«Губернатор в этом вопросе самый главный»
Так считает человек, которому с подачи областной власти отведена роль похоронщика угодившей прямиком из недостроя в банкроты Брянской фабрики мороженого
Опубликовано: № 12-13 (777-778), 28 мая 2021 г.
Недавно на пустыре возле бывшего ресторана "Дубрава" был разбит фруктовый сад. Сообщалось, что инициатором этой акции стала глава Брянска М. Дбар, которую в некоторых кругах считают креатурой "серого кардинала" губернатора С. Антошина. Брянский журналист А. Чернов, которому близка экологическая тема, обрушился с критикой на высадку деревьев на местности, не совсем пригодной для этого. В свою очередь, на него обрушился сайт "Брянская улица", объяснив критический настрой коллеги тем, что ему не досталось мороженого, бесплатно раздававшегося во время акции. Нас же заинтересовало, откуда прибыло к нам мороженое и кто тот благодетель, санкционировавший его бесплатную раздачу? Уж не Сергей ли Сергеевич Антошин, с именем которого связывались подобные раздачи на былых публичных мероприятиях?
В наших публикациях об уничтожении почти построенной в Брянске фабрики мороженого устами знающих людей говорилось, что ещё в первой половине нулевых тогдашний губернатор Ю. Лодкин направил этого персонажа из "своей" администрации "смотрящим" в преуспевающее акционерное общество "Брянскхолод", выпускавшее мороженое, пользовавшееся спросом далеко за пределами Брянщины, и тот успешно поучаствовал в раздербанивании этого предприятия. Говорилось и о том, что "брянское" мороженое после этого стали выпускать за пределами области, небезосновательно связывая это странное производство с г-ном Антошиным, которому-де досталось оборудование разгромленного "Брянскхолода". При губернаторе Денине вместо того, чтобы разобраться в ситуации и привлечь виновных в этом разгроме к ответственности, отважились на широкий жест — построить новое производство сладкого продукта за бюджетный счёт. Ну что ж, как говорится, хоть так...
И это производство, дававшее сотню рабочих мест и налоговые поступления в тот же бюджет, уже давно бы работало. Но на его несчастье (и наше тоже), в 2014 году главой региона был назначен г-н Богомаз, в друзьях которого оказался всё тот же Антошин. А он, как не раз заявлял известный брянский специалист-молочник Виктор Михайлович Коробко (его при Денине привлекли к строительству фабрики, а при Богомазе сделали председателем совета директоров этого уничтожаемого предприятия), был противником того, чтобы в Брянске начали производство мороженого из натурального сырья. Здесь уместно вспомнить недавнее сообщение, обошедшее многие крупнейшие СМИ — о том, что в России около 90 процентов мороженого признано некачественным. А г-н Коробко как раз видел основную ценность брянской марки этого продукта в том, что на оборудовании строившейся фабрики можно было делать его натуральным, по качеству намного превосходящим то, что заполонило прилавки наших магазинов. Это могло бы повредить и антошинскому бизнесу. И пока основное объяснение тому, что стало происходить с брянским предприятием после 2014 года, связано именно с незаинтересованностью в его существовании сего господина. Господина, который в свою очередь влияет на губернатора. Подтверждением этого является и полный паралич брянских правоохранителей относительно разбазаривания колоссальных по региональным меркам бюджетных средств. В каком-нибудь ином случае, без участия лица окологубернаторского уровня и самого губернатора, виновные уже давно были бы найдены. Но проходят год за годом, и нет даже попыток разобраться в, по сути, воровстве денег из кошельков налогоплательщиков, наших с вами кошельков.
Сегодня в разгаре последний этап банкротства так и не запущенного предприятия — конкурсное управление. До полного исчезновения фабрики осталось совсем немного. Мы попросили прокомментировать ситуацию конкурсного управляющего Геннадия Ивановича Алёшечкина, призванного от лица государства обеспечить законную реализацию имущества предприятия-банкрота. Как видно из публикуемого ниже интервью, он не ограничился разговором о соблюдении формальных норм права, а отважился на суждения и выводы, с которыми бы выступил любой неравнодушный гражданин.
