Под властью демагогов

Опубликовано: № 13 (745), 7 июня 2020 г.
Тема: Восстановление усадьбы А.К. Толстого

Александр Коробко и Владимир Оборотов
Александр Коробко и Владимир Оборотов

Согласно «Словарю иностранных слов», демагогия — это использование лживых обещаний, преднамеренное извращение фактов и лесть для достижения той или иной цели. Наполеону Бонапарту приписывают фразу: «Лучшее средство борьбы с демократией — демагогия». В Брянском областном правительстве этим искусством в высшей степени владеет департамент культуры (далее депкульт — прим. авт.), который в последние годы друг за дружкой курируют заместители губернатора А. Коробко и В. Оборотов. Главное в работе этого ведомства и его кураторов — удачно подобрать исполнителя-писарчука, умело разводящего демагогию в отписках на жалобы граждан.

Эстафета вранья

У г-на Коробко и директора депкульта Е. Кривцовой функции такого писарчука блестяще исполнял Ю. Сатюков. Вот лишь один пример. По просьбе г-жи Кривцовой в 2016 году я заключила договор с фирмой ООО "Профреставрация" на оказание консультационных услуг при разработке проектной документации по сохранению памятника культуры — усадьбы А.К. Толстого. Фирма оказалась мошеннической и, не выполнив моих рекомендаций, разгромила мемориальные объекты усадьбы, после чего "смотала удочки". Понятное дело, не заплатив за работу.

Когда я обратилась в Министерство культуры РФ с жалобой на то, что вместо реставрации в усадьбе проводится реконструкция, в ходе которой уничтожаются мемориальные объекты, Коробко направил в столицу сочинённую Сатюковым бумажку, в которой заявил, что «позиция В.Д. Захаровой по вопросам реконструкции усадьбы была ключевой и учтена, а труд оплачен». Из этого следовало, что объекты усадьбы разгромлены… по моей рекомендации. Вскоре после того, как потребовала предоставить доказательства изложенного в послании замгубернатора в министерство, обнаружила в своём почтовом ящике необычное послание: оказывается, чиновники состряпали и направили от моего имени письмо в "Профреставрацию" с просьбой оплатить мой труд. Но поскольку в адресе столичной конторы была допущена ошибка, конверт переслали по обратному адресу. То есть мне. А переписка с депкультом завершилась тем, что 24 октября 2018 г. мне пришло сочинённое Сатюковым сообщение от Кривцовой: «считаю возможным прекратить переписку по данному вопросу».

Работавшего юристом депкульта Сатюкова повысили в должности, теперь он заместитель Кривцовой. По моему убеждению, это стало платой за то, что он сумел "отмазать" Коробко в судебном процессе по моему иску. Напомню, предметом судебного разбирательства было бездействие куратора культуры в региональном правительстве, в результате чего и стало возможным уничтожение мемориальных объектов усадьбы. Тогда на спасение куратора были брошены сразу три правительственных юриста, но самым шустрым из них оказался именно Сатюков, добившийся положительного для шефа результата, введя судью в заблуждение. После этого в отписках на мои жалобы и обращения стала фигурировать сатюковская фраза: «Советским районным судом г. Брянска оставлено без удовлетворения Ваше заявление о признании незаконным бездействия должностных лиц администрации и Правительства Брянской области».

На бездействие Коробко обратили внимание и члены рабочей группы "Сохранение культурного наследия" Консультационного совета по культуре при губернаторе. В их жалобах, адресованных А. Богомазу, обращалось внимание и на то, что этот господин незаконно занимает место председателя Консультационного совета. Но вместо того, чтобы устранить нарушения закона, губернатор устранил… Консультационный совет, подписав 8 мая 2019 г. указ № 69 о его ликвидации и избавившись тем самым от надоедливых защитников культурного наследия. Ну а вскоре у брянской культуры поменялся куратор — вместо г-на Коробко им стал другой замгубернатора — В. Оборотов. У которого был уже свой писарчук — К. Цвилёва. Что поменялось? Ничего. Только вместо одних демагогов отписки стали строчить другие.

Поскольку усадьба А.К. Толстого в Красном Роге с 2017 г. пребывает в разрушенном состоянии, а назойливые общественники одолевали чиновников вопросами о её дальнейшей судьбе, 11 октября 2019 г. Богомаз подписал постановление № 475-п, контроль за исполнением которого возложил на Оборотова. Этим документом выделялось 150 миллионов рублей, но не на восстановление усадебных объектов, а на их реконструкцию и… корректировку некоего проекта. Какого именно из трёх проектов, которые разрабатывались разными столичными фирмами, в постановлении не говорилось.

Четыре года назад членам инициативной группы "В защиту А.К. Толстого", координатором которой я являюсь, приходилось сталкиваться с проектом реконструкции усадьбы, разработанным ЗАО "НИНЭ им. П.М. Третьякова" совместно со студентами двух вузов — МАРХИ (г. Москва) и БГИТА (г. Брянск) под руководством некоего Р. Прокопишина. Сей "проект" представляет собой полное искоренение мемориальных объектов и устройство на территории усадьбы детских, спортивных и эстрадных площадок, установку в мемориальном парке 160 фонарей, беседок и дорожек, устланных крошкой из мрамора, резины и кирпича, окрашенных в разные цвета, сооружение над погребом стеклянного купола. А своеобразная вишенка на торте — предложение переоборудовать баню, построенную в послевоенные годы располагавшимся на территории усадьбы домом отдыха, в "графскую конюшню". Большего кощунства над памятью классика русской литературы трудно представить! Естественно, общественники допустить такого издевательства не могли, и "зарубили" прокопишинский проект на общественных слушаниях. Но г-н Прокопишин никуда не подевался и продолжал лоббировать свои проекты — кроме Красного Рога он надеялся подзаработать ещё и на реконструкции памятных мест в Севске, Юдиново и Хотылёво. Поэтому сразу после знакомства с губернаторским постановлением у нас возник вопрос: не прокопишинский ли проект решили реанимировать брянские чиновники?

