Грозит полное уничтожение
Опубликовано: № 5 (802), 28 февраля 2022 г.
В номере за 31 января "Комсомолец Брянска" опубликовал мою статью «Ваш весь навсегда», посвящённую истории взаимоотношений Ф.М. Достоевского и семейства А.К. Толстого. Сегодня продолжу рассказ о супруге Алексея Константиновича Софье Андреевне. Русская литература должна быть признательна ей не только за цикл любовной лирики, созданный Толстым. Через неё, отличавшуюся безупречным литературным вкусом, прошли многие сочинения поэта. Она помогла в полной мере проявиться его дарованию. Поэт признавался: «Всё, что не ты, — так суетно и ложно,/Всё, что не ты, — бесцветно и мертво».
Её советов просил И. Тургенев, общением с ней дорожил И. Гончаров. Мало кому известно, что не без участия Софьи Андреевны французская читающая публика открыла для себя русскую литературу. Дело в том, что французский писатель Эжен-Мельхиор де Вогюэ был хорошо знаком с графиней, гостил у неё в имении Красный Рог, увлёкся русской литературой, стал её пропагандистом во Франции, вызвав интерес французской публики к творчеству Л. Толстого и Ф. Достоевского. Некоторые свои произведения — статью «Русский Роман», сборник рассказов «Русские сердца», главы повести «Мёртвые говорят» — он написал в Красном Роге. А сам писатель стал членом Французской академии.
Через год после кончины С.А. Толстой он писал: «Если я и смог схватить какие-то черты, составляющие сущность их гения, если их книги стали понятны мне после усердного изучения их авторов, я обязан этим человеку редких достоинств: умершей несколько месяцев назад графине Толстой, вдове тончайшего поэта Алексея Константиновича. Она совмещала в себе все качества, которые мы привыкли находить у русской интеллигенции. Я не представляю себе, как иностранец, западный человек смог бы разобраться в запутанных душах и мыслях Достоевского или Аксакова, если бы эти туманные гении не засияли ярким светом, будучи пропущены для него через алмазную призму ума этой необыкновенной и разносторонней женщины».
После смерти А.К. Толстого (1875 г.) графиня предоставила главный усадебный дом племяннице С.П. Хитрово и гостям, а сама поселилась в одном из флигелей, получившем название "Флигель С.А. Толстой". Описание и внутренняя планировка этого флигеля были выполнены дочерью Хитрово Е.М. Мухановой по просьбе биографа Вл. Соловьёва С. Лукьянова (ОР РГБ ф.700).
М.М. Ипполитов-Иванов, посетивший усадьбу в 1875 и 1881 гг. (преподавал музыку детям Хитрово), писал, что «порядок жизни в Красном Рогу сохранялся таким же, как при жизни А.К. Толстого... Софья Андреевна, вдова поэта, выходила только к завтраку и к обеду, остальное время проводила в своём флигелёчке, где царил культ Алексея Константиновича. Всё сохранилось, как было в день смерти поэта. Корреспонденция и газеты, полученные в тот день, лежали на столе нераспечатанные». Добавим цитату из воспоминаний Мухановой: «Завтракали в большом доме. Потом сидели на балконе во флигеле С.А. Толстой... После позднего ужина взрослые сидели долго за разговорами во флигеле С.А. Толстой».
Чьи же голоса слышали 200-летние стены этого флигеля? Писателя де Вогюэ, философа Вл.С. Соловьёва, поэта А. Фета, будущего композитора М. Ипполитова-Иванова и многих других гостей-собеседников графини.
Словом, здание флигеля — это материальное наследие, хранящее память не только о Софье Андреевне, но и о многих выдающихся наших соотечественниках. Однако в ходе подготовки 200-летнего юбилея А.К. Толстого местные чиновники от культуры принялись активно уничтожать эту память, снося или перестраивая объекты толстовского времени, превращая усадьбу в руины. Пострадал и флигель Толстой, от которого остались лишь две стены и потолок. Это наталкивает на мысли, связанные с нынешней военной спецоперацией в Украине. Там, как официально сообщается, наши войска не разрушают мирные объекты, не говоря уже о культурных. А вот флигель Толстой, который вы видите на снимке, никто не обстреливал. Его разрушили варвары от культуры. И теперь этим останкам материальной памяти грозит полное уничтожение по прихоти областного правительства и Управления по охране и сохранению историко-культурного наследия при молчаливом согласии музейного руководства, малообразованного и бесчувственного.
Валерия ЗАХАРОВА, филолог, исследователь жизни, творчества и усадьбы Красный Рог А.К. Толстого