на разных страничках соцсети ВКонтакте. Вот что написала член областной общественной палаты и областной писательской организации Наталья Тимченко: «Нельзя допустить развала оркестра. Это преступление! Коллектив и маэстро Амбарцумян уникальны. Они — наше достояние. Как можно этого не понимать?». Ей вторит молодая брянская певица, участница вокального конкурса "Голос" на Первом канале Анастасия Гладилина: «Эдуард Борисович — один из талантливейших людей, с которыми мне довелось познакомиться и работать на протяжении многих лет. Он несёт людям искусство, красоту и свет, посвящает всего себя музыкальному искусству, дарит счастье и радость каждому зрителю. И сейчас Эдуарда Борисовича собираются лишить такой возможности… Я просто отказываюсь верить в то, что маэстро может уйти со сцены, со своего абсолютно заслуженного места!.. Если будет возможно подписать петицию против этого безобразия, я буду в первых рядах и призываю вас сделать то же самое!».
Обнародованные последствия похода Амбарцумяна к губернатору заставили откликнуться и кое-кого из проживающих в столице. Известная советская и российская телеведущая Алла Данько: «Диву даёшься, получая такую информацию! Опять "перегибы на местах"? Опять чиновники гнут свою линию — оптимизация, коммерциализация и т.п. И в образовании, и в культуре? На чём же учить и воспитывать нашу молодёжь, как не на лучших примерах творчества профессионалов? Поворот от голимой попсы к массовой и народной песне — это замечательно! Но культура, в том числе и народная, и массовая без фундамента классики, высших достижений музыкального искусства превратится в дешёвый балаган и в "три аккорда"! И мы будем изумляться безграмотности и необразованности сегодняшних школьников, которые на вопрос "Куда впадает Волга" с убеждённостью невежды ответят "В Чёрное море" или будут долго думать, как звали отца Льва Николаевича Толстого! Таланты надо беречь…». Её дополняет режиссёр, продюсер, телеведущий Иван Цыбин: «Ничуть не удивлён. Если у руководителей областного уровня нет культуры в голове, то что можно ожидать? Они не понимают, что без культуры и искусства растят абсолютно пустых людей. Да, возможно, экономически обученных, но пустых внутри. А должна во всём быть гармония. Но это чинушам неведомо. У них главное цифры и очковтирательство. Чтобы начальство было довольно подсунутыми отчётами. А как на самом деле — наплевать. Очень грустно. Очень». Любопытны рассуждения брянца Геннадия Янченко: «Перед губернатором области стоит не самый простой выбор. Встать на сторону уникального для области профессионала, создавшего Брянский губернаторский симфонический оркестр и руководимого им коллектива музыкантов с консерваторским образованием, или принять сторону заурядных чиновников, коим несть числа... Хочется верить, что губернатору достанет мудрости принять верное решение». Маленькое дополнение по ходу: вряд ли упоминавшийся уже г-н Антошин для губернатора — заурядный чиновник.
Со свинским отношением
Ещё до того, как своё протестное соло решил сыграть Амбарцумян, к президенту с аналогичной жалобой уже обращался коллектив городского академического хора во главе с его тогдашним директором М. Вебер, затем было обращение в Министерство культуры России А. Стрекалова.
Марина Вебер:
— Для меня с приходом в концертное объединение Коноваловой работа стала невыносимой. Эту созданную в ходе оптимизации в 2016 году структуру "подселили" в пристройку к зданию по улице Фокина, 90, которую много лет занимает наш хор, после чего передали все расположенные здесь помещения в оперативное управление объединению. И вот начались эти бесконечные придирки, слежка... Представьте, человек играет на флейте, готовит номер для концертной программы хора, и заходит Коновалова со словами, что сейчас составит акт по факту использования помещения хора не по назначению. Другой пример. Документы на присвоение коллективу имени его основателя Марио Бустилло собирались трудно, не один месяц, пришлось даже запрашивать в Испании согласие сестры Марио. Их я отдала Коноваловой лично в руки, и вот она вдруг заявляет, что никаких документов ей не передавалось. Ну каково это?! Мы обращались к президенту с просьбой оставить помещение по Фокина за нашим коллективом, но в ответе, полученном от замгубернатора Мироновой, говорилось, что оно передано концертному объединению.
