Два взгляда на один приговор

Опубликовано: № 9 (705), 17 апреля 2019 г.

Виктор Новиков (фото: «Адвокатская газета»)
Виктор Новиков
(фото: «Адвокатская газета»)

20 марта 2019 г. Советским районным судом г. Брянска вынесен приговор экс-президенту Адвокатской палаты Брянской области В. Новикову. Он вызвал неоднозначную реакцию. Эту неоднозначность мы решили проиллюстрировать двумя откликами. Они во многом расходятся по своим оценкам. О том, кто ближе к истине – житель областного центра, не юрист Ю. Миронов или юрист, общественник С. Маслов – судить читателям.

 

СЧИТАЮ ЭТО ПРОВОКАЦИЕЙ…

Оговорюсь, я, не являясь профессиональным юристом, не могу судить о законности этого приговора, присутствовал при его провозглашении как наблюдатель, а ранее слышал выступления в прениях, последнее слово подсудимого. Ничего плохого не могу сказать о ведении процесса председательствующим, всем давалось слово и сказанное выслушивалось внимательно. Но вот громом прозвучало: «…без изоляции не исправится, 2 года 6 месяцев лишения свободы». Зная Новикова более 30 лет, по-прежнему уважая его, будучи благодарным ему за когда-то оказанную мне адвокатскую помощь, хочу высказаться о возникших у меня сомнениях. Не попал ли он под замах пресловутой борьбы с коррупцией? Может быть, стечение обстоятельств сыграло с ним злую шутку? Не секрет, что при проведении квалификационных экзаменов, конкурсов на занятие должности, причём не только в адвокатуре, принято помогать "нужным людям". Опровергать это будет только излишне наивный или недобросовестный. Предосудительна такая "помощь"? Думаю, да. Бескорыстна такая помощь? Вряд ли.

Итак, эпизод первый. К действующему президенту адвокатской палаты приходит на приём иногороднее лицо М., бывший следователь, и сообщает о желании стать членом палаты, якобы при этом идёт торг о сумме, причём фигурируют смешные 15 тысяч рублей. И тут внезапно проснувшееся чувство гражданского долга заставляет М. обратиться в соответствующую службу, дальнейшее происходит уже под её контролем. Получив заранее экзаменационный билет, выучив его, сдаёт экзамен квалификационной комиссии, в составе которой числится чуть ли не 15 членов, в т.ч. действующие судьи. Открытым голосованием именными бюллетенями квалификационная комиссия присваивает М. статус адвоката, бюллетени должны на протяжении ряда лет храниться в делопроизводстве палаты. После этого при рукопожатии вручается мзда, которая не глядя засовывается в левый карман брюк. Вы поверили? Я – нет, так дела не делаются. Деньги передаются только заранее.

Второй эпизод. Предъявлено обвинение в покушении на получение уже 100 тысяч рублей от соискателя Т., действующего адвоката из Кыргызстана, причём ходатаем за последнего выступил адвокат палаты П., в котором также забурлила совесть после предложения совершить задуманное, и он также обратился куда следует. Соискатель российского адвокатского статуса Т. благополучно его получил, сдав экзамен квалификационной комиссии адвокатской палаты Брянской области. Кстати, на сегодняшний день действующий статус российских адвокатов сохраняют и М., и Т., которые сдавали экзамены по полученным от Новикова билетам и «сами подготовили для себя дополнительные вопросы» (из пресс-релиза СУ Следственного комитета РФ по Брянской области от 21.03.2019 г.). Сдали экзамен по "фальшивым" билетам и самостоятельно подготовленным для себя вопросам, а статус адвоката действует? Хорош статус! Почему Новиков был задержан после получения денег от М., почему не дождались получения 100 тысяч по второму эпизоду? Дождавшись их получения, можно было бы сразу положить фигуранта на лопатки. Пожалели? Вряд ли. Решили не рисковать. По характеру Новиков – человек резкий, мог взять, а мог и… Мог Новиков действовать за всю экзаменационно-квалификационную комиссию? По положению о ней – не мог, тем более что её решения признаны законными и не опровергнуты, даже никем не поставлены под сомнение. Может быть, стоило рассмотреть версию о получении незаконного вознаграждения или о мошенничестве, раз уж президент палаты не повлиял и не мог повлиять на решение комиссии о присвоении адвокатского статуса?

Далее. Пункт 5-й статьи 6 Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" прямо запрещает «негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность», сам статус адвоката в соответствии с Законом исключает «негласное сотрудничество». Кодекс профессиональной этики адвоката предписывает не наносить ущерба авторитету адвокатуры и избегать действий, направленных к подрыву доверия. Какое доверие может быть у народа к М., Т. и П., если они сами, по их словам, пришли и предложили, а затем "сами раскаялись", инициировали уголовное производство? Как хотите, но я лично считаю действия М., Т. и П. провокацией. Я не уловил, было ли судебное решение по "наблюдению" и "оперативному эксперименту" в рамках оперативно-розыскных действий, всё же Новиков, по идее, должен охраняться Главой 52 УПК РФ, для чего тогда её писали? Все следственные и процессуальные действия должны были сопровождаться согласием суда. Они имеют законную силу, если гражданин идёт на преступление по своей инициативе, то есть вымогает, а не подвергается обработке или принуждению. Гражданин, а адвокат тем более, не должны становиться объектом отлова.

