«Выборов на Брянщине нет»
Опубликовано: № 25 (721), 6 сентября 2019 г.
В воскресенье, 8 сентября, на Брянщине состоятся выборы депутатов областной Думы и представительных органов местного самоуправления в большинстве районов области. Освещая избирательную кампанию, мы представили читателям возможность ознакомиться с тем, как оценивает её перипетии наш постоянный автор, политолог Владимир Горбачёв (материал «От самодискредитации до банкротства» был опубликован в № 20 газеты). Недавно один из внештатных авторов "Комсомольца Брянска" встретился и побеседовал с политтехнологом Леонидом Кучером, побывавшим в нашей области, если можно так выразиться, в разгар избирательной кампании. Его взгляд на выборы по-брянски мы предлагаем сегодня вниманию читателей.
— Леонид Григорьевич, вы в наших краях какими судьбами?
— Я здесь проездом. Приехал на несколько дней к друзьям.
— И, наверное, сразу узнали, что на Брянщине грядут выборы…
— Напротив, у меня возникло ощущение, что нет выборов на Брянщине.
— Как это нет?
— Мне попала на глаза единороссовская агитационная газета "Брянщина родная". Её содержание повергло в шок. Как будто специально подбирали самые неудачные фотографии первой тройки. В итоге на первой странице слева на нас смотрит хищная Лиса Алиса, справа лукавый Кот Базилио, а по центру — Дуремар. Остаётся обманутым чувствовать себя Буратино-избирателю. На развороте — ещё хлеще. По две фотографии кандидата на странице, что считается дурным тоном. Губернатор сфотографирован стоящим за кожаным креслом — прозрачный намёк на то, как оно ему дорого и как он за него держится. С тем же малопривлекательным выражением лица, что и на первой странице! У Базилио, то бишь председателя облдумы, видимо, других фотографий нет вообще. Учительница по фамилии Журавлёва выглядит лучше, но зачем писать о том, что она мать погибшего офицера? Это ведь палка о двух концах — такая деталь сколько привлечёт, столько и оттолкнёт людей. Я уже слышал, что она на крови сына пиарится. И это я не углублялся в содержание текста, который основная масса людей даже читать не станет.
Поглядел на единороссовские билборды, на "наглядку" в магазинных витринах — с них на избирателей смотрят лощёные, обработанные фотошопом физиономии. Слоганы типа "сделаем лучше", "услышать каждого" и т.д. диссонируют с ожиданиями простых людей. Такой подход уже не актуален. После пенсионной реформы, когда власть никого не услышала, сделала всем хуже, всё это работать не будет.
Можно сделать однозначный вывод, что на Брянщине над качеством агитационных материалов партия власти не задумывается, ставка, видимо, сделана на послушных бюджетников, которых мобилизуют в день голосования, и на прочую выборную "химию". Поэтому наличие агитации — просто формальное соблюдение закона и традиций. Словом, если говорить о содержании, то выборов на Брянщине нет. Разве не так?
— А почему происходит так?
— Во-первых, экономическая ситуация ухудшилась. Пятый или шестой год подряд падают реальные доходы людей. А реформы, добавившие людям проблем, разрушили своего рода общественный договор электората с властью: ты, власть, даёшь нам богатеть, а мы закрываем глаза на все твои проделки. Выборы при таком положении вещей обессмысливаются, этот спектакль был нужен разве что для формирования общественного мнения на Западе.
Во-вторых, власть сегодня не может сформировать новую злободневную повестку дня, которая сплотит людей вокруг какой-то идеи. Люди озабочены тем, как выжить, и это уже настраивает их против власти.
— Вы хотите сказать, что чиновники себя неправильно ведут?
— И это в том числе. Я имею в виду не только набившие оскомину высказывания типа: "денег нет, но вы держитесь" или "вам никто ничего не должен"… Например, смотрю дебаты по брянскому телевидению. Речь об образовании. Оппозиция критикует власть за бездумную оптимизацию учреждений, которые тупо закрывают. Журавлёва объясняет, мол, это улучшило обеспечение оставшихся школ. Я вижу, что она даже не подозревает, что публично расписывается в "людоедстве". Ведь за счёт оптимизированных учителей поднимают зарплату оставшимся. А присмотритесь к лицам, заполнившим студию. К этой кочующей агитбригаде, сформированной властью. В глазах читается недоверие и безнадёга. Вот этого как раз чиновники не осознают. Измельчали они. Это раньше они проходили различные ступени подготовки, сегодня же каких только чудаков не увидишь во власти…
Ваш губернатор возглавляет партийный список "ЕР". Как я слышал, политическую карьеру он заканчивать не собирается, так как это может привести к краху его семейного бизнеса. Значит, нужен солидный процент за единороссов, чтобы показать для Москвы контроль над регионом. Но поскольку должного авторитета у "ЕР" нет (даже ВЦИОМ даёт ей 28 процентов голосов), выборный процесс превращается в спецоперацию. А это однозначно вызовет прилив негатива у населения. В Москве этот негатив крепчает вовсю. Либеральная оппозиция там открыто уже говорит, какие категории чиновников она люстрирует и за что.
— Вы полагаете, что либералы придут во власть?
— У них всё есть для этого: СМИ, организованность, "башни" в Кремле. Более того, они чётко показали, что действующую власть не боятся. После дела Голунова правоохранители деморализованы. Всем уже очевидно, что эта политическая конструкция на излёте, ресурсов для её сохранения нет. Значит, будут серьёзные изменения — об этом трубят уже все политологи.
— Исходя из этого, последует ещё один передел собственности?
— Уже идёт. Те, кто сегодня у руля, и рады бы "соскочить с поезда", но озабочены тем, как сохранить нажитые активы. А никак! Хозяева денег не они, многие из них этого так и не поняли. Нет в России системы защиты собственности и капиталов, да и будет ли? Как только ты теряешь власть — у тебя отбирают всё. Попытаешься вывезти капиталы за рубеж, там у тебя тоже всё отберут и ещё сделают персоной нон-грата. У Дерипаски же всё отжали западные партнёры. Абрамович готов бежать из Лондона в Израиль. Вексельберг уже заныл, что это не гуманно, когда его не пускают в США встретиться с семьёй, а семью побаивается вернуть в Россию. У тех, кто потерял власть в России, отбирают всё.
— А что вы можете сказать про оппозицию?
— Она такая, какая может быть в данной системе.
— Какую-то безрадостную картину вы нарисовали, безвыходную.
— Выход есть всегда. Можно было бы пройти трудный период без потрясений, и в иных странах это удаётся. Законы развития общества действуют помимо нашей воли. Их указом губернатора или даже президента не отменишь. Поэтому тем, кто у руля, стоило бы внимательно изучить классиков. Их игнорирование и приводит к потрясениям.
Беседовал Геннадий КАПЛИН