Тяжёлая поступь г-на Добронравова
Опубликовано: № 20 (716), 5 августа 2019 г.
В номерах за 25 июня и 12 июля "Комсомольца Брянска" была опубликована позиция гражданского активиста Игоря Михайловича Голованова о коррупционных связях верхушки Навлинского района, что, по его убеждению, составляет "навлинский спрут". Я разделяю это убеждение. Для меня наиболее интересным было повествование Голованова о становлении "брянского крестьянина" по фамилии Добронравов, его успехах, о том, кто стоит на Брянщине горой за этого посланца г. Тольятти и какими последствиям эта опека может обернуться. Доводилось слышать, что этот господин проявил себя ещё не полностью, что мы ещё хлебнём с ним лиха. Сегодня плевать он хотел на все разоблачения. Лучшая защита — нападение. Стоило блогеру А. Чернову опубликовать недавно материал о перипетиях строительства Добронравовым в Навле, на территории шпалопропиточного завода зернового элеватора, как наш герой выкатил иск в суд, пытаясь прижать к ногтю моего земляка М. Видулина, который поделился с Черновым тревожной фактурой. Заодно оценив ущерб своей репутации в пять миллионов рублей. Но сейчас о главном — о злосчастном зерновом элеваторе, как по-простому мы называем «Оптово-логистический центр "Зерновой комплекс вместимостью 100000 тонн"» — так он именуется в инвестсоглашении.
Недавно я, также в своё время выступавший в печати против этой "эпохальной" стройки, ознакомился с материалами проверки, проведённой следственным управлением СК России по Брянской области по заявлению Голованова и Видулина. Следователем О. Скрипкой был выполнен огромный объём работы. Я говорю это без какой-либо иронии. Но выводы, сделанные этим тружеником и изложенные в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, изумляют: постановление словно выносил совсем другой человек, наспех ознакомившийся с материалом, и которому начальство сказало, а точнее приказало не заморачиваться и отказать в возбуждении уголовного дела. В основу сделанных следователем выводов были положены не изучение и анализ истребованных им же документов, а в большей степени умозаключения опрошенных граждан, которые, как я считаю, заинтересованы в строительстве элеватора на заражённой креозотом земле. Например, следователь вроде правильный сделал вывод, указав что «в рассматриваемом случае изменение вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 32:17:0960414:1 (на котором строится объект — прим. авт.) уменьшило налоговую ставку с 1,5 до 0,3 от кадастровой стоимости». Однако тут же на основе показаний главы районной администрации А. Прудника пишет: «По поводу поступающего в местный бюджет земельного налога с данного участка Прудник пояснил, что размер данного налога действительно уменьшился в связи с изменением фактического использования данного земельного участка его собственником. Однако в связи с реализацией заключённого 26 августа 2016 г. инвестиционного соглашения сумма налоговых отчислений от ООО "АПХ "Добронравов АГРО" ежегодно увеличивается и существенно превышает сумму платежей за землю, т.е. сумма земельного налога, поступающего в местный бюджет, уменьшилась, а другие налоги, связанные с реализацией на данном участке инвестиционного соглашения (НДФЛ), увеличилась. Кроме того, значительно возрастает сумма отчислений налогов в другие уровни бюджетов: областной и федеральный, из которых бюджет Навлинского района в свою очередь получает субсидии, субвенции и дотации». Вот это "логика"! Вот это открытие в области экономики и финансов! И "по барабану", что сумма начисленного и уплаченного земельного налога на участок составила за 2016 год 722 тысячи 920 рублей, за 2017-й — около полутора миллионов, а за 2018-й — всего 1243 рубля.
Вчитаемся повнимательнее в цифры и кое-что сравним. В 2017 году агрохолдинг уплатил земельного налога всего 1 млн. 686 тыс. рублей, в то время как за один участок, на котором затеяно строительство, — около полутора миллиона рублей. Можно сравнить добронравовские перечисления в бюджет с щедрой финансовой поддержкой государством его структур: в 2015 году ему выделялось 17,5 млн. рублей, в 2016-м — 34,5 млн., в 2017-м — 26 млн. рублей. Налогов уплачено в десять раз меньше. Так кто тогда у нас, получается, инвестор?
В материалах проверки нет ответов на другие серьёзнейшие вопросы. Касающиеся, например, загрязнения территории бывшего Навлинского шпалопропиточного завода креозотом и прочими опасными веществами. Если загрязнение имеет место, то по какой причине не проведена рекультивация территории и почему, в таком случае, стало возможным строительство на загрязнённой земле элеватора? Даже при условии, что территория бывшего ШПЗ соответствует всем нормам экологической безопасности, можно ли признать законным строительство в райцентре пожаро- взрывоопасного объекта, коим является элеватор? Далее узнаём, что проектную документацию готовило ООО "Воронеж-ЭлеваторСтрой". Но, на мой взгляд, сведения о разработчике проектной документации сфальсифицированы: по указанному юридическому адресу зарегистрировано другое юридическое лицо — ООО "ВоронежЭлеваторСпецСтрой", а не ООО "ВоронежЭлеваторСтрой" (такой организации вообще не существует). Свидетельство о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией НП "ПРОЕКТЦЕНТР" (г. Москва), номер которого указан в материалах проверки, в действительности выдано и принадлежит ООО "ССМ-Проект" г. Брянск. ООО "ВоронежЭлеваторСтрой", как и ООО "ВоронежЭлеваторСпецСтрой", никогда не были зарегистрированы в СРО НП "ПРОЕКТЦЕНТР".