С этим вопросом 28 декабря 2019 года мы пришли на приём к замгубернатора Оборотову. Владимир Николаевич и участвовавший в беседе Сатюков заверили нас, что проект, разработанный ЗАО "НИНЭ им. П.М. Третьякова", отклонён и будут проводиться торги на разработку проекта другим подрядчиком (есть аудиозапись беседы). Каково же было удивление моих единомышленников, когда в письме Оборотова, датированном 28 февраля 2020-го, было сказано, что дорабатывают проект именно этой фирмы… Что изменилось за два месяца? С этим вопросом мы собирались снова прийти на приём к Оборотову, но сначала помешал коронавирус, а потом стало известно, что курировать культуру в областном правительстве будет снова Коробко.

Г-н Оборотов отметился не только словесными манипуляциями вокруг проекта реконструкции толстовской усадьбы. Чтобы нейтрализовать и опорочить меня как главного противника уничтожения этого памятника культуры, он запустил в оборот очередную порцию лжи. Так, спикер областного законодательного органа В. Попков, отказывая нам в просьбе заслушать г-жу Кривцову на заседании думского комитета по культуре, написал: «По информации заместителя губернатора Брянской области В.Н. Оборотова факты, изложенные Вами в многочисленных обращениях, направленных в последние годы в органы государственной власти и структуры, не находили своего подтверждения, что отражено в ответах, направленных в Ваш адрес». Дважды обращалась я письменно к Оборотову с просьбой познакомить меня с этими ответами, коль уж они известны ему, а не мне, или хотя бы сообщить даты этих документов. Тщетно. Тот же результат, что и с Коробко.

Это лишь часть ухищрений, у которых многолетняя история. Когда-то ныне отчалившая в Израиль бывшая начальница областной культуры Н. Сомова, активно продвигавшая на Брянщине идеи Дж. Сороса и успевшая перед своей бесславной отставкой приютить в нашем регионе г-на Прокопишина, пыталась засудить меня в судах, заказывала пасквили на мои исследовательские труды и даже засылала сотрудников областного краеведческого музея в архивы Петербурга с тайным заданием найти опровержение моим научным изысканиям. Безрезультатно. Но дело Сомовой живёт и процветает. Брянских чиновников, мозг которых, складывается впечатление, уже давно и неизлечимо поражён коронавирусом вранья, устраивает ложь и непрофессионализм. Взять хотя бы семейный подряд сотрудников литературного музея А.К. Толстого в Красном Роге — ни один из них не имеет гуманитарного образования, а Управлением по охране памятников культуры руководит и вовсе инженер-механик.

80 ошибок от кандидата наук

Не могу не коснуться и авторов многомиллионного грантового проекта «Певец, державший стяг во имя красоты...», посвящённого А.К. Толстому. Один из них — А. Городков, доктор сельхознаук, возглавляющий "Клуб любителей истории родного края". Любить родной край и его историю может человек любой профессии. Городков-младший известен тем, что пропагандирует труды краеведов путём издания печатной продукции — книг, буклетов с их работами. И это похвально! Но вот к его партнёру Н. Нифагиной возникают вопросы. В публикации «Две утраты» ("Комсомолец Брянска", № 7, 2020 г.) литературный критик Е. Потупов справедливо удивляется многообразию литературоведческих изысков этого кандидата филологических наук, не имеющего не только филологического образования, но и не обладающего даже элементарным знанием русской грамматики. В этом можно убедиться, познакомившись со вступительной статьёй к путевым заметкам Оттона фон Гуна (Брянск, 2017, ООО "Аверс"), в которой на восьми страницах текста кандидатом филологических наук допущено 80(!) грамматических, стилистических, лексических и фактологических ошибок.

Культурно-просветительский проект, как пишут Городков с Нифагиной, призван «увековечить память великого русского поэта, драматурга и писателя» А.К. Толстого. Они даже не подозревают, возможно, что поэзия и драматургия — это литературные жанры, а писатель — это профессия. В рамках реализации проекта был объявлен конкурс, на который принимаются работы художников, иллюстрирующие «рассказы, романы, пьесы» писателя, в то время как А.К. Толстым написан один роман — «Князь Серебряный».

Если и дальше на Брянщине будут таким образом просвещать и приобщать к культуре и литературе публику, то можно лишь посочувствовать и Толстому, и всем остальным, да вспомнить басню Ивана Андреевича Крылова «Щука и Кот»: «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, /А сапоги тачать пирожник». Увы, но в наше время главное — не знания и профессионализм, а обладание разного рода дипломами. У той же Нифагиной их, к примеру, три. Кстати, воспользовавшись предоставленными мною материалами для своего проекта, авторы не только не удосужились предложить мне принять участие в их просветительской работе, но даже не проконсультировались при составлении текста. Этот поступок из области нравственности — хорошая иллюстрация к отношению и чиновников, и некоторых общественников не столько ко мне, сколько к памяти Алексея Константиновича Толстого.

Валерия ЗАХАРОВА

Читайте ещё