— Вы сказали, что эта структура была создана в рамках оптимизации. Но в нынешнем уже устоявшемся представлении оптимизация, напротив, связана с сокращением, ликвидацией, реорганизацией, вызванной хоть какой-то экономической целесообразностью. Была ли какая-то целесообразность создавать эту "контору"?
— На мой взгляд, не было никакой. Никакой пользы от неё нет. При образовании объединения отвлекалось очень много наших внебюджетных средств. Их изъятие у коллективов не позволяло реализовать какие-то проекты, приобрести костюмы... После нашего обращения к президенту объединение проверяла городская контрольно-счётная палата, но я не видела ни одного документа по результатам проверки. Только мне пришлось уйти. В городском управлении культуры мне пообещали предоставить какое-то место. Амелькин обещал перезвонить, но никаких звонков не последовало. Сейчас хор в тревожном ожидании того, что с ним будет дальше. Идут разговоры о том, что концертное объединение, проедающее много средств, могут ликвидировать, коллективы распределят по домам культуры, что приведёт к уменьшению зарплат артистов, а тех, кто уже пенсионеры, сократят… Что касается нашего хора, то в случае реализации этих планов из 45 артистов в нём может остаться 25. Но с таким количеством артистов хор не сможет исполнять многие классические произведения.
— Недавно ваша коллега, дирижёр хора Екатерина Помогаева, давала интервью областному телевидению. Она много рассказывала о коллективе, его важности, заслугах, а об этих проблемах не было сказано ни слова…
— Накануне интервью мы встречались с Катей, обговаривали, что надо сказать. Сошлись на том, что говорить о наших болячках не стоит, всё равно вырежут.
— У хора 42 международных премии. Часть из них (и, наверное, немалая) завоёвана при нынешнем губернаторе. А он хоть раз встречался с коллективом, благодарил вас, прославляющих Брянщину далеко за рубежами региона и страны? О том же Дегтерёве мы прочитали, что тот награждён, помимо различных юбилейных медалей, почётной грамотой губернатора, благодарностями от него.
— К 25-летию хора кто-то получил от Богомаза благодарственные письма, вот и всё. Конечно, для людей это тоже важно, может, потом и они получат почётные грамоты, а затем — звания ветеранов труда. Но мы, знаете, по этому поводу сильно не печалимся, нам более дорого такое заботливое отношение, которое исходило от бывшего начальника городской культуры Владимира Ивановича Севченкова. Вот кто нам помогал, и вот кто знал истинную цену нашему коллективу!..
Александр Стрекалов:
— В прошлом году у меня были две юбилейные даты — моё 50-летие, 20 лет из которых я проработал концертмейстером в филармонии. Заблаговременно обратился к директору Дегтерёву с просьбой о проведении своего юбилейного вечера. Он поначалу согласился, но затем стал всячески уклоняться. Потом, услышав о том, что в концерте будут принимать участие не только артисты филармонии, заявил, что других артистов не знает и не знает, как проводить вечер с их участием. Ну и самое главное — филармония, по его словам, на этом вечере должна прежде всего заработать, а в июне мы публику не соберём, потому что лето… И об этом он сообщил в мае, когда подготовка была в самом разгаре и мною уже были понесены немалые затраты. Тогда я обратился в городской Дом культуры. Оплатил аренду зала, использование аппаратуры, пригласил артистов. Но тут от Дегтерёва последовал запрет участвовать им в мероприятии. Я услышал: мол, кто вы такой, если кто-то и будет участвовать в концерте, то не представляя филармонию, а как физические лица. Мне, что называется, припёртому к стенке, пришлось пойти на унижение, дать письменное заверение, что принадлежность артистов к филармонии указана не будет. Вечер в городском Доме культуры мы провели, спасибо его руководству за гостеприимство.
— В интернете есть информация о ваших творческих достижениях — член Союза композиторов Евразии, лауреат международных и всероссийских конкурсов, четырежды вы получали звание лучшего концертмейстера всероссийских конкурсов имени А. Вяльцевой и т.д. и т.п. Скажите, а руководство родной вам филармонии хоть как-то отметило ваш труд?
— Мне на том самом вечере вручили от филармонии грамоту. Сделано это было как-то совсем неловко, за кулисами, со словами: «Возьмите, вам просили передать».
