Кто в облдуме хозяин

На этот и другие вопросы даёт ответы недавно получивший депутатский мандат жуковский коммунист Д. Вершилов

Опубликовано: № 11–12 (743–744), 27 мая 2020 г.

Д.П. Вершилов
Д.П. Вершилов

В ноябре прошлого года ушёл из жизни Степан Николаевич Понасов — один из ветеранов областного депутатского корпуса, который к тому же более двух избирательных циклов возглавлял региональный законодательный орган. Спустя несколько месяцев его место в немногочисленной, но на сегодняшний день наиболее принципиальной, осмеливающейся оппонировать подавляющему единороссовскому большинству фракции КПРФ занял Дмитрий Павлович Вершилов. Кто он, откуда, как и с чем пришёл в областную политику, какой видит её — обо всём этом он рассказал нашей газете.

— Дмитрий Павлович, о вас известно совсем немного. Лучше всех вас знают жуковцы...

— ...Хотя родился я в Стародубском районе. Отец из-за особенностей работы вынужден был часто менять место жительства в пределах области, ну а мы — как нитка за иголкой. Школу заканчивал уже в Дубровском районе, поступил в БИТМ, по окончании получил направление в Эстонию, где работал дежурным по станции, её начальником. Через 5 лет вернулся на Брянщину в Жуковку, поступил на работу на местный велозавод. Через полгода меня избрали вторым секретарём райкома комсомола, а ещё два года спустя я уже был в аппарате райкома партии. В 1990 году, когда КПСС разваливалась, вернулся на велозавод, работал там начальником цеха. Дела на предприятии тогда ухудшались, и меня вскоре пригласили в районную исполнительную власть. Работал начальником отдела по труду, возглавлял орготдел администрации. В 2000 году вступил в КПРФ, а в 2004 — стал первым секретарём райкома. В 2005 году был избран депутатом Жуковского горсовета, избирался и главой города. В этом качестве проработал до 2009 года. Был рядовым депутатом следующего созыва, затем два раза избирался в Жуковский районный Совет. Пытался избираться по одномандатному округу в областную Думу. В Жуковке выборы выигрывал, но единороссам удавалось протащить своего кандидата за счёт воинской части и той части округа, которая расположена в Брянском районе. На прошлогодних выборах районная организация КПРФ снова сработала хорошо, мы получили приличное количество голосов. Это и позволило мне стать депутатом по партийному списку. А первым секретарём райкома у нас стал молодой, активно работающий товарищ Александр Гашичев.

— Ваша районная парторганизация считается на Брянщине наиболее дееспособной, хотя, насколько известно, у вас нет серьёзных спонсоров. Чем тогда берёте?

— Да просто подобралась хорошая команда, установилась внутри соответствующая атмосфера. Возможно, поэтому к нам потянулись не только ветераны, но и люди более молодые. Если мы ставили перед собой цели какие-то, то старались их достичь. Ещё в 2010 году наше отделение было признано лучшим в регионе. В 2019-м повторили успех. Да мы постоянно входили в пятёрку лучших территориальных партийных отделений. Когда организация развивается, в неё приходят новые люди, появляются новые возможности.

— Область наша небольшая, но тем не менее в каждом районе общественно-политическая ситуация чем-то отличается от других. В чём её своеобразие в Жуковском районе?

— Если говорить о сегодняшнем дне, то наша ситуация мало отличается от повсеместной. Предприятия работают, в основном, не в полную силу из-за коронавируса. У нашего производственного флагмана — мотовелозавода — беда с реализацией продукции. Зарплату стало платить нечем, идёт сокращение работников. Надеемся, что эти трудности — временные. В целом же в районе обстановка, как говорится, живая. Наша местная власть действует с оглядкой на оппозицию, считается с нами. Мы не молчим, проводим различные акции, работаем с людьми.

— В областную Думу вы пришли с немалым опытом депутатской работы, правда, на более низком уровне. Ну а как вам наш региональный парламент? Чем он вас впечатлил, удивил?

— Сразу бросилось в глаза, что депутаты рассажены во время пленарных заседаний почему-то в алфавитном порядке. И получается, что члены фракции разбросаны по залу. Но это же неудобно, они лишаются возможности согласовать свою позицию прямо по ходу заседания. У нас в Жуковке иной принцип рассадки. В стране традиционно сложилась организация работы парламента по партийному или фракционному принципу.

У меня, как у новичка, создалось впечатление, что Думой руководит не её председатель Попков, а губернатор Богомаз. Во время заседаний зачастую царит хамство и фамильярность, депутатов могут обозвать, их могут бесцеремонно оборвать. Вы посмотрите, как ведёт себя депутат Сергей Антошин, что он недавно выкинул в отношении своего коллеги Константина Павлова. Я думал, что спикер сделает хотя бы замечание, но увы, Владимир Иванович сделал вид, что так вести себя и надо. Мне не совсем понятно, почему апрельское заседание было проведено методом телефонного опроса, в то время как многие вопросы, особенно связанные с эпидемией, требуют коллективного, активного и гласного обсуждения. Депутаты — это связующее звено между исполнительной властью и населением. В конце концов, в сложившихся обстоятельствах у людей, наделённых властью и полномочиями, должно быть гражданское мужество. В соседней Орловской области депутаты ведь не боятся собираться, обсуждать, решать вопросы. И Госдума не боится собираться на пленарные заседания. В первоочередном обсуждении, к примеру, нуждается ситуация в наших домах престарелых. Смотрите, сначала вспышка коронавируса в Сельцо, там трое уже умерших, затем в Жуковке. В чём причина, неужели это нельзя было предотвратить? Как я слышал, в Жуковском доме престарелых заражённых уже более 20 человек. Кто-то же за это должен ответить... Но никому, как видим, это не нужно.

