Приступ рекордомании. Очередной

Опубликовано: № 31 (763), 22 декабря 2020 г.
Тема: Богомаз А.В.

Александр Богомаз
Александр Богомаз

Конец года — время подводить итоги. Несмотря на то, что губернатор так и не набрался смелости отчитаться перед депутатским корпусом областной Думы за результаты работы в прошлом году и тем самым выполнить процедуру, предусмотренную Уставом области, его пиар-обслуга торопится возвестить о рекордах и победах года нынешнего. Заглянув на сайт регионального правительства, мы нашли в числе последних новостей сразу несколько материалов, возвещающих о достижениях команды А. Богомаза. «Брянская область лидирует по закупке жилья детям-сиротам, выделяя на это собственные средства», — трубит один из заголовков. «Брянским аграриям не стыдно перед коллегами из Европы. Наши урожаи и показатели сегодня намного выше!», — вторит ему другой. Мы решили посмотреть на то, что скрывается за всеми этими славословиями, и вот что у нас получилось.

1. Не доблесть, а обязанность

Начнём с рекордов по приобретению жилья для детей-сирот. О том, что проблема эта является для Брянской области сверхактуальной, мы говорили не раз. Последний раз касались этой темы в майской публикации «Станет ли Бывшева бывшей?», где шла речь о более чем 1300 неисполненных брянскими органами власти различных уровней судебных решениях, часть из которых «касается социально-значимых вопросов — таких, например, как выделение жилья детям-сиротам».

Порой сиротам приходится годами ждать исполнения вступивших в законную силу судебных вердиктов, и далеко не всегда они получают качественное жильё. Это — то, что давно известно. А теперь обратимся к правительственному пресс-релизу. Чем порадовали брянские пропагандисты читателей официоза? Оказывается, губернатор «считает, что дети-сироты должны быть под защитой государства», а потому в нашем регионе «ежегодно наращивают объёмы» выделения для них жилья. Такая постановка вопроса несколько удивляет — было бы странным, если бы губернатор считал, что сироты не должны находиться под защитой, ведь поддержка сирот — политика государства, а предоставление им жилья — не личная доблесть г-на Богомаза, а обязанность власти. Более того, в полном объёме эта обязанность чиновниками не исполняется, в связи с чем некоторым из сирот и приходится добиваться справедливости в судах. Ну и чем гордиться в такой ситуации? Не выпячивать свои неоднозначные заслуги, а молчать в тряпочку должны чиновники. По крайней мере, до тех пор, пока остаются не исполненные судебные решения о выделении сиротам жилья.

А теперь — немного цифр. Как сообщается в пресс-релизе, в текущем году из федерального бюджета на приобретение квартир для детей-сирот выделено 66,2 миллионов рублей, из областного — 320 миллионов. Придворные писарчуки делают акцент на том, что регион «обязан выделить лишь 8-процентное софинансирование для приобретения квартир», то есть к федеральным 66,2 миллионам можно было добавить «всего 5,8 миллионов рублей». А губернатор-то выделил целых 320, вот он какой герой!.. Тут же для сравнения приводятся данные о выделении средств на эти нужды в двух других регионах: власти соседней Калужской области выделили из своего бюджета «лишь 85 миллионов», а их коллеги из Ивановской — 90 миллионов. Сразу возникает вопрос: почему выбраны именно эти территории? И вдогонку ещё один: а какое количество сирот не обеспечено жильём там? Без ответов на них приведённые цифры выглядят если не лукаво, то как минимум половинчато.

Далее следует реклама «разработанной по инициативе губернатора системы работы с застройщиками, муниципалитетами», благодаря которой «жильё покупается преимущественно на первичном рынке, в новых, современных домах». «Это инициатива руководства Брянской области, в других регионах сиротам приобретается жильё на вторичном рынке», — подчёркивают авторы пресс-релиза. Мы недаром выделили слово "преимущественно". Что оно означает? То, что жильё «в новых, современных домах» получат далеко не все сироты.

