Под ковром 1
Опубликовано: № 20 (849), 30 сентября 2023 г.
С недельной задержкой в Москве и Брянске случились два внешне, казалось бы, совсем не похожих события. В глубине же, которую ищут не все, они связаны прочной контекстуальной нитью, приводящей к такому хорошо знакомому и совсем не животворящему источнику, как кадровая политика нынешней брянской власти.
1. «Воскрешение» Корнеева
18 сентября на сайте РИА "Новости Спорт" появилась короткая информация о том, что главный штаб управления отечественным футболом — Российский футбольный союз (РФС) — отменил пожизненное отстранение от самой популярной игры и всего, что с нею связано, бывшего начальника брянского "Динамо" В. Корнеева, «который был ранее наказан за подлог документов». И далее: «Вместо пожизненной дисквалификации Корнееву было назначено условное отстранение от футбола на пять лет. Таким образом, он может незамедлительно вернуться к футбольной деятельности». На сайте РФС отыскали пресс-релиз об итогах заседания бюро исполкома РФС, где в пункте 4 говорилось, что в соответствии с Дисциплинарным регламентом союза было решено «заменить реальный срок исполнения спортивной санкции в виде пожизненного запрета на осуществление любой связанной с футболом деятельности, применённой решением КДК РФС от 19 января 2021 года в отношении Корнеева В.В., на условный запрет на осуществление любой связанной с футболом деятельности сроком 5 лет».
Сей вердикт с просящимся названием «"Воскрешение" Корнеева» настолько изумителен и неожиданен, что для осмысления этого "чуда" требуется совершить экскурс в недавнее прошлое, вспомнив заодно наши относящиеся к концу 2020-го и началу 2021 годов футбольные публикации «Соблазн "выжженной земли"» и «Невыученные уроки "Динамо"». Тогда, на исходе 2020 года, в главном футбольном коллективе Брянщины разразился острый внутренний кризис. Его инициаторами стали футболисты, разместившие в соцсетях своё обращение к тогдашнему начальнику областного управления физкультуры и спорта С. Трусову, в котором рассказывали о далёком от всяких приличий поведении начальника команды Корнеева, «парализующего рабочую обстановку и деморализующего командный дух». Через некоторое время всплыл и роковой для Корнеева факт: он, как сообщалось, отправлял в Футбольную национальную лигу «заведомо недостоверную информацию», скрыв, что в матче с омским "Иртышом" в динамовском составе на поле выходило несколько игроков с положительными тестами на коронавирус.
Гасить динамовский "пожар" принялись, как в большинстве таких случаев бывает, …бензинчиком — стали выявлять зачинщиков, давить на колеблющихся и учинивших подписи "за компанию". Главным зачинщиком был назван капитан команды Андрей Луканченков, настроенный решительно и бескомпромиссно. И тогда рядом с ним возник незнакомец, употребивший такое, как казалось ему и тем, кто его подослал, сильнодействующее средство — стал угрожать самому Луканченкову и его семье. Но и тут вышел облом: капитан обратился "куда следует". Было расследование инцидента, но чем оно закончилось, остаётся до сих пор втуне. Как стало известно, этот случай фигурировал при проведении проверки РФС, но на заседании контрольно-дисциплинарной комиссии 19 января 2021 г., где рассматривались проделки начальника брянского "Динамо", для решения о его пожизненной дисквалификации хватило другого, на тот момент уже не вызывавшего споры факта — корнеевского авторства направленной на футбольный "верх" информации, скрывавшей выступление за команду ковидных игроков. Предпринимались и здесь попытки переложить вину на исполнительного директора клуба Е. Зайцева. Тут в одной упряжке с Корнеевым оказался главный тренер команды А. Горбачёв. За своё участие в "ковидной" истории он получил от РФС год дисквалификации. В начале прошлого года Горбачёв всплыл во владимирском "Торпедо" и заявлял, что будет создавать во Владимире "боеспособный коллектив". Но около месяца назад был вынужден покинуть эту команду, которая перед расставанием с тренером занимала последнюю, 18-ю строчку турнирной таблицы дивизиона "Б" второй лиги.
О "воскрешении" Корнеева мы попросили высказаться некоторых брянских футбольных специалистов, но они либо воздерживались от комментариев, либо ссылались на то, что слышат об этом впервые. Единственное, что удалось — раздобыть номер телефона покинувшего ФК "Динамо" ещё в октябре 2020-го Зайцева. Он, однако, не горел желанием говорить на эту тему. Ощущалось, что фамилии Корнеева и Горбачёва вызывают у него сильнейшую изжогу. Посоветовал связаться с администратором телеграм-канала "Честность — не порок" (t.me/aletheiafootball), спортивным юристом Антоном Смирновым, который активно освещал события почти трёхлетней давности вокруг брянского "Динамо" и был одним из тех, благодаря кому ситуацию не спустили на тормозах. Вот его позиция:
«Решение Бюро исполкома РФС, по моему убеждению, абсолютно неправовое. Оно — понятийное. Согласно части 1 статьи 36 Дисциплинарного регламента РФС, на которую в своём решении ссылается союз, правом обращаться с заявлением в его исполком или к его президенту об освобождении от дальнейшего исполнения спортивной санкции лица обладает генеральный секретарь РФС и Лиги (при наличии соответствующего решения высшего органа её управления). В регламенте говорится, что Исполком (Бюро Исполкома) вправе заменить пожизненный срок исполнения спортивной санкции на условный, который не может быть менее 5 лет, в особых случаях, если это допустимо по обстоятельствам дела, в частности, с учётом характеристики лица. И тут возникают вопросы: кто именно инициировал обращение в Исполком РФС или к Президенту РФС, на основании каких обстоятельств принималось столь реабилитирующее решение в отношении Корнеева, за какие такие заслуги он его удостоился? Ну а с чего генеральному секретарю РФС или руководству лиг обращаться в Исполком РФС или к Александру Валерьевичу Дюкову с целью изменения решения в отношении Корнеева, коих тысячи по России? Значит, он заручился чьей-то поддержкой, кто-то кулуарно сопровождал эту историю. Остаётся открытым вопрос: кто стоит за этим решением и имеет ли от него выгоду? Знаете, в нашем футболе много отстранений, дисквалификаций, но я не помню, чтобы такие решения изменялись именно в подобном режиме. Изменить пожизненную дисквалификацию на пять лет условно, даже без реального срока, — ну это, извините, какие такие исключительные обстоятельства и характеристику надо вытащить из рукава? Я бы посоветовал вам обратиться с редакционным запросом в РФС и задать эти сильно напрашивающиеся вопросы. А то получается, что решение приняли, но никто никому ничего не посчитал нужным разъяснить. Да и сама по себе данная статья Дисциплинарного регламента будто специально создана для таких, как Корнеев, чтобы без особого труда в формулировании мотивировки принимать подобные решения».