Инфекция со всей беспощадностью указала всем на последствия оптимизации в здравоохранении. Мне не дают покоя вот эти цифры: в 1990 году в России было 12763 больницы, в 2018-м, в разгар пресловутой оптимизации здравоохранения, их стало всего 5257. Минус 60 процентов. Та же тенденция и на Брянщине. На 43 процента сократилось количество койко-мест. В Советской России было 137 койко-мест на 10 тысяч человек, в Брянской области — 141, а сейчас в области — 80. У японцев и корейцев их количество неизменно 135 на 10 тысяч человек. Мы что, меньше нуждаемся в медицинской помощи? И пока ни на федеральном уровне, ни на региональном нет принципиальных оценок людоедской оптимизации. Только сейчас вряд ли удастся замолчать это безобразие.

— Вы только что назвали фамилию председателя областной Думы, который, как я понял из ваших слов, мало управляет ситуацией. Но чиновникам исполнительной власти только ведь это и нужно. Они, бесконтрольные, вольны поступать теперь, как им вздумается. У них руки развязаны не только в отношении отдельно взятой оптимизации в медицине.

— Я чиновников перевидал много и всяких. Прежние, советские, отличались от нынешних как небо и земля. Нынче на фоне бесконтрольности процветают кумовство, семейственность, при этом ведёт себя этот народец нагло. Возвращаясь к Попкову, напомню, что Владимир Иванович долгое время возглавлял газовую службу Брянской области, был неплохим руководителем, но сейчас в Думе многое у него не получается. Зря тратит энергию на то, чтобы не пустить к микрофону депутатов-коммунистов, угодить губернатору. Это очень смешно смотрится со стороны. На мой взгляд, он не соответствует масштабу должности, которую занимает, и будь в облдуме иной расклад депутатов, вопрос об этом несоответствии давно бы был поставлен ребром. Хотя, по большому счёту, такие персонажи изначально не могут претендовать на подобные роли. Но, как я понимаю, Богомазу только такой председатель и нужен. Он в Думе полновластный и ничем не ограничиваемый хозяин. Точнее, хозяйчик. Кого угодно может оборвать, кого угодно может отчитать как шаловливого ученика. И все покорны, как телята. Слышны голоса лишь членов нашей фракции. Как итог, можно сказать, что руководители нынешнего калибра не способны решать масштабные задачи и эффективно действовать в условиях кризиса, дефицита времени и ресурсов, а также ограниченности скамейки имеющегося в наличии резерва кадров.

— А как вам такое? Скоро закончится первое полугодие 2020 года, а губернатор так до сих пор и не отчитался перед депутатским корпусом, как того требует областной Устав, за работу областного правительства, которым руководит, в 2019 году. Но это не мешает ему приходить в Думу и чувствовать себя там, как вы говорите, хозяйчиком. У вас в райсовете тоже такое было возможным?

— У нас в 2018 году не отчитался за 2017-й глава района Шуравко. Наша фракция не раз выступала на сессиях с критикой этого молчуна, требуя отчёта. Другие депутаты стали поддерживать нас. Шуравко перестал приходить на сессии. Тогда мы публично рассказали о деятельности этого господина, потом он инициировал даже судебный процесс против "Брянской правды", опубликовавшей наш материал, и троих депутатов районного Совета. Судебные инстанции в Брянской области, как и ожидалось, оказались на его стороне. Но мы не сдались, подали жалобу в саратовский кассационный суд, и тот встал на нашу сторону, вернул дело на новое рассмотрение в областной суд, который, наконец, прозрел и отменил вердикт Жуковского райсуда. А в конце 2018 года Шуравко вынужден был сложить свои полномочия.

Увы, такой наступательности в отношении молчуна-губернатора, как я вижу, никто в Думе изъявлять даже не собирается. Если я не ошибаюсь, обязательный отчёт высшего должностного лица предусмотрен законом. Должна быть соответствующая реакция надзорных органов. Лишнее подтверждение, что свои функции, в том числе контрольные, областная Дума не выполняет.

— Г-н Шуравко был, как известно, заметной фигурой в жуковском бизнесе, ему вменялось не раз в вину, что свои бизнес-интересы он помогает продвигать, используя ресурсы высокой муниципальной должности. Но вот у нас на областном уровне семейство главы региона занимается, и весьма успешно, сельскохозяйственным бизнесом. Одновременно "под рукой" у самого главы и департамент сельского хозяйства, и бюджет, и послушная Дума с бессловесной областной Контрольно-счётной палатой...

— То же самое. Так у нас уже утвердилась практика, когда бизнесмен идёт во власть, а затем начинает использовать административный ресурс, статус во власти, помогать своему бизнесу. Такой сложился режим, из-за которого все мы теперь страдаем. А вот взять опять же наш Жуковский район. Недавно районную администрацию возглавил второй раз уже Николай Лучкин. Человек, как известно, не святой. Но у него нет своего бизнеса, и это было решающим фактором, который склонил даже нас, коммунистов, поддержать его назначение. Видим, что не ошиблись. За те годы, пока Николай Сергеевич работал в Брянске, Карачеве, Новозыбковском районе, он изменился в лучшую сторону. И в своём родном Жуковском районе сделает, убеждён, немало.

Беседовал Владимир ПАНИХИН

Читайте ещё