Есть основания полагать, что положительное заключение экспертизы основано на подложных документах и строительство элеватора ведётся на незаконных основаниях, что также подтверждается отсутствием в реестре АУ БО "Государственная экспертиза проектов Брянской области" сведений о проверке достоверности определения проектной стоимости объекта по вышеуказанной Государственной экспертизе. Кроме того, есть основания полагать, что аналогичным образом были сфальсифицированы и материалы по зонированию п. Навля, через внесение в Генплан изменений, когда земли на территории бывшего Навлинского шпалопропиточного завода, относящиеся к землям промышленного назначения "производственная зона", были незаконно переведены в зону сельскохозяйственных угодий.
В настоящее время без государственной приёмки, в отсутствие санитарно-защитной зоны, зерновой элеватор фактически введён в круглосуточную эксплуатацию, организована приёмка зерна, первичная его обработка и сушка.
Голованов в публикации затрагивает вопрос строительства новой автодороги к зерновому элеватору. По проекту её протяженность — более трёх километров. Дорога будет проходить через навлинский стадион. В пояснительной записке к проекту указано, что при его реализации из нескольких земельных участков, принадлежащих гражданам на правах частной собственности, будет произведено изъятие земли. Например, такое изъятие планируется осуществить у проживающих по улице Водокачка п. Навля. Ещё в июне прошлого года Добронравов лично встречался с членами нескольких семей, проживающих по этой улице, и уведомил их о планах строительства автодороги, предложив выкупить у них жильё, так как, с его слов, их проживание рядом с автодорогой превратится в ад. Он посоветовал до осени подыскать себе новое жильё, которое обещал приобрести за свой счёт. Стоило людям определиться с новым жильём, как у Добронравова неожиданно закончились деньги. Они так и не появились. Потом Дмитрий Константинович заявил, что он отказывается от этой затеи.
22 июня состоялись публичные слушания по согласованию проекта автодороги. В нарушение закона, в районной газете об этом не сообщалось. Граждане, чьи законные интересы затрагиваются планом строительства, не уведомлялись и не приглашались на слушания. Узнали они об этом от активистов, выступающих против строительства зернового элеватора.
Когда 22 июля люди пришли в районную администрацию, то выяснилось, что зал заседаний районного Совета закрыт. Работники администрации, в том числе и члены оргкомитета по проведению слушаний, были не в курсе. Ничего не знал об этом мероприятии и глава администрации Прудник, которого люди случайно встретили в коридоре административного здания. Начался срочный обзвон и розыск членов оргкомитета. Председатель оргкомитета — председатель поселкового Совета народных депутатов Г. Каландин — так и не появился, заместитель председателя оргкомитета Д. Трущенко прибыл с опозданием, а член оргкомитета — заместитель главы районной администрации С. Тимошин, курирующий вопросы строительства, хоть и находился в здании администрации, но не счёл необходимым посетить слушания. В итоге всё свелось бы к оформлению на бумаге единогласного одобрения участников слушаний, но помешали люди. Правда, неожиданно пришедшим на слушания противникам строительства дороги был тут же подготовлен противовес в виде наспех согнанных сотрудников районной администрации, управления сельского хозяйства, работников районного отдела образования.
Агрохолдинг на слушания отмобилизовал, во главе с бывшим директором шпалопропиточного, а ныне добронравовским приказчиком А. Макаричевым, агрономов и инженеров. К самому порядку проведения слушаний можно предъявить массу претензий, но суть не в этом. Куда важнее, что людям так и не удалось получить информацию о стоимости автодороги, о судьбе стадиона. Не особо интересовали случайную публику проблемы жителей с улицы Водокачка. Всё свелось к заверениям Макаричева, что Добронравов учтёт их пожелания и решит вопрос с покупкой им нового жилья. И те, у которых предполагается изъятие земельных участков, доверчиво проголосовали за строительство дороги. Чем может обернуться эта доверчивость, трудно предсказать. Мне неизвестны случаи, чтобы "терпилам" шли на уступки. Рад буду ошибиться, но если бы Добронравов обладал доброй волей, то ещё до проведения слушаний все вопросы о жилье были бы им решены.
Вопрос на слушаниях был поставлен представителем администрации в форме ультиматума: или голосуем за проект дороги, или все грузовые машины будут следовать к комплексу по улицам Навли, что и будет адом, о котором говорил Добронравов жителям ул. Водокачка.
Кстати, во время слушаний мной был поднят вопрос о законности пребывания в статусе зампредседателя оргкомитета г-на Трущенко на том основании, что он работает на г-на Добронравова, а значит, у него налицо наличие конфликта интересов. В ответ Трущенко в присутствии десятков свидетелей, под видеокамеру заявил, что интересы Добронравова никогда не представлял. Однако в списке кандидатов в депутаты Навлинского райсовета, размещённом на сайте областной избирательной комиссии, этот господин значится… юристом-консультантом ООО "АПХ "Добронравов Агро". Словом, врут и не краснеют добронравовцы.
Ну и, наконец, может быть, самое главное и загадочное в истории со строительством элеватора. В ответе следователю на запрос об инвестиционном соглашении о выделении ООО "АПХ "Добронравов Агро" бюджетных средств на это строительство за подписью вице-губернатора Брянской области А. Резунова указывается следующее: «Департамент экономического развития Брянской области, который формирует и реализует региональную инвестиционную политику, не располагает информацией и документами по инвестиционному соглашению». Вот те раз! Структура, которая заправляет в областном правительстве инвестиционной политикой, понятия не имеет, что в Навле вбухиваются огромные госсредства в реализацию "эпохального" инвестпроекта?!..
Но сейчас, кажется, не время задавать подобные вопросы. Впереди выборы, и надо реализовать другой "проект" — пропихнуть в облдуму г-на Добронравова от партии "Единая Россия". Партии, которую, напомним, народ давно уже кличет сборищем воров и жуликов.
Сергей СТРУЧКОВ,
п. Навля