Усадьба Толстого: а что уже охранять?
Опубликовано: № 17-18 (846-847), 24 августа 2023 г.
В середине июля брянские интернет-СМИ сообщили об утверждении порядка охраны дома усадьбы А.К. Толстого в Красном Роге. Многие из сайтов проиллюстрировали свои публикации фотографией кирпичного новодела, возведённого в конце 1980-х — начале 1990-х годов по проекту архитектора В. Городкова на месте сгоревшего в ночь на 1 января 1942 года деревянного толстовского дома. Заинтересовавшись, о каком именно из усадебных объектов идёт речь, мы нашли на сайте "Официальное опубликование правовых актов" приказ «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения "Дом" кон. ХVIII в., входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба "Красный Рог", в которой жил поэт Толстой Алексей Константинович", включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» за подписью врио по руководству областным управлением по охране и сохранению историко-культурного наследия Е. Бондарева. Передали копию приказа главному на Брянщине специалисту по Толстому, многолетней исследовательнице жизненного пути писателя и истории его краснорогской усадьбы Валерии Даниловне Захаровой и попросили её прокомментировать содержание этого документа.
— То, что происходит вокруг краснорогской усадьбы Толстого, меня нисколько не удивляет — говорит Валерия Даниловна. — Это хорошо иллюстрирует продолжающееся уже не одно десятилетие уничтожение историко-культурной памяти на Брянщине. Причины такого бедственного положения во многом в том, что во властных кабинетах прочно засели люди, стремящиеся поживиться на распиле бюджетных денег, или попросту равнодушные, деквалифицированные.
Если у вас получится попасть на экскурсию в усадьбу Красный Рог, вы с удивлением узнаете, что тамошние экскурсоводы называют домом писателя новодел, в котором расположен музей. А ведь этот "дом" закончили строить в 1993 году, возводили его по неутверждённому проекту. Понятное дело, он не может быть объектом культурного наследия, поскольку не имеет никакого отношения к Толстому. С настоящим домом писателя новодел объединяет лишь то, что он возведён на месте, где был расположен толстовский дом, и на части его фундамента.
Врио начальника управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Бондарев, как видно из текста подписанного им приказа, называет "домом" другой объект. В мемуарной литературе этот объект называется "флигелем для гостей" или "гостевым флигелем" (так его называл один из двоюродных братьев Толстого Л. Жемчужников). В флигеле, по воспоминаниям племянницы супруги писателя Е. Мухановой, гостили целые семьи, а по Бондареву в этом "доме", оказывается, жил сам Толстой.
Обратимся к разделу "Описание предмета охраны". Там сказано, например, что дом «снаружи обшит тёсом». Однако обшивка была варварски содрана ещё в 2016 году "реставраторами" из мошеннической фирмы ООО "Равелин", при этом деревянные конструкции (стены) консервации не подвергались. Об этом ваша газета неоднократно рассказывала. Крыльцо разобрали, дверь сгнила снизу. Вальмовую крышу покрыли железом, хотя при Толстом крыши всех построек, кроме главного дома и кухни, были покрыты гонтом (деревянной щепой). Описание предмета охраны не совпадает с фотофиксацией. Так, внутренняя планировка правой части объекта не соответствует исторической, произвольно обозначено расположение печей. Изыски г-на Бондарева не имеют доказательного обоснования, ведь фундаменты печей и полы в здании также были разрушены "реставраторами", дорвавшимися до памятника культуры в 2016 году.
Такое вольное отношение к объектам толстовской усадьбы берёт своё начало с принятого в 1960 году (редакция от 1974 года) Постановления Совета Министров РСФСР, которым усадьбе придали статус памятника культуры. На основании недостоверных данных, представленных областным управлением культуры, в этом правительственном документе памятник получил такое безграмотное название: «Усадьба "Красный Рог", где жил поэт Толстой Алексей Константинович: дом, парк с прудом, в усадьбе мемориальный музей А.К. Толстого». Имя собственное — название усадьбы — почему-то взяли в кавычки, автора романа «Князь Серебряный», драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис» назвали только поэтом. Но главное — это перечень объектов: дом, парк с прудом, мемориальный музей Толстого. В послевоенные годы объекта "дом" в усадьбе уже не было, на его месте громоздилась куча кирпича и земли — это всё, что осталось от здания, сгоревшего в самом начале 1942 года. В клубе располагавшегося на территории усадьбы Дома отдыха находилась небольшая экспозиция — иллюстрации из альбомов, в которых рассказывалось о писателях и их произведениях. В те годы такие альбомы издавались для школьников. В 1967 году экспозицию перенесли во флигель, назвав его музеем. Объекта "пруд" в парке не было никогда, не обозначен он и на межевом плане усадьбы при жизни писателя. Но зато вплоть до 1990-х годов на территории усадьбы сохранялись мемориальные постройки: флигель Софьи Андреевны Толстой (прежде — флигель управляющего Бирюковича), садовницкая, прачечная, дворовый флигель, птичник, почему-то не вошедшие в перечень объектов усадьбы. Что впоследствии и предопределило их дальнейшую печальную судьбу. Затем в название памятника было внесено изменение — вместо объекта "дом" появился объект "дом (флигель)". Это ещё больше запутывало ситуацию, ведь дом и флигель — совершенно разные постройки и по своим функциям, и по архитектуре.
На протяжении многих лет я неоднократно обращалась в различные инстанции, обосновывая необходимость внести изменения в название и перечень объектов усадьбы, указывала на научные источники, подтверждающие мою правоту, но добиться положительного результата не получилось. Из Минкультуры РФ, например, прислали разъяснение, что для этого следует провести историко-культурную экспертизу (ГИКЭ) и что, согласно требованиям законодательства, этим вопросом должен заниматься региональный орган охраны памятников истории и культуры, то есть ведомство, которое возглавляет К. Волков и в котором начальником отдела охраны объектов культурного наследия федерального значения работает упомянутый Бондарев. Но эти господа, совершенно случайно оказавшиеся во главе такой важной структуры, в силу своего непрофессионализма не утруждают себя соблюдением установленных законом обязанностей, в результате чего на территории усадьбы Толстого практически не осталось мемориальных объектов. Дошло до того, что стали уничтожать деревья толстовской эпохи в усадебном парке. Ну а приказ г-на Бондарева об утверждении порядка охраны дома усадьбы Толстого — это, на мой взгляд, какая-то издёвка. Потому что охранять в усадьбе, по сути, уже нечего.
Николай БАБУШКИН