Тургеневский дуб и толстовская усадьба: печаль — одна, резонанс — разный
Опубликовано: № 30 (795), 17 декабря 2021 г.
В конце ноября к нам поступило письмо подписчицы из Бежицы Татьяны Лукьяненковой: «Уважаемая редакция! Некоторое время назад брянское радио сообщило о проекте "Культурное наследие Брянщины. Возрождение и сохранение памятников культуры". Посвящён этот проект 55-летию Брянского отделения ВООПИиК, которое ныне возглавляет Шейкина Оксана Михайловна. Не удалось, правда, обнаружить протокола об избрании её председателем отделения, однако сообщили уже о том, что она удостоена награды "Золотой Витязь".
СМИ регулярно сообщают о проводимых мероприятиях по сохранению усадьбы Ф.И. Тютчева, которую возглавляет г-жа Шейкина, но хотелось бы узнать, что предпринимает председатель Брянского отделения ВООПИиК для сохранения усадьбы А.К. Толстого. Обращаюсь к вам потому, что ваша газета часто освещает проблемы сохранения этой усадьбы.
И пользуясь случаем, поздравляю весь ваш мужественный коллектив с юбилеем газеты, которой в декабре исполняется 20 лет».
Спустя несколько дней после того, как мы получили это письмо, новостные ленты ведущих российских СМИ запестрели сообщениями о последствиях урагана, пронёсшегося по соседней Орловской области. 30 ноября из-за сильного порывистого ветра в усадьбе Спасское-Лутовиново упал знаменитый Тургеневский дуб. Дерево, которое совсем немного не дожило до своего 200-летия, посадил сам Тургенев. В 2021 году Тургеневский дуб победил в конкурсе "Российское дерево года", и именно ему предстояло сразиться с деревьями из других стран в конкурсе "Европейское дерево года", который состоится в феврале 2022-го. Организаторы приняли решение не менять участника из России — Тургеневский дуб поборется за это звание уже посмертно.
Писатель не раз обращался в своих произведениях и письмах к этому дубу, а будучи смертельно больным, написал из Парижа своему другу Я. Полонскому знаменитые строки: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, Родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу». «Дуб, посаженный Иваном Сергеевичем Тургеневым, — говорил после произошедшего директор музея-заповедника С. Ступин — был не просто главной природной достопримечательностью усадьбы, это был живой символ любви к Родине. Постоять под его кроной и поклониться ему — по завету Тургенева — люди приезжали из самых дальних уголков России и других стран».
Гибель Тургеневского дуба вызвала большой резонанс. В музей-заповедник поступило немало откликов на произошедшее, в разных средствах массовой информации опубликованы сотни, а может, и тысячи публикаций с рассказом о печальном конце дерева-исполина. Правительство Орловской области сообщило, что погибшее дерево будет исследовано сотрудниками центра древесных экспертиз, а общественность обсуждает, как сохранить память о дубе. Известно, что на его месте собираются посадить другой дуб — выращенный из жёлудя того самого, тургеневского…
Читая все эти публикации, просматривая репортажи телеканалов, не могу отделаться от ощущения, что Брянщина и Орловщина находятся не рядом, а очень далеко друг от друга, быть может, даже в разных государствах. С одной стороны, трепетное отношение к дереву, посаженному классиком русской литературы Тургеневым, а с другой — полное безразличие к длящемуся уже не один год уничтожению усадьбы другого классика русской литературы Толстого в Красном Роге. И здесь — ни публикаций, ни репортажей, ни общественного резонанса, ни вмешательства правоохранительных органов и проведения соответствующих экспертиз… Только одна Валерия Даниловна Захарова, посвятившая не одно десятилетие своей жизни борьбе за сохранение толстовской усадьбы, и небольшая группа тех, кто помогает ей в этой борьбе, стоят на пути варваров, желающих до неузнаваемости изменить культурно-исторический объект, превратить его в подобие современного парка для развлечений, из которого будет окончательно изгнан дух толстовских времён.
Что же касается Брянского отделения ВООПИиК, то оно как не играло какой-либо заметной роли в охране памятников истории и культуры при прежнем своём руководителе Е. Зубовой, так и не будет играть такую роль и после появления в руководителях г-жи Шейкиной. Для того, чтобы эта структура стала по-настоящему действенной, необходимо, чтобы её возглавлял человек подлинно независимый, не только разбирающийся в истории и культуре родного края, но и умеющий за неё постоять. Одним словом, подвижник. Как, например, Владимир Данилович Гамолин, благодаря которому существует тютчевская усадьба, как Захарова, которая, несмотря на свой весьма почтенный возраст, горой стоит за усадьбу Толстого. Трудно сказать, есть ли сейчас на Брянщине такой человек, но пока он не будет найден, всякого рода дельцы продолжат уродовать памятники истории и культуры, используя их в целях, весьма далёких от сохранения духа этой истории.
Александр ИВАНОВ