Ставили на поток, но споткнулись на «перекрёстке»

Или о том, как через Центр безопасности дорожного движения пытаются организовать распил бюджетных средств

Опубликовано: № 11 (670), 23 апреля 2018 г.

Начальник ГКУ БО «ЦБДД» А.С. Петроченко (фото: cbdd32.ru)
Начальник ГКУ БО «ЦБДД» А.С. Петроченко
(фото: cbdd32.ru)

«Для Брянска закупили беспощадный авторадар» — заметка под таким заголовком появилась 9 апреля на сайте "Брянские новости" ("Брага"). Этот новостной ресурс известен как один из главных интернет-рупоров, используемых нынешней областной верхушкой в качестве инструмента для формирования необходимого общественного мнения по самым различным вопросам. Причём, знающие люди не раз убеждали нас, что делается это не только с политической подоплёкой, но и с коррупционной. Одним из примеров последнего как раз и может служить заметка про "беспощадный авторадар". Чем же так хорош этот новый радар? А главное — для кого он так хорош? Давайте попробуем разобраться.

Начнём с того, что существует несколько видов комплексов для фиксации правонарушений на дорогах. Одни устанавливаются на перекрёстках, другие — по ходу движения транспорта. Последние ещё называют "потоками", и именно о таком комплексе рассказывается в публикации "Браги".

«Брянский центр безопасности дорожного движения купил за два с половиной миллиона рублей прибор для фото- и видеофиксации нарушений дорожного движения. Самую низкую цену предложила компания "Премьер"», — говорит автор публикации. Остановимся на этом фрагменте поподробнее. Согласно открытым данным, совладельцами ООО «Центр современных технологий "Премьер"» являются два человека — бывшие сотрудники органов внутренних дел Дмитрий Лучкин и Дмитрий Долгинов. По странному стечению обстоятельств, человек с таким же именем — Дмитрий Долгинов — некоторое время назад занимал должность заместителя начальника отдела организации дорожного движения Управления автомобильных дорог Брянской области. На его страничке в сети Facebook можно найти информацию о том, что он трудился и в Управлении мировой юстиции. А занявшись с 23 января текущего года предпринимательской деятельностью, уже успел самолично стать победителем двух аукционов на поставку всё тех же "поточных" комплексов для фиксации нарушений правил дорожного движения. Один из этих аукционов состоялся в феврале (сумма контракта 7 миллионов 387 тысяч рублей), второй — в марте (4 миллиона 900 тысяч рублей). Такой прыти бывшего чиновника, а ныне предпринимателя, и стоящих за ним лиц можно, конечно, позавидовать, но вернёмся к аукциону с участием фирмы "Премьер".

Как следует из государственного контракта на поставку средства для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, заказчиком выступило государственное казённое учреждение Брянской области "Центр безопасности дорожного движения" (ЦБДД). Подчиняется эта структура региональному департаменту безопасности, то есть правительству области, в подчинении которого некоторое время назад работал и г-н Долгинов. Если копнуть поглубже, окажется, что "Премьер" не первый раз побеждает в проводимых ЦБДД аукционах — только за февраль-март текущего года у этой конторы сразу три победы. И вот что интересно: если к трём победам "Премьера", совладельцем которого является г-н Долгинов, добавить те две, которые Долгинов одержал как предприниматель, получается… пять из шести возможных. Лишь один аукцион выиграла фирма, не связанная с дуэтом Долгинов-Лучкин, и она поставила точно такой же радар, но стоимость его оказалась примерно на 50 тысяч рублей ниже. А у завода-изготовителя с учётом скидки для дилеров они приобретаются ещё на 250—300 тысяч рублей дешевле. Так что если на каждом поставленном радаре делать такие деньги, то с учётом количества комплексов, которое хотят закупить (примерно сто штук), у предприимчивого дуэта есть возможность "наварить" за год десятки миллионов рублей. Но, как выясняется, "на кону" стоят намного большие деньги…

