Оседлать призовую волну?

Губернатор — благодетель. Теперь — шахматный

Опубликовано: № 18 (783), 31 июля 2021 г.

Одной из первых, если не первой, о предстоящих всероссийских соревнованиях по быстрым шахматам этапа "РАПИД Гран-При России" на призы губернатора Брянской области — "Мемориал В.И. Зильберштейна" сообщила "Брянская улица". Правда, из её анонса выпала часть названия соревнований, было указано лишь, что это турнир на призы губернатора.

Но вначале об идее турнира. О ней стало известно после состоявшейся в начале мая встречи главы региона с международным гроссмейстером, нашим земляком Яном Непомнящим, который, как известно, добился права поспорить в ноябре за корону чемпиона мира с её нынешним обладателем Магнусом Карлсеном. Речь шла о преобразовании ранее проводившегося мемориала одного из бывших тренеров Непомнящего Валерия Зильберштейна в более массовые и престижные соревнования. Об аспектах, связанных с реализацией этой инициативы, мы рассказывали в публикации «Планов громадьё. Теперь шахматных».

И вот мемориалу Зильберштейна придан статус одного из этапов состязаний по быстрым шахматам, который, как сообщил нам председатель областной шахматной федерации В. Терещенко, внесён с этого года в календарь всероссийских шахматных соревнований. Валерий Олегович сказал также, что заявочную кампанию решено было продлить до 25 июля. Почему? Во-первых, кто-то предпочёл не связываться с ковидными ограничениями. Во-вторых, и это, наверное, главная причина, не все успели узнать и осознать, что на шахматной карте страны появился ещё один крупный центр этой древней игры. Спросили мы у г-на Терещенко и о призовом фонде, от размера которого зависит состав участников турнира. Он сообщил что призовой фонд — это 3 миллиона рублей, из которых 2 миллиона 800 тысяч — призы губернатора и 200 тысяч — призы российской шахматной федерации. «Призы губернатора — это чьи деньги? Его личные?» — поинтересовались мы. «Я не могу сказать, откуда эти деньги, это не мой вопрос. На него могут ответить в областном управлении спорта», — ответил наш собеседник.

Звоним начальнику управления С. Трусову. Он уточняет: оказывается, размер губернаторских призовых не 2 миллиона 800 тысяч, а все три миллиона. 200 тысяч от шахматной федерации — это дополнительно к ним. И ещё одна справка Сергея Николаевича: призы губернатора — это деньги областного бюджета. Но тогда, наверное, корректнее было бы назвать шахматные бонусы призами брянских налогоплательщиков. Или хотя бы призами правительства Брянской области, члены которого пусть не до самоотречения, но тоже трудятся на ниве пополнения бюджета. И надо учитывать, что казна нашей области, несмотря на губернаторские трезвоны о рекордах и сверхрекордах, как была, так и остаётся одной из самых бедных и в ЦФО, и в России. Как учитывать, что по уровню зарплат Брянщина по-прежнему плетётся во второй половине восьмого десятка российских регионов. Тут недавно шеф брянского филиала партии "Родина" Г. Селебин, в последнее время не скрывающий своей любви к г-ну Богомазу, на одном из местных сайтов с большим прогибом перед объектом своего почитания обосновывал наши ужасающие демографические показатели. Вымирание-де брянского народонаселения было в постсоветское время постоянным. Постоянным — да, но при нынешнем губернаторе его темпы только увеличивались.

Но вернемся к шахматам. Проходящий в Дворце детского и юношеского творчества имени Гагарина (этот объект, напомним, был восстановлен без бюджетных средств, в чём заслуга многообещающе начинавшего, но плохо закончившего экс-губернатора Н. Денина) турнир — не единственное публичное мероприятие, в названии которых есть это словосочетание — на призы губернатора. Но мы даже не задаёмся вопросом: если это его призы, то вложился ли он в них? Или, воспользовавшись случаем, лишь оседлал призовую волну? К примеру, в его родном Стародубе также проходят соревнования на призы губернатора — международный турнир по мини-футболу. А там они тоже оплачиваются из бюджета или Александр Васильевич жертвует свои, как жертвовал, например, на покупку автомобиля своему любимцу, самбисту А. Осипенко? Странным представляется, что при ежегодных миллиардных доходах его бизнес-семейства он запускает руку в бюджетный карман и вытаскивает из него несколько миллионов, чтобы прослыть шахматным благодетелем. Именно прослыть. Но не быть. Не знаем, умеет ли Александр Васильевич играть в шахматы, отличает ли ладью от слона, знаем только, что прежде он не был замечен в почитателях этой древней игры. Иначе брянская команда шахматистов вряд ли с треском проиграла бы в 2019 году гомельчанам традиционный матч дружбы. Этот проигрыш, напомним, послужил чуть позже поводом для развернутого анализа плачевной ситуации в этом виде спорта в беседе с экс-президентом региональной шахматной федерации А. Подымовым (см. публикацию «Блеск и нищета брянских шахмат»).

Ну а в целом — это хорошо, что в Брянске проводится такой турнир. Только сам по себе он вряд ли вызовет шахматную лихорадку в регионе, ведь это соревнования для многоопытных бойцов — таких, как гроссмейстеры Е. Глейзеров, А. Данин, мастера А. Брагин, Д. Белоусов. Для них и гостей турнира это хорошая возможность подзаработать. Куда разумнее и выгоднее было бы потратить бюджетные миллионы на какой-нибудь детско-юношеский турнир. Хотя на его проведение, наверняка, охотнее потратились бы спонсоры. И есть ведь смысл тратиться, есть, в кого вкладываться. В недавнем номере журнала «Шахматное обозрение-64» мы прочитали, что в начале июня финишировал турнир "Дебют" в рамках проекта "Шахматы в школах". Среди полутора десятков команд была и наша, составленная из учащихся Брянского городского лицея № 2 имени Ломоносова. И она всего на очко отстала от победителя турнира — команды из Псковского гуманитарного лицея. Это здорово, что в ломоносовском лицее так поставлено обучение шахматам. А в других школах как с таким нужным и полезным проектом? Судя по тому, что об успехе воспитанников городского лицея № 2 мы узнали из федерального шахматного издания, и совершенно случайно — не очень здорово.

Виктор СИДОРОВИЧ

Читайте ещё