— Геннадий Иванович, расскажите, пожалуйста, в какой стадии сейчас процедура банкротства предприятия, произошли ли какие-то изменения в последние месяцы…
— За последние месяцы состоялось несколько судебных решений, которыми мне отказано в признании недействительной сделки по передаче объектов недвижимости фирме ООО "Аракул" (как мы рассказывали раньше, эта фирма строила фабрику, а после того, как с ней отказались полностью рассчитываться за произведённые работы, с помощью судебных приставов стала собственницей построенных объектов недвижимости — прим. ред.). Мы добивались этого для того, чтобы предприятие было цельным, и его можно было продать как бизнес. На 26 июня по одному из этих дел назначено заседание суда кассационной инстанции, по другому — 16 июня будут рассматривать нашу апелляционную жалобу. Мы оспариваем передачу "Аракулу" практически всех объектов незавершённого производства и исключение из конкурсной массы объёма работ, которые не вошли в оценку. Суд не принял во внимание разницу в объёмах работ, которые были произведены по состоянию на 2012 год, когда она проводилась, и по состоянию на 2016 год. А эта разница составляет 72 миллиона рублей, которые хотят передать "Аракулу".
Кроме того, продолжается процесс оценки оставшегося имущества — оборудования и частично незавершённого производства. Ждём мотивированное заключение оценщика из центрального аппарата Росимущества. Никак не могут завершить эту работу: то одного им не хватает, то другого…
— Вы много лет работаете арбитражным управляющим предприятий, проходящих различные стадии банкротства. Часто ли в вашей практике встречались ситуации, когда банкротились недостроенные предприятия?
— В моей практике, а я работаю арбитражным управляющим с 90-х, это впервые. Брянская фабрика мороженого — незавершённое строительство, это новый завод, который должны были запустить, создать рабочие места; он мог и должен был начать работать ещё пять лет тому назад. В моей практике было банкротство мясокомбината, но это старое предприятие, имевшее стопроцентный износ. И там оборудование нужно было просто списывать. А такого, чтобы банкротить предприятие с новым оборудованием, которое ещё не запущено в производство — это нонсенс. Правительство области по какой-то причине бросило его. Затратив на этот объект 400 миллионов рублей, теперь оно и знать ничего не хочет, а ведь это наши, налогоплательщиков, деньги, выброшенные на ветер.
— У вас, наверное, уже сформировалось мнение, в чём причина этого странного банкротства. Кто, как вы полагаете, здесь главный интересант?
— В одной из давних публикаций — 2013 или 2014 года — указывались конкретные лица, высшие чиновники, которые этим делом занимались. По всей видимости (это моё личное мнение), на строительстве фабрики использовались нецелевым образом бюджетные средства. Правоохранительные органы не хотят в этом разбираться, не хотят это ворошить.
— Я сейчас говорю не о начале строительства, а о его печальном финале. Но исходя из того, что вы сказали, попутно возникает вопрос: откуда этот вывод, что при строительстве предприятия бюджетные средства использовали нецелевым образом?
— Ну смотрите, оборудование было закуплено за бюджетные деньги в Польше и привезено, когда объектов строительства ещё не было. После этого начали разрабатывать проект и строить помещения под это оборудование. Обычно помещения вначале строят, а затем оборудование покупают. И потом — каким образом в подрядчиках появился "Аракул", у которого не было денег, чтобы построить этот объект? Строил он за счёт бюджетных средств, и как только ему перестали платить, строительство остановилось. И потом берут, и передают "Аракулу" практически всё недвижимое имущество предприятия — объекты незавершённого строительства. С судебными приставами я по другим организациями работал — сами они таких действий не производят. По всей видимости, это команда была — дали добро, чтобы имущество передали за выполненные работы. Кстати, в настоящее время в мой адрес поступило уведомление из Генпрокуратуры о том, что в прокуратуру области передано для проведения проверки обращение по поводу злоупотреблений и нарушений при передаче "Аракулу" объектов предприятия. Незавершённое производство не могло быть оценено так дёшево, но руководитель АО "Брянское мороженое", который подчинялся департаменту сельского хозяйства, оценку не опротестовал. Там ссылаются, что фабрика мороженого — коммерческая организация, акционерное общество. Но управлял-то всем департамент сельского хозяйства, а департаментом управляет правительство Брянской области. То есть, все решения шли из правительства области. Есть целая папка писем, с которыми руководство предприятия обращалось в правительство по завершению финансирования объекта. Ведь не объясняя ничего, взяли и прекратили финансировать, хотя оставалось вложить 80 миллионов для того, чтобы запустить завод.