Информация о том, что через ГКУ "ЦБДД" "пилятся" миллионы бюджетных рублей, к нам стала поступать давно. Причём суммы назывались такие, что поверить в их реальность было весьма затруднительно. Но вот перед нами протокол подведения итогов электронного аукциона, состоявшегося летом минувшего года. ЦБДД закупал комплекс автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения для установки на перекрёстках. В данном случае — на пересечении двух улиц в Бежице. Начальная цена контракта — 6 миллионов 527 тысяч рублей. Среди участников аукциона — две организации с "уральской" пропиской, причём одной из них является завод-производитель таких комплексов. Очевидно, "уральцы" и должны были "разыграть" между собой эти шесть с половиной миллионов, но… в дело вмешалась третья сила, которая в итоге и выиграла аукцион, предложив поставить необходимый комплекс за… 2 миллиона 774 тысячи. Несложно подсчитать, что итоговое снижение цены составило 57,5%. Ещё одно интересное наблюдение: вынужденный играть на понижение, уральский завод-изготовитель "упал" до 2 миллионов 806 тысяч. Но если сразу два участника торгов, в том числе завод-изготовитель, готовы поставлять комплексы по такой цене, не может не возникнуть вопрос: почему аукцион объявили со столь высокой начальной ценой контракта, не свидетельствует ли сие о попытке "распила" бюджетных средств? Дальнейший ход развития событий подсказал нам ответ — по надуманному предлогу контракт с победившим поставщиком был разорван. При этом, как сообщают наши источники, руководство ЦБДД объясняет свою позицию тем, что комплекс, закупленный по столь низкой цене… не сможет нормально работать. Странная логика, в законности и обоснованности которой сейчас разбирается областной арбитражный суд.

Закупки комплексов фиксации нарушений правил дорожного движения на перекрёстках временно приостановлены. Очевидно, в ЦБДД выжидают, когда стихнет шум и можно будет снова попытаться поставить на конвейер закупки по 6,5 миллионов. О том, что такая игра стоит свеч, свидетельствует немалое количество комплексов, которое планируется приобрести — по сведениям, полученным от осведомлённых лиц, счёт будет идти на десятки. И если каждый раз "отмывать" по 3,5 миллиона, можно только представить, какой жирный куш могут сорвать коррупционеры.

А вот закупки комплексов-"потоков" продолжаются. И, как мы уже говорили, этот рынок пытается монополизировать связка двух Дмитриев, бывших сотрудников милиции-полиции Долгинова-Лучкина. Один из них приятельствует с нынешним начальником ЦБДД Александром Петроченко, который также носил мундир, а около десяти лет назад даже возглавлял некоторое время городское УВД. Который, плюс ко всему, является уроженцем областной "кузницы кадров" Стародубщины. Возможно, именно это приятельство и является истинной причиной тех побед, которые одерживают ИП Долгинов и фирма "Премьер". Так, например, для того, чтобы никто случайный не помешал долгиновским триумфам, организаторы аукционов проводят закупки у субъектов малого предпринимательства (это ведь не запрещено, а даже приветствуется), ну а для того, чтобы не допустить такого же облома, какой случился в прошлом году с комплексами-"перекрёстками", в конкурсной документации к описанию комплекса было добавлено слово "радарный". Как говорят специалисты, с точки зрения фиксации нарушений правил дорожного движения эта деталь мало что значит, но зато существенно сокращает количество нежелательных участников торгов. Ну а поскольку рано или поздно такая уловка могла стать достоянием гласности, по противникам бюджетных "распилов" был нанесён упреждающий удар в виде статьи про "беспощадный" радар.

Тут бы озаботиться происходящим помощнику губернатора по госзакупкам по фамилии Шкуркин, но, боимся, ему эта тема не по зубам. Ведь вряд ли ради финансового благополучия каких-то двух Дмитриев стали бы так суетиться чиновники и журналисты. Как считают наши источники в правоохранительных структурах, фирма "Премьер" и предприниматель Долгинов — лишь "пехота", а "банкуют" в этой истории совсем другие лица. Кто они, эти лица? На этот вопрос мы попытаемся ответить в следующей части нашего журналистского расследования.

Григорий РОКОТОВ

Читайте ещё