И снова о цифрах. После слов о том, что «область готова закупать ещё больше жилья для детей-сирот», в пресс-релизе называется главное препятствие этому: «стоимость одного квадратного метра жилья, утверждённая приказом Минстроя России, с IV квартала 2018 года по II квартал 2020 года включительно не менялась и составляла 30412 рублей, в IV квартале 2020 года составляет 31572 рублей, что не отражает реальную рыночную стоимость квадратного метра жилья на территории Брянской области. Согласно статистическим данным, в III квартале 2020 года сформировалась средняя фактическая стоимость квадратного метра жилья по региону на первичном рынке 38999,58 рублей, на вторичном рынке 32955,86 рублей. При этом утверждаемая Минстроем России цена не учитывает тот фактор, что на территории Брянской области на первичном рынке жильё реализуется без отделки и оснащения помещений сантехническими приборами». Такая проблема действительно есть, и возникает она при приобретении жилья не только для детей-сирот, но и для других социальных категорий — ветеранов, врачей… Разобраться в её причинах мы попытались с помощью нескольких представителей областной строительной отрасли. И вот что от них услышали.

«Утверждая стоимость квадратного метра жилья, — говорит первый наш собеседник, — министерство руководствуется данными о стоимости работ, материалов, необходимых для того, чтобы его построить, включая расходы на подключение электроэнергии, водоснабжения и т.п. Эти статистические данные имеются по каждому региону. Включается в окончательную цифру и прибыль строительной организации. Но вопрос в размере прибыли. Ведь на основании чего в настоящее время определяется рыночная стоимость квадратного метра? На основании спроса. Чем больше спрос, тем выше стоимость. В погоне за большими прибылями застройщикам, конечно же, не хочется отдавать квартиры по 31,5 тысяче за квадрат, когда их можно продать по 39 тысяч. И здесь многое зависит от того, какие аргументы найдёт в диалоге с ними власть, что предложит взамен». Мы поинтересовались у собеседника, за какую цену можно построить квадратный метр жилья, и услышали в ответ: «Смело вычитайте примерно четверть от рыночной стоимости. И никто внакладе не останется». Комментируя заявления правительственной пресс-службы о том, что Брянская область выделяет на закупку жилья для детей-сирот собственные средства, он спросил: «А сколько в областном бюджете собственных средств? Быть может, это те же федеральные трансферты, от которых он во многом зависит».

Второй представитель строительной отрасли сообщил, что в прошлом году программа закупки жилья для детей-сирот была на грани срыва, но выручил один из застройщиков. По 31,5 тысяче рублей необходимо предоставлять жильё с отделкой и сантехникой, а это приносит строителям большие убытки. «Проблема в том, что брянские власти должны были постоянно и активно работать с министерством, показывать инфляцию, обосновывать необходимость повышения стоимости жилья, приобретаемого по социальным программам. Ничего этого, по сути, не делалось, и теперь эта цифра совсем оторвалась от реальности. Посмотрите статистику: средняя цена квадратного метра жилья в новостройках, проданного в декабре, составляет почти 47 тысяч рублей».

К слову, этот вопрос поднимался курирующим строительную отрасль замгубернатора С. Тимошенко на ноябрьской встрече с министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ И. Файзуллиным. О том, что федеральный министр ответил заместителю Богомаза, пресс-служба областного правительства не сообщила.

2. Любой ценой

Поскольку свои достижения в области сельского хозяйства региональная власть нахваливает постоянно, слушать и читать бравые заявления губернатора о том, что брянским аграриям перед Европой не стыдно, потому что «наши урожаи и показатели сегодня намного выше», совсем не удивительно. Эти слова он произнёс во время подведения итогов работы агропромышленного комплекса региона за год. Сразу вспомнилось, как богомазовский кумир Н. Хрущёв поставил задачу догнать и перегнать Америку, а также построить к 1980 году коммунизм. Что из этого вышло, мы теперь уже знаем. Но вот в году 2020-м хрущёвец Богомаз отрапортовал, что Европу уже не только догнали, но и перегнали. Теперь остаётся ждать, когда брянский губернатор и славные брянские аграрии догонят и перегонят Америку.