— Ну и теперь, так кто же главный интересант, выгодоприобретатель от того, что, по сути, на ветер выброшены 400 миллионов бюджетных рублей?
— Трудно сказать, это вопрос следственным органам, которые должны были дотошно (ведь речь о средствах налогоплательщиков!) разобраться в этом клубке. А я кого могу обвинять? В своё время и Касацкий занимался этим вопросом, потом руководитель департамента сельского хозяйства Борис Грибанов, которого недавно повысили до замгубернатора. Уже как замгубернатора он собирал совещание по вопросу принятия дальнейших мер — как бы по поручению губернатора. Но сам губернатор на нём не присутствовал, видимо, были более важные дела, чем судьба 400 миллионов. Просто для формальности, для галочки провели совещание, на котором не было принято ни одного решения.
— В наших публикациях о судьбе фабрики мороженого Виктор Михайлович Коробко высказывал небеспочвенные подозрения, что выгодоприобретателем от нынешнего состояния фабрики является приятель губернатора г-н Антошин, который в начале нулевых годов был причастен к разорению Брянского хладокомбината, а затем стал продавать "брянское" мороженое, произведённое за пределами Брянской области.
— Антошин может быть заинтересованным лицом. Но каким образом может быть причастен, если он не губернатор? Он же не является чиновником, который принимает решения по финансированию. Да, он бизнесом этим занимается, он заинтересован, чтобы фабрика мороженого не работала, но какое он влияние имеет на губернатора, который все эти решения должен принимать? Да, известно: Антошин поставляет мороженое, из других регионов привозит в Брянск, но, повторяю, он решений таких не принимает. Каким образом влияет на губернатора, который не принимает и не хочет принимать участия в рассмотрении этого вопроса?
Я пытался записаться на приём к губернатору по этому вопросу — меня просто не записали. А ведь когда ему нужно, он сам вызывает конкурсных управляющих… Суды поддержали продажу предприятия по частям, хотя есть все юридические и финансовые основания говорить о том, что предприятие цельное, таким его и нужно реализовать. Пусть не правительство области будет собственником, пусть будет другой собственник, но предприятие должно быть запущено, должны быть созданы рабочие места. А сейчас сделали всё, чтобы это стало невозможным. И ещё добавлю: очевидно, в передаче помещений "Аракулу" есть какой-то подтекст. По всей видимости, за этим стоят чиновники, которые такое решение принимали.
— Вы уже касались странности в поведении чиновников. А какие странности заметили во время банкротства в поведении исполнительной власти, того же департамента сельского хозяйства…
— Департамент сельского хозяйства длительное время даже не направлял представителей на судебные заседания. Когда замгубернатора Грибанов проводил расширенное совещание, я поднял вопрос, что департамент не проявляет никакого интереса к имуществу, стопроцентным владельцем которого является. После этого начали посылать представителей, но они не готовили отзывы, а когда судья спрашивал их мнение, равнодушно говорили: «На усмотрение суда». То есть их и тех, кто их посылал в суд, совершенно не интересовало это имущество. Впечатление сложилось, что они не заинтересованы, чтобы предприятие было запущено. Это очень странно, но повторю: департамент сельского хозяйства — не то лицо, которое принимает решения. Принимает решения губернатор всегда! И губернатор, гласно или негласно, какие-то указания департаменту сельского хозяйства даёт.