— В чём причина такого, хочется назвать его свинским, отношения Дегтерёва к вам?
— Я знал Максима Николаевича ещё до прихода его в филармонию, даже не мог представить, что всё так получится. Ещё за полгода до моего юбилейного вечера он как-то обратился ко мне: «Ты пишешь песни, я бы тоже мог их исполнять». По его просьбе скинул некоторые свои произведения, но он отмалчивался. Когда он отказал мне в проведении творческого вечера, обращался за поддержкой в депкульт — ведь на словах Дегтерёв выступал за то, чтобы каждый артист имел в своём творческом арсенале программы и предлагал их, на деле же всё обернулось вон как. Руководитель департамента Сатюков ответил: «Вы же можете провести вечер и на другой площадке». До осени я ещё находился в филармонии, именно находился, так как меня совсем перестали приглашать в концерты. Мне было сказано, что я, видимо, не соответствую режиссёрским задумкам. После этого счёл невозможным оставаться в этих стенах. Обращался ещё в Министерство культуры, а ответ пришёл от Сатюкова: «По результатам рассмотрения директору Брянской областной филармонии Дегтерёву М.Н. указано на необходимость неукоснительного соблюдения порядка планирования работы учреждения, в том числе при организации концертной деятельности». Кажется, этой одной фразой сказано всё.
Курс, взятый нынче в области в отношении классической музыки и классических музыкантов, мне непонятен. Почитается так называемый лёгкий жанр, эстрадный. Я сам люблю эстраду, но у нас в фаворе фонограммное звучание — не только минусовки, но и плюсовки. Причём используются не только свои, но и чужие записи. При Сомовой (бывший руководитель областной культуры — прим. авт.), являвшейся музыковедом, была для музыки в регионе золотая пора, при Кривцовой всё сохранялось, а сейчас... ну, сами видите. В областном центре при Севченкове музыканты особо не жаловались, а после него всё пошло по пути упрощения, если не сказать примитивизации. Классика стала выдавливаться. Возобладала коммерциализация. От всех теперь требуют в первую очередь зарабатывать деньги. Даже от воспитанников детских музыкальных школ…
Когда роскошь необходима
Реакция на анонсированный Амбарцумяном уход из оркестра выявила одну обнадёживающую тенденцию. В нашем крае, оказывается, за 13 лет, пока существует этот коллектив, появилась количественно и качественно растущая прослойка поклонников высокого музыкального искусства. Конечно, было бы опрометчиво им восклицать: «Нас — тьмы, и тьмы и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами!». Но это означает, что Брянщина — не такая уж глухая и безнадёжная провинция и не царство маргиналов.
Здесь просится возвратиться к комментарию Г. Янченко про мудрость губернатора, которая, якобы, должна помочь сделать ему выбор между Амбарцумяном и симфоническом оркестром, с одной стороны, и организовавшими устойчивую группу поклонниками шедевров типа "Рюмки водки на столе". О том, какой в итоге сделан выбор — в конце публикации. Для начала надо вспомнить, как и для чего создавался брянский симфонический оркестр. Это была инициатива Е. Лаховой. Слово "губернаторский" в названии коллектива, скорее всего, должно было подкрепить начавший проседать авторитет тогдашнего губернатора Н. Денина. Одновременно — и побольше расположить его к этому коллективу. В первую очередь — с точки зрения финансирования и оказания других преференций. Все понимали, что симфонический оркестр для региона, в бюджете которого столько дыр, — это почти роскошь. Но вот тогда в итоге хватило мудрости понять, что это — необходимая роскошь. Устанавливалась своеобразная запруда, которая в извечном споре о соотношении высокого искусства и так называемой массовки не позволяет сделать это соотношение сползающим к оболваниванию, деградации. Денин тоже был не великий мудрец, но ему достало ума понять важность музыки, поднимающей людей над суетой, формирующей качественный вкус. А у Богомаза, судя по тому, как он повёл себя в зашедшем так далеко и так глубоко конфликте, такое понимание отсутствует напрочь. Здесь ему, возможно, мешает не столько ограниченность, сколько такие качества, как, с одной стороны, мстительность, а с другой — трусость. Только смелые лидеры не боятся, когда недостатки, проблемы выносятся для обсуждения в публичную сферу. Смелые не суетятся, не дают воли мести, а стараются найти наименее болезненный и наиболее оптимальный для всех выход. А какой он был найден в нашем случае?
