Борисов идёт по следу
Опубликовано: № 26 (423), 3 августа 2012 г.
Тема: Денин: путь на скамью подсудимых
На страницах нашей газеты неоднократно рассказывалось о противостоянии между бывшим руководителем аппарата обладминистрации Ю. Борисовым и сотрудниками Следственного управления Следственного комитета РФ по Брянской области, которые с упрямством, достойным лучшего применения, отказываются возбуждать уголовное дело в отношении губернатора Н. Денина, его заместителя Е. Локтиковой и экс-гендиректора ОАО "Снежка" А. Мельникова. Эти персонажи, напомним, были главными действующими лицами сорвавшейся попытки осуществить сделку купли-продажи здания Дома культуры в посёлке Путёвка Брянского района между птицефабрикой "Снежка" (продавец) и областным Комитетом по молодёжной политике, физической культуре и спорту (покупатель). Цена вопроса была высока — 38 миллионов бюджетных рублей, но в итоге денинская птицефабрика не получила ничего.
Борисов, до перехода в обладминистрацию работавший заместителем гендиректора "Снежки" по правовым вопросам, настаивает на том, что в действиях вышеперечисленных лиц имеется законченный состав преступления, следователи — всячески пытаются выгородить чиновников, один за другим штампуя отказы в возбуждении уголовного дела. Отказные постановления бывший соратник, а ныне непримиримый оппонент губернатора, обжалует в Советском районом суде Брянска. Два из них суд уже отменил, в настоящее время рассматривается заявление об отмене третьего.
Примечательно, что с каждым разом аргументация следователей становится всё смешнее. Так, в постановлении от 7 июля с.г. следователь из отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета А. Котенок приводит лишь два основания, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что в действиях Денина и компании отсутствует состав преступления. Первое: не установлен факт того, что Денину Н.В., Локтиковой Е.И. и Мельникову А.И. «заведомо было известно, что Дом Культуры в пос. Путёвка Брянского района не является собственностью ОАО "Снежка"». Второе: «Кроме того, проверкой установлено, что для приобретения Дома Культуры в п. Путёвка Брянского района из бюджета Брянской области были выделены лимиты бюджетных обязательств, сами же денежные средства не выделялись и из бюджета области не выводились. При таких обстоятельствах последствия, являющиеся обязательным признаком объективной стороны преступлений, предусмотренных ст. 285, 286, 159 УК РФ, отсутствуют».
Борисов утверждает, что выводы следователя надуманы, поскольку в материалах проверки есть достаточное число доказательств того, что и Денин, и Локтикова, и Мельников были прекрасно осведомлены о том, что "Снежка" не является собственницей здания Дома Культуры. Имеется подписанный Дениным, как председателем приватизационной комиссии предприятия, и Локтиковой, как членом этой комиссии, план приватизации "Снежки", в котором указывается, что Дом Культуры, детский сад и два многоэтажных дома в посёлке Путёвка остаются в государственной (муниципальной) собственности. Этот документ датирован 1993 годом, когда Денин являлся гендиректором "Снежки", а Локтикова — её главным бухгалтером. По словам Борисова, оригинал этого документа хранился лично у Денина: «В 2004 году Николай Васильевич передал мне оригинал плана приватизации для обозрения в арбитражном суде при рассмотрении дела по иску ОАО "Снежка" к администрации Брянского района об обязании последней принять на баланс два многоквартирных дома, которые остались в государственной (муниципальной) собственности. Оригинал документа, понадобившийся для приобщения к материалам дела его копии, впоследствии я вернул Денину. С 2004 по 2008 год прошло не так много времени, чтобы Денин мог забыть о существовании этого документа. Тем более что в 2006 году "Снежка" проводила инвентаризацию Дома Культуры и в инвентаризационном паспорте, изготовленном ГУП "Брянскоблтехинвентаризация", чётко указано, что документы на право собственности здания у ОАО "Снежка" отсутствуют».
Оспаривая второй вывод следователя, Борисов ссылается на ряд документов. Первый из них — постановление Пленума Верховного Суда от 27 декабря 2007 года "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате". Согласно второму абзацу пункта 4 этого постановления, «если мошенничество совершено в форме приобретения права (зачисление лимитов бюджетных обязательств на лицевой счёт Комитета по молодёжной политике, физкультуре и спорту как получателя) на чужое имущество (казна Брянской области), преступление считается оконченным со дня принятия иного правоустанавливающего решения (Закон Брянской области) уполномоченными органами власти (Брянской областной Думой) или лицом, введённым в заблуждение (руководителем комитета Пырсенковым И.Г.) относительно наличия у виновного (Денин Н.В., Локтикова Е.И., Мельников А.И.) или иных лиц (совет директоров ОАО "Снежка") законных оснований для владения (свидетельство о собственности), пользования или распоряжения (надлежаще заверенная доверенность от законного собственника) имуществом». Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ, «лимиты бюджетных обязательств — объём прав в денежном выражении (38 млн. рублей) на принятие бюджетным учреждением (Комитетом) обязательств (заключение договора) и их исполнение (оплата)».