— Вы уже касались отсутствия реакции со стороны правоохранительных органов, но почему, на ваш взгляд, блюстители закона, в первую очередь прокуратура, безмолвствуют? Ведь фабрика мороженого, надо ещё и ещё раз подчеркнуть, строилась за бюджетные средства…
— Прокуратура в данном случае будет действовать, когда дадут ей сверху указания. В упомянутой мною статье о событиях 2013—2014 годов всё расписано. Например, в момент строительства возмещался НДС на 8 миллионов рублей, и весь этот НДС шёл на расходы, не связанные с погашением задолженности "Аракулу", в том числе на зарплату тогдашних бухгалтера и директора…
— При губернаторе Денине, когда ещё строилась фабрика, депутаты облдумы регулярно дёргали администрацию, выражая опасения по поводу неэффективной траты бюджетных средств, а теперь, когда она почти построена и столько лет простояла и продолжает стоять, хотя, скорее всего, себя окупила бы уже, в облдуме никто не возвышает голос против этого вопиющего безобразия. Получается, что предприятие гробят и при молчании депутатов, которые тоже имеют отношение к распределению бюджетных средств. Чем вы можете объяснить феномен такого равнодушия?
— Многие думцы имеют свой бизнес... А взять тех же чиновников. Когда на совещании у Грибанова был задан вопрос о финансировании фабрики мороженого главному финансисту области Галине Петушковой, та горой встала: «Средств никаких не дам». А имела ли она право заявлять такие вещи? Такое может заявить только губернатор. Значит, она знает его позицию? Но тогда зачем выделяли 400 миллионов?
— Кто, на ваш взгляд, должен в первую очередь нести ответственность за то, что фабрика, которая почти построена, теперь, по сути, пошла в распыл? И что мешает запустить механизм такой ответственности?
— Я думаю, что если бы информация дошла до высоких столичных кабинетов, то тогда бы нашли бы и виновного, и 80 миллионов, которые необходимы, чтобы запустить предприятие. В связи с тем, что в Москве полной информации нет, здесь всё спущено на тормозах. Губернатор в этом вопросе самый главный. Задайте через газету вопрос: почему губернатор не решает вопрос по фабрике мороженого? Вот сейчас я подготовлю оценку оставшегося имущества, будет утверждено через суд положение о его реализации, но сейчас пока ещё нет лиц — ни юридических, ни физических — заинтересованных приобрести это оборудование в комплексе. А ведь прежде такие лица были. Если бы кто-то купил всё оборудование, а потом договорился с "Аракулом" о запуске совместного производства, то это было бы хоть каким-то решением вопроса. А если никто не примет участие в торгах, придётся распродавать всё поштучно. Тогда всё прахом пойдёт. Предвижу: потом найдутся такие, кто будет обвинять конкурсного управляющего, что не нашёл покупателя, не сумел продать...
— Ну и по срокам: если ничего не изменится и всё-таки придётся реализовывать оборудование, когда на фабрике мороженого будет поставлен окончательный крест?
— Не раньше, чем через полгода. Это в случае, если, например, пройдут торги, и кто-то приобретёт выставленное на них имущество лотами. А если не будет покупателя, то будем по новой проводить собрание кредиторов и продавать оборудование поштучно. Но этого, боюсь, хватит только на судебные расходы, которых уже на миллионы рублей.
— Печальная перспектива…
— Да, я уже не рассчитываю на положительное решение судов, хотя у нас даже есть заключение экспертной организации, подтвердившей, что это единый, цельный объект. Суд первой инстанции не принял его во внимание. При рассмотрении дела в апелляции мы просили назначить судебную экспертизу, чтобы установить, является ли объект единым комплексом. Апелляция нам отказала, ссылаясь на то, что при рассмотрении дела в первой инстанции у нас была проведена экспертиза не судебная, а досудебная. Видимо, кассация тоже всё это оставит в силе. Нужно дойти до Верховного суда для того, чтобы всё это развернули, но это слишком долго и затратно.
— То есть, в Верховный суд вы не планируете обращаться?
— Мне просто-напросто не дадут это сделать кредиторы, потому что идёт процедура банкротства, а она не может затягиваться. Затраты судебные увеличиваются, а результат неизвестен.
Беседовал Владимир ПАНИХИН