И ещё. Бывший главный психиатр Брянской области И. Зайцев был схвачен с поличным за то, что за чистую взятку дал неадекватному психически гражданину разрешение годности на вождение автомобиля, да ещё и украл деньги, заработанные своими сотрудниками. Представьте себе картину, как такой пациент психиатра со свистом мчится по дороге… Махровый взяточник под стражу до суда не помещался, как и прежде работал психиатром, получил штраф и даже текста приговора нет на сайте Володарского районного суда г. Брянска, где его осудили. Кто общественно опаснее – Новиков, добровольно ушедший в отставку, или действующий в прежнем амплуа Зайцев? В марте 2018 года за аналогичные вменяемым Новикову действия был задержан вице-президент Адвокатской палаты Башкортостана Р. Фарукшин. Этот атлетически сложенный молодой человек 35 лет от роду ещё дожидается суда под домашним арестом. Зачем было 63-летнего старика, перенёсшего распространённый инфаркт, держать в тюрьме девять месяцев и назначать ему два с половиной года колонии? Считаю, это моё мнение, его отправили на смерть.

Юрий МИРОНОВ

 

МНОГИЕ ЗНАЛИ, ЧТО ОН «БЕРЁТ»…

В своё время, когда избирали руководителя областной адвокатской палаты, мнения разделились. Я выступал против кандидатуры Новикова, но тогдашний замгубернатора Н. Сарвиро, курировавший деятельность правоохранительных органов, сумел убедить меня, что как раз эта кандидатура – самая подходящая. Очень скоро стало ясно, что это не так. Новикову удалось подмять коллегиальные органы – Совет палаты, квалификационную комиссию. В последней судьбу претендентов на адвокатский статус решал Виктор Николаевич. Такая кадровая политика приводила к удивительным вещам, когда адвокаты не знали русского языка. Когда, напомню, одного из них задержали, то он потребовал… переводчика.

Многие коллеги знали, что Новиков "берёт". Его страсть к обогащению проявилась сполна, когда он решил построить для адвокатской палаты офис. С членов палаты, их было более трёх с половиной сотен, запросили "под" это по три тысячи рублей, потом – ещё по три плюс ежемесячно по 650 рублей на "отделочные работы". На меня дважды накладывали дисциплинарные взыскания за отказ платить на строительство офиса, а в 2009 году был лишён адвокатского статуса. Члены квалификационной комиссии низко опускали головы, когда Новиков говорил про неисполнение мною решения Совета палаты, хотя оно было изначально незаконно. Всё делалось без договора, без какой-либо сметы. Руководитель сам установил сумму. Я оспорил лишение статуса в Советский райсуд. Новиков принёс туда вместо документов, подтверждающих, что деньги собираются под строительство офиса, копию договора от 2007 года. Я попросил представить оригинал для проведения экспертизы на достоверность документа. Суд меня поддержал. Тогда Новиков представил договор от 2008 года, хотя деньги собирались с 2003 года.

Одновременно с офисом по улице Степной, 10 (более 150 кв. метров) этот господин решил приобрести за собираемые с адвокатов деньги ещё и нежилое помещение в строящемся доме по улице Фокина площадью 754 квадрата и оформить его на себя. Этот офис предназначался для ещё одного адвокатского образования, которое возглавлял Новиков – Коллегии адвокатов Брянской области. Обставлено всё было так, что его сын, студент, дал 11 миллионов на строительство офисного помещения, но коллегия, которая является некоммерческой организацией, не смогла вернуть ему эту сумму. И тогда он через дарение передал его папеньке. Никто из адвокатов не пытался даже разобраться во всём этом.

В декабре 2018 года на областной конференции адвокатов я передал своё обращение об 11 миллионах приехавшему в Брянск вице-президенту Федеральной палаты адвокатов Галоганову, но он сказал: пусть-де этим занимаются правоохранительные органы. По его совету обратился с заявлением в УМВД России по Брянской области, ответ на него пока не получил.

Для многих остаётся загадкой, как г-н Новиков с его хамскими замашками сумел "поработить" Совет палаты, квалификационную комиссию. И это несмотря на то, что в ней есть представители областного суда, Минюста. Своих коллег он, можно сказать, гнул через колено. Хамство буквально пёрло из него. В кулуарах постоянно шли разговоры о том, как покупается в Брянске адвокатский статус. Такая политика не могла не привести к падению профессионального уровня защитников.

Приговор я считаю справедливым. Надо отдать должное сотрудникам УФСБ, которые пресекли новиковские поборы. Если взять во внимание, что это была уже система, то Новиков ещё легко отделался. К нему могут относиться по-разному. У меня от общения с ним – только негатив. Когда у нас разгорался конфликт, мне предложили с ним примириться. Я сделал этот шаг. И тут же из-за угла получил новую оплеуху. Тогда понял, что этот человек не обременяет себя исполнением своих же обязательств. А таких людей называют отморозками.

Он сделал всё, чтобы в Брянской области было как можно меньше адвокатских кабинетов, дело в том, что их обитатели – люди более самостоятельные, независимые. А он хотел от коллег полной зависимости. Чтобы и дальше обогащаться.

Сумма, на которой попался руководитель, не важна. Главное – сделанный шаг к очищению адвокатского корпуса: после возбуждения уголовного дела Новиков "добровольно" ушёл в отставку. Хотя, насколько информирован, практика, введённая Новиковым, продолжается. Сегодня в палате председательствует человек новиковского пошиба – Ю. Михайлов. Его действия адвокаты также "стесняются" контролировать. А этот контроль надо было бы начать с вопросов, как этот вчерашний гражданин Казахстана стал гражданином России, как без надлежащего стажа стал адвокатом? Короче говоря, всё может пойти по мрачному новиковскому сценарию.

Сергей МАСЛОВ

Читайте ещё