«Поддерживаю вас хотя бы подпиской»
Опубликовано: № 14 (710), 12 июня 2019 г.
Тема: Богомаз против "КБ"
Стою в очереди на почте. К стойке подходит мужчина пенсионного возраста. Начинает заполнять подписной бланк. Обращается с каким-то пустячным вопросом.
— Вы, наверно, впервые занимаетесь этим делом? — спрашиваю, кивая на квитанцию.
— Да это жена попросила. Она на работе сейчас, в школе. Их заставляют "Учительскую газету" выписывать. Нашу, брянскую.
— Как заставляют? Это же незаконно.
На лице собеседника проступает раздражение.
— Она у меня с высшей категорией, а всё равно опасается, попросила сходить на почту. Говорит, чтобы отцепились. Ну не отцепятся же, если не подпишется. Вон ещё полгода назад подписка на эту пустую газету стоила 400 с лишним рублей, а теперь подскочила почти до 600.
— Ну а если бы заломили 1000 рублей за полугодовую подписку, всё равно бы пришли подписывать?
— А что мы можем? Мы — как рабы. Вот у нас коммунальные тарифы всё повышают и повышают, а подъезды не убираются. Но всё равно платим. А что сделаешь? Были времена, когда даже по анонимке могли не просто разобраться, но и посадить, а сейчас жалуйся — не жалуйся…
Прервала наш диалог сотрудница, принимавшая у меня плату. Казалось бы, отошёл от стойки — и забыл этот эпизод. Но он заставил задуматься о некоторых вещах. Спросить: как так получилось, что в демократической (по Конституции) стране человеку могут указывать, что ему читать, откуда черпать информацию? Почему так легко оказывается привить рабское начало? Даже как в данном случае, — учителю с высшей категорией. Читал, что и другим группам бюджетников выкручивают руки, заставляя выписывать ненавистный им "Брянский рабочий". И выписывают же, терпят это оскорбление. В то же время мой "Комсомолец Брянска" гнобят по полной. Не знаю, как кто, а я без вашей газеты чувствовал бы себя глухим и слепым. В Брянской области только ваша газета может написать о том, о чём другим велено молчать. Или лукавить. Поэтому поддерживаю вас хотя бы подпиской.
В.С. Андронов,
г. Брянск
От редакции
Не так часто получаем такие письма. Спасибо за признательность и поддержку. Это и укрепляет нас в уверенности, что находимся на правильном пути, стараясь честно исполнять журналистский долг. Немного о том, что нас гнобят. Да, продолжают гнобить, по-прежнему действует запрет на распространение "Комсомольца" в киосках "Брянсксоюзпечати", по-прежнему не дают печатать газету в брянской типографии. Но нашим спасением является то, что власть брянского губернатора не распространяется на другие регионы. Например, на ту же Белгородчину, где уже второй год печатается "Комсомолец Брянска", и мы благодарны нашим белгородским партнёрам за безукоризненное исполнение ими своих обязательств.
Конечно, сотрудничать с типографией "Труд" в соседнем Орле нам было бы удобней, и мы предпринимали попытки возобновить наши контакты. После замены губернатора В. Потомского, который по просьбе брянских власть предержащих запретил "Труду" печатать наше издание, была надежда, что его преемник А. Клычков прекратит произвол. Увы, ни наше обращение к нему лично, ни подключение к поиску выхода из этой возмутительной ситуации секретаря ЦК КПРФ С. Обухова ничего не изменили. Мы благодарны Сергею Павловичу за то, что он, как и обещал, довёл до сведения руководителя КПРФ Г. Зюганова нашу информацию о покушении на свободу слова на Брянщине и просьбу повлиять на страусиную позицию "коммунистического" губернатора Клычкова. И вот какой был у всего этого итог. В редакцию позвонила сотрудница аппарата правительства Орловской области, сказала, что «Андрей Евгеньевич поручил проинформировать вас, что он лично переговорил по вашей проблеме с Геннадием Андреевичем». И добавила лишь, что письменного ответа на наше обращение к Зюганову мы не получим. Это было всё, что она могла сообщить.
Для нас такие вещи в исполнении г-на Клычкова были ожидаемыми. Ведь на тот момент было уже хорошо известно про особые отношения, которые установились между ним и брянским губернатором А. Богомазом. Достаточно привести лишь два примера. В январе в северной столице отмечалось 75-летие полного снятия блокады Ленинграда. Мероприятия, посвящённые этой дате, посетил и Богомаз, который, как сообщили местные СМИ, возложил цветы к мемориалу на Пискарёвском кладбище вместе со своим заместителем Г. Лемешовым и орловским губернатором Клычковым. А в опубликованном в феврале фондом "Петербургская политика" рейтинге глав регионов по числу губернаторов, подписанных на Инстаграм-аккаунты, наш Богомаз расположился на последнем месте. Оказалось, что у него всего лишь один такой подписчик — Клычков. Всё это, конечно же, неслучайно…
Ко всему прочему, Клычков, препятствующий печати на подведомственной ему территории газеты с критикой его коллеги, брянского губернатора, мог руководствоваться и вот какой логикой: ну а что, если и на Орловщине кому-то вздумается критиковать меня? Я поступлю со своими критиками также, как и Богомаз, я им не дам жизни у себя, вымету их из области. И куда они подадутся? Скорее всего, в соседний Брянск. Ну а там Александр Васильевич даст своей типографии соответствующую установку, и кооперативными усилиями мы прижмём к ногтю этих писак… Не берёмся утверждать, что именно этот ход мыслей самый точный, но подсказывает их сама жизнь.
И последнее. На проходившем 14—16 мая медиафоруме Общероссийского народного фронта "Правда и справедливость" была представлена обновлённая карта нарушений прав журналистов. На ней Брянская область до сих пор значится в числе регионов, о положении в которых не имеется информации. Это тоже не показалось нам странным, поскольку хорошо известно, что такое Общероссийский народный фронт, на кого и на что он работает. Напомним, в 2016 году мы направляли в центр правовой поддержки журналистов ОНФ обращение, в котором довольно подробно рассказали о том, как брянская власть пытается расправиться с неугодным изданием, препятствуя его изданию и распространению на территории области. Нам пообещали разобраться, но даже ответа до сих пор не направили. Ну а о том, как "разобрались" "фронтовики", даёт полное представление опубликованная карта.