Рукотворное варварство

Опубликовано: № 31-32 (796-797), 30 декабря 2021 г.

Усыпальница А.К. и С.А. Толстых. Если уничтожающие краснорогскую усадьбу писателя временщики не угомонятся, вскоре эта усыпальница может остаться на Брянщине единственным мемориальным объектом, напоминающим о писателе
Усыпальница А.К. и С.А. Толстых. Если уничтожающие краснорогскую усадьбу писателя временщики не угомонятся, вскоре эта усыпальница может остаться на Брянщине единственным мемориальным объектом, напоминающим о писателе

Уважаемая редакция! Автор публикации «Тургеневский дуб и толстовская усадьба: печаль — одна, резонанс — разный» написал про ощущение того, что Брянщина и Орловщина находятся в двух разных государствах. Это ощущение его не обмануло. Богомазовская Брянщина — это вообще-то "государство в государстве". Взять хотя бы сферу культурной политики. Персонаж вашей рубрики "Лики власти" В. Пронин в недавнем прошлом возглавлял в подконтрольной губернатору А. Богомазу облдуме комитет по культуре, науке и СМИ. В этом качестве он проигнорировал обращение общественности с просьбой заслушать на заседании комитета директора департамента культуры Е. Кривцову по вопросу разгрома усадьбы А.К. Толстого в Красном Роге. 10 июня 2019 года Пронин был оштрафован судом на 5 тысяч рублей за нарушение закона № 59-ФЗ о порядке рассмотрения обращений граждан. Также в Думу ушла бумага о недопущении впредь подобных нарушений, но реакцией на неё стало… повышение нарушителя закона в должности — после очередных выборов всё в том же 2019-м его определили в заместители председателя законодательного органа.

Дурной пример заразителен. Вот и сменщица Пронина Л. Журавлёва, переместившаяся в кресло руководителя думского комитета по культуре с должности воспитателя детского сада, с высоты своего нынешнего положения плевать хотела на ходатаев-общественников и своих коллег-депутатов, требующих заслушать г-жу Кривцову и обсудить постановление г-на Богомаза о выделении 150 миллионов рублей из областного бюджета на сооружение в краснорогской толстовской усадьбе объектов, не имеющих отношения к Толстому, и превращение усадьбы в лжепамятник и объект развлекаловки. За два с лишним года г-жа Журавлёва так и не нашла времени обсудить эту ситуацию. Что мешает? Видимо, всё тот же холуяж. Как можно обсуждать, по сути, преступное постановление Богомаза, когда он в области — "и бог, и царь, и господин": губернатор, председатель правительства, глава регионального отделения партии "Единая Россия"?..

У этой партии в центре Брянска по адресу ул. Октябрьская, 34 имеется "общественная приёмная", о чём извещает надпись аршинными буквами над входом. Фокус в том, что это "приёмная", которая не принимает посетителей, даже тех, у кого имеются справки и сертификаты с QR-кодом.

Обратиться в партийную "приёмную" мне пришлось вот по какой причине. Несколько лет назад областной краеведческий музей (фактически департамент культуры) выкупил у меня за деньги "Единой России" авторское право на издание и распространение путеводителя по усадьбе А.К. Толстого. Бывший замгубернатора А. Коробко и директор департамента культуры письменно заверили меня, что издадут этот мой труд в юбилейный год краеведческого музея (2021 г.). Вот уже и юбилей прошёл, а "воз и ныне там". «Нет денег» (25 тысяч рублей) — таков был ответ директора музея. Так вот, попытка встретиться с руководителем единороссовской "приёмной" М. Ивановым, переславшим мне очередной лживый ответ г-жи Кривцовой, оказалась тщетной: в приёмной никого не принимают.