Запрос в РФС мы направим. А пока немного поразмышляем. Валерий Владимирович Корнеев, разменявший в прошлом году свой седьмой десяток лет, после получения пожизненной дисквалификации был более двух с половиной лет не виден и не слышен. Поначалу его "спрятали" в теннисном центре, усадив на стул заместителя руководителя, потом перебросили в кресло директора областной спортивно-адаптивной школы паралимпийского резерва "Виктория". О его позорном наказании стали уже забывать. И вот… Для чего понадобился реванш за самое сокрушительное в его жизни поражение? Для того, чтобы вернуться к футбольной деятельности (ну а чем он ранее был ценен в ней?)? С таким грузом лет и с такой репутацией? И к тому же в решении о его "реабилитации" нет ни слова о том, что сделал он в последнее время для её очистки. С большой долей уверенности можно говорить (соглашаясь с Антоном Смирновым), что в хлопотах об этой "реабилитации" он был не одинок. Но кто из влиятельных персон мог составить ему компанию и "двигать вопрос"?
Здесь мы попадаем в область предположений. Известно, что самую высокую должность — начальника управления физкультуры и спорта — бывший футболист и тренер Корнеев получил благодаря счастливому случаю: перед тем, как А. Богомазу прорваться к своему нынешнему посту, "варяг" из Брянска нашёл пристанище в стародубской футбольной команде, сблизился с кем-то из сыновей будущего первого лица региона. Этим сближением и объясняли многие явление Корнеева в новой административной ипостаси. Однако, как очень часто бывает в таких случаях, быстро обнаружилось, что эта ипостась ему не по силам. К тому же пробежала чёрная кошка между Корнеевым и тогдашним куратором спорта в облдуме С. Антошиным, который стал добиваться смещения своего несговорчивого оппонента. Последний выказывал строптивость, заручившись поддержкой двух заместителей губернатора — Ю. Филипенко и А. Коробко. Но по мере того, как набирал политический вес и усиливал своё влияние на губернатора Эс. Эс., позиции Корнеева ослабевали. В сентябре 2019 года пришло время выметаться из кабинета начальника управления. Кабинет, как известно, занял прошедший собеседование у Антошина, замешанный прежде в допинговых скандалах г-н Трусов. Правда, он оказался совсем уж никчемным администратором и оставил должность ещё быстрее, чем его предшественник.
На вопрос о том, так кто же мог быть сопровождавшим хлопоты по "помилованию" Корнеева, никто из тех, с кем довелось побеседовать, не дал однозначного ответа. Лишь говорили, что это был Некто, просьбу которого в РФС не могли проигнорировать. Тут обнародуем такую имеющую все права на существование версию. Кое-кто из наших собеседников назвал фамилию Коробко, у которого сложились удивительно крепкие отношения с первым заместителем руководителя Администрации президента С. Кириенко. Ну где вы найдёте персонажа, которому, не располагающему никакими управленческими талантами, будет позволено, как Коробко в Тамбовской областной администрации, занимать замгубернаторскую должность "без курируемых сфер"? И смог бы он же без высокого столичного покровительства после Тамбова запросто переместиться в Ульяновск и занять там равноценную должность? Вопросы — риторические. Так не мог ли Александр Михайлович замолвить перед своим могущественным покровителем словечко в пользу Корнеева, которого так упорно покрывал, обретаясь в стенах брянского областного правительства?
Но полно гадать. Всё же не менее интересно, так для чего затевалась вся эта подковёрная кампания? Для возвращения Корнеева к футбольной деятельности? Сейчас в динамовских и околодинамовских кругах вполне допускают очередное пришествие этого типа в родной футбольный клуб. Уж Валерий Владимирович, хорошо знающий, как тот финансируется, насколько зависит от воли власть предержащих, а заодно знающий, что в регионе давно уже не существует должного контроля за расходованием бюджетных средств, вряд ли упустит возможность снова оказаться у заветного "корытца". Это — весьма возможный вариант. С учётом того, на какую кадровую дерзость способны в окружении губернатора.
Так мы подошли вплотную ко второму упомянутому событию, о чём — в ближайшем номере, когда после футбольного придётся заглянуть под ковёр библиотечный.
(Окончание следует)
Иван УХВАТОВ