Размахивая «трусами»
Через пару дней после демарша Амбарцумяна не имеющий даже слабой субъектности депкульт, а за ним и такие карманные электронные СМИ, как "Брянские новости", "Брянская губерния", "Новости Брянска" и иже с ними, опубликовали провластную версию произошедшего. Хотя и версией-то она не была. А был известный приём, который раскусил один из читателей "Брянских новостей" и описал его так: «А ты кто такой? Да у тебя у самого трусы в горошек!». Эти "трусы" в виде акта апрельской проверки концертного объединения городской контрольно-счётной палатой (подозреваем, это был тот самый акт, о котором говорила г-жа Вебер и который от неё прятали) вытащили на всеобщее обозрение только теперь, когда сильно подгорело. Точнее, не акт, а только один факт — трудоустройство в камерный оркестр Амбарцумяна одного из его сыновей. Три года тот, обучаясь в Москве, приезжал в Брянск подрабатывать в оркестре. Получал за это невеликие деньги — примерно восемь с половиной тысяч рублей в месяц. Набежало 263 тысячи 100 рублей. Их и заставили вернуть в кассу объединения. Те, кто размахивал "трусами", возможно, рассчитывали, что их судорожные телодвижения не позволят разглядеть другое, более важное. Если Амбарцумян-младший был трудоустроен неправильно, незаконно, то почему за это не ответил никто из тех, кто его трудоустраивал? И не потому ли акт скрывали, что никто в объединении за эти незаконные действия не ответил?
Сии вопросы в департаменте постарались заглушить сообщением, что «прокуратурой Советского района города Брянска проведена проверка соблюдения руководителем коллектива требований законодательства "О противодействии коррупции"». Этим неназванным руководителем неназванного коллектива, как следует из сообщения, был Амбарцумян-старший. Он, говорится в конце, «с результатами проверки грубых нарушений федерального законодательства согласился». Любопытно: что же это за грубые нарушения федерального законодательства, если для того, чтобы отделаться от них, достаточно с ними согласиться? И какие у прокуратуры могут быть претензии к г-ну Амбарцумяну, если возглавляемый им камерный оркестр не является юридическим лицом?
Синхронно с областным депкультом действовало и управление культуры Брянска. Его шеф Амелькин провёл по горячим следам "заседание работников культуры и искусства города Брянска". Как явствует из добытого нами протокола, на нём прессовали артистку городского академического хора О. Рыжикову, которая после увольнения Вебер представляет хор в руководстве городского концертного объединения. Причиной наезда стало то, что на страничке хора ВКонтакте также был размещён текст обращения работников культуры к губернатору и выражена солидарность с его содержанием. От г-жи Рыжиковой требовали удалить со странички «информацию, порочащую честь и достоинство руководителей отрасли "культура"». В противном случае амелькинцы грозили возбуждением уголовного дела по клевете. Позже узнали, что наехал "рюмочник" Амелькин и на художественного руководителя и главного дирижёра городского оркестра народных инструментов В. Вислобокова и замдиректора оркестра Т. Чухраеву…
Если заглянуть «за деревья»
Депкульт снова "засветился" в медиапространстве в среду, 18 июля. С трудом скрывая удовольствие, сообщил, что Амбарцумян подал заявление об уходе, и на его место поруководить оркестром уже выстроилась целая очередь желающих. Сатюков, Миронова и Богомаз думают, наверное, что сделанный ими выбор — наилучший. Нет Амбарцумяна — нет проблем, а уж с каким-то хором, международная слава о котором разве может сравниться с картофельными рекордами, и с другими творческими коллективами разобраться будет полегче. Всё это, однако, иллюзии людей, лишённых способности заглянуть "за деревья". А там откроется вот что. Любой, кто придёт на место "скандалиста" Амбарцумяна, неизбежно столкнётся с одержавшей победу организованной "культурной" группой с её вкусами, её нравами. И тогда ему придётся выбирать — либо повторить жест Амбарцумяна, либо подлаживаться под управленческий стиль ОКГ. Но во втором случае он обречён будет расстаться со своей "симфонической" идентичностью.
Иного не дано.
Николай БАБУШКИН