В публикации "Тургеневский дуб и толстовская усадьба..." редакция поместила два фотоснимка исторических объектов: дуб в Спасском-Лутовиново и раскуроченный флигель Софьи Андреевны Толстой в Красном Роге. Разница в трагическом конце этих объектов заключается в том, что дуб стал жертвой природной стихии, а здание флигеля — жертва варварства тех, кто получает деньги за сохранение таких объектов — руководства Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянщины — и кормится за их счёт. Эти граждане уподобились персонажу крыловской басни «Свинья под дубом». Разница лишь в том, что, погубив дуб, свинья лишилась пищи — желудей. А вот дельцы-"охранники" и после уничтожения объекта прокорма продолжают пировать на "бабки" из народного кармана, лишив народ духовной пищи. Причём, уничтожение объектов толстовского времени ведётся умышленно. Так, после моего обращения в суд с иском к курировавшему культуру замгубернатора Коробко, результатом бездействия и халатного отношения которого, по моему убеждению, стала варварская реконструкция толстовской усадьбы, управление по охране и сохранению историко-культурного наследия решило "доказать", что постройки в усадьбе не являются памятниками истории и культуры. Несмотря на их наличие в межевом плане толстовского времени, на упоминание в мемуарных источниках, а также в книге «Списки объектов историко-культурного наследия Брянской области», изданной в 2002 году прежним руководством охранного ведомства. Для этой цели нынешний руководитель управления К. Волков заказал проведение государственной историко-культурной экспертизы (ГИКЭ) некоему эксперту из г. Воронежа, умышленно предоставив эксперту материалы, не имеющие отношения к исследуемым объектам. Так называемый эксперт, нарушив ряд положений о ГИКЭ, опираясь лишь на волковские материалы, дала отрицательное заключение на объекты, признав их неисторическими, то есть подлежащими сносу.

Возмутившись содеянным, мы подали Волкову заявление о несогласии с такими выводами и о проведении повторной экспертизы. Обосновывая ошибочность экспертной оценки, сослались на конкретные пункты утверждённого постановлением Правительства РФ Положения о ГИКЭ и сопроводили своё заявление доказательствами. Эта история с экспертизой превратилась в детектив, длящийся по сей день. Г-н Волков в своих отписках врёт, будто таких объектов, как снесённые в 2017 году дворовый флигель и флигель С.А. Толстой, в усадьбе не было. Причём, чем глубже вникаешь в деятельность возглавляемого им управления, тем больше убеждаешься в, не побоюсь такого слова, преступном характере действий его руководства. Да и прежде руководство этой "охранной" структуры, постоянно менявшей своё название и подчинение, собственную выгоду всегда ставило выше какого-то историко-культурного наследия.

В 1980-е годы была образована дирекция по охране памятников истории и культуры, которую возглавила выпускница Орловского пединститута Е. Зубова. За время её работы в этой должности были уничтожены многие исторические памятники, передававшиеся нужным людям в корыстных целях. Особенно пострадала усадьба Толстого, где располагавшиеся там дом отдыха, а затем пансионат с разрешения Зубовой перестраивали под свои нужды толстовские объекты и строили новые. В 2001—2003 гг. ведомство г-жи Зубовой затеяло ремонт древней краснорогской церкви, изуродовав её исторический облик. Затем оттуда же последовало "добро" на строительство коттеджей в охранной зоне усадьбы по программе химразоружения. А в 2008 году и вовсе дошло до того, что усадебная земля была продана частной структуре — ООО «Пансионат "Красный Рог"» за 94398 руб. 28 коп. с целью перепродажи её москвичам. Чтобы возвратить землю памятника истории и культуры государству, общественникам при поддержке областной прокуратуры пришлось пройти через разбирательство в трёх инстанциях арбитражных судов.

В 2011 году прозревший замгубернатора А. Теребунов распорядился отправить Зубову на пенсию. Но за многие годы она так прикипела к "охране" памятников, что не могла упустить возможности перехватить инициативу общественников, решивших в 2014 году создать региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры — ВООПИиК. Неожиданно явившись на организационное собрание, она объявила о том, что на должность председателя отделения ВООПиКа её рекомендовала председатель Центрального совета организации Г. Маланичева. Эта уловка удалась, однако "недолго музыка играла". По настоянию общественников Центральный совет ВООПИиК предложил Зубовой покинуть пост. Но и тут Елена Михайловна не растерялась и кулуарно, без проведения собрания и составления протокола, передала бразды правления своей приятельнице О. Шейкиной. Как выразилась сама г-жа Шейкина, она согласилась на этот пост, чтобы использовать его на благо музея-усадьбы в Овстуге, что с успехом и делает. Вот и мельница восстановлена, и школа тютчевская реставрирована в то время, как в беспризорной усадьбе Толстого разрушается региональный памятник — школа 1912 года постройки. Была и мельница на реке Рожок. Её восстановление способствовало бы наполнению бассейна реки и восстановлению флоры и фауны. Но попытка обратиться по этому и другим наболевшим вопросам к нынешнему руководителю регионального отделения ВООПиКа оказалась тщетной. Организацию, зарегистрированную по адресу: Брянск, ул. К. Маркса, 12, там днём с огнём не сыскать.

Валерия ЗАХАРОВА

Читайте ещё