В материалах проверки имеются четыре расходных уведомления. Первое — от 11 апреля 2008 года за подписью Локтиковой о зачислении лимитов бюджетных обязательств в размере 38 млн. рублей с лицевого счёта Финансового управления Брянской области, как главного распределителя (казны Брянской области) на лицевой счёт Комитета по физкультуре и спорту, как распределителя. Второе — от 15 апреля 2008 года за подписью Пырсенкова о зачислении лимита бюджетных обязательств с лицевого счёта комитета как распределителя на лицевой счёт комитета как получателя. Третье — от 9 октября 2008 года за подписью Пырсенкова о зачислении лимита бюджетных обязательств с лицевого счёта комитета как получателя, на лицевой счёт комитета как распределителя. И четвёртое, также от 9 октября 2008 года, за подписью Локтиковой — о зачислении лимита бюджетных обязательств с лицевого счёта комитета как распределителя, в казну Брянской области.
Таким образом, делает вывод Борисов, с 15 апреля по 9 октября 2008 года Комитет по физкультуре и спорту владел правом заключить с ОАО "Снежка" договор и оплатить 38 млн. рублей за не принадлежащий ОАО "Снежка" Дом Культуры.
Ссылка следователя на отсутствие объёмов финансирования расходов несостоятельна, так как это только механизм исполнения обязательств, принятых на себя комитетом. Согласно п. 5 ст. 219 Бюджетного кодекса в редакции, действовавшей в 2008 году, «это санкционирование оплаты в форме разрешительной надписи после проверки наличия документов» (акта приёма-передачи, выставленного счёта и других от ОАО "Снежка" к комитету).
В своей аргументации Борисов приводит ещё одно постановление Пленума Верховного Суда — "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными лицами полномочиями и присвоении должностных полномочий". В этом постановлении говорится: «Как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица (губернатор Брянской области, заместитель губернатора — начальник финансового управления Брянской области), которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий и оснований для их совершения».
Как заявляет Борисов, Денин и Локтикова знали, что Дом Культуры не является собственностью птицефабрики "Снежка", принадлежащей семье Денина, при этом, они обманули Брянскую областную Думу и продавили принятие областного закона о выделении 38 млн. рублей для оплаты ОАО "Снежка" за Дом Культуры. Денин поставил свою подпись под этим законом, Локтикова подписала расходное уведомление. Таким образом, делает вывод Борисов, Денин и Локтикова подлежат уголовному преследованию по совокупности ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершённое организованной группой или в особо крупном размере) и ч. 2 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), а Мельников А.И. — по ч. 4 ст. 159 УК РФ со ссылкой на ст. 30 УК РФ (приготовление к преступлению и покушение на преступление).
В течение июля по жалобе Борисова состоялись два судебных заседания, но дело не было рассмотрено в связи с неявкой Денина, Локтиковой, Мельникова и… представителя Следственного комитета. Очевидно, понимая, что с аргументами Борисова им не совладать, следователи избрали тактику максимально возможного затягивания разбирательства. И на этот раз они достигли поставленной цели — в связи с отпуском судьи рассмотрение жалобы перенесено на 7 сентября.
Ещё одна скандальная история, о которой тоже рассказывала наша газета (см.: «Пользуясь служебным положением» — "КБ", № 17, 11 мая с.г.), связана с выделением денежных средств из резервного фонда обладминистрации на проведение аварийно-восстановительных работ в ОАО "Снежка". В октябре прошлого года на губернаторской птицефабрике произошёл взрыв кормоцеха, а в конце декабря и начале января — родились два распоряжения губернатора. Ими этому частному предприятию, контрольный пакет акций которого принадлежит супруге и племяннице главы региона, переводилось 5 миллионов и 6 миллионов 840 тысяч рублей соответственно. Причём всё это было оформлено как перечисление средств на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации. В публикации мы подняли вопрос о том, что аварийно-восстановительные работы и чрезвычайная ситуация — это совершенно разные понятия и указали, что обязательно расскажем о том, какой будет реакция правоохранителей.
Время шло, никакой реакции не было. Не было до тех пор, пока этой ситуацией не заинтересовался Юрий Борисов. В настоящее время по его заявлению проводится полицейская проверка, в ходе которой уже выяснилось довольно любопытное обстоятельство. Оказывается, на "Снежку" поступили не два платежа, а три! Ещё 9 декабря прошлого года транзитом через Брянский район на счёт денинского предприятия отправились 10 миллионов рублей. Отвечая на запрос раскопавшего историю с финансированием "Снежки" депутата Брянского райсовета С. Кобзева, руководство финансового управления администрации района (начальник управления — А. Азарова) скрыло информацию об этом платеже.
Ставки выросли. Было без малого двенадцать миллионов — стало почти двадцать два! Складывается впечатление, что после воцарения А. Емельянова, родного брата находящегося в международном розыске криминального авторитета по кличке "Емеля", Брянский район превратился в своеобразную "прачечную" по отмыванию бюджетных денег. В отличие от времён, когда районом руководил С. Кошарный, сюда почему-то перестали наведываться сотрудники областной Контрольно-счётной палаты, довольно спокойно на происходящее реагируют прокуратура и полиция. В общем, тишь да гладь да божья благодать для всякого рода махинаторов. Но теперь эту тему замолчать уже не удастся. И не только потому, что делом о законности перечисления денег на "Снежку" занялся Борисов — прямую заинтересованность в объективном разбирательстве по этим фактам проявил и депутат Госдумы В. Потомский. А к запросам российского парламентария при всём желании не отнесёшься так, как отнеслась начальница райфинуправления Азарова к запросу депутата райсовета. Такой подход чреват очень большими неприятностями. И громкими уголовными делами, которые, впрочем, на Брянщине и без этого будут.
Николай ПЕТРОВ