О том, каких достижений добилась в уходящем 2020-м году областная сельскохозяйственная отрасль, на мероприятии поведал замгубернатора Б. Грибанов: «Средняя урожайность зерновых составила 59 ц/га. Мы занимаем лидирующее место в Центральном федеральном округе по урожайности зерновых культур! Есть такие хозяйства, где урожайность зерновых культур составила более 110 ц/га, как у Михаила Михайловича Довгалёва, ООО "Фермерское хозяйство "Пуцко" — 86,8 ц/га, ООО "Красный Октябрь" — 86,5 ц/га, ООО "Меленский картофель" — 86,2 ц/га… По промышленному производству картофеля мы занимаем в России первое место, по урожайности — в ЦФО занимаем первое место, 322 ц/га… Животноводство также уже является визитной карточкой Брянской области. И это отражено в конкретных показателях. Так, по поголовью скота в сельхозпредприятиях Брянщина занимает первое место в ЦФО и второе место в России». Что стоит за этими цифрами? За последние пять лет мы говорили об этом уже не раз. Высказывались на газетных страницах такие авторитетные люди, как ветеран брянской политики, кандидат сельскохозяйственных наук А. Субботин, профессор Брянского государственного аграрного университета Н. Шпилёв, другие специалисты, а совсем недавно к ним присоединился экс-губернатор, бывший гендиректор птицефабрики "Снежка" Н. Денин. Денин рассказал, как делаются брянские сельхозрекорды. Хотя он лишь развил тему, которую на заре богомазовского губернаторства поднимала приснопамятная газета "Брянские будни". Тема эта называется — приписки.

Те, кто подходит к развитию сельского хозяйства с государственнических позиций, думают не столько о том, чтобы "здесь и сейчас" получить рекордные урожаи, "догнать и перегнать" Европу и Америку, сколько о том, насколько безопасной будет произведённая продукция и какую почву мы оставим потомкам. Тот же Субботин, являющийся одним из почепских фермеров, в 2016 году рассказывал нашему изданию: «Я знаю о технологии, когда поля обрабатываются "химией" до восьми раз за сезон. Как раз такая, насколько известно мне, применяется ныне на Брянщине, но ведь Европа, напротив, переходит на органическое земледелие, и уже 15 процентов продукции у них получают с "чистых" полей». В списке награждённых "за рекорды" г-на Субботина мы не нашли — в его хозяйстве выращивают сельхозпродукцию без применения химических удобрений. Урожаи, по признанию фермера, ниже, зато качество выше…

Мы не раз говорили, что в Брянской области, относящейся к зоне рискованного земледелия, невозможно вырастить урожаи, большие, чем, например, в Краснодарском крае. Или на той же Белгородчине, где намного более богатые, чем на Брянщине, почвы, а самое главное — где региональная власть серьёзно озабочена их содержанием и качеством, в связи с чем несколько лет назад инициировала создание института почвосбережения. Вернее, вырастить-то можно всё, что угодно, но вот какого качества будет такая сельхозпродукция?..

Корни богомазовской рекордомании надо искать в прошлом. В 2009 году в интервью журналу "Брянская тема" он, тогда ещё простой стародубский фермер, рассказывал о начале своего славного "картофельного" пути: «В один прекрасный момент мы с тремя товарищами решили посадить в поле картошку. Знакомый агроном дал нам три тонны хорошего сортового картофеля. Выбрали участок, унавозили землю, посадили клубни. Какого-то особенного ухода за ней не производили. Осенью накопали пять тонн. Высыпали у меня на огороде. Надо разбирать, а никто не приходит за своей долей урожая. Жена моя Ольга вместе с детьми перебрала эту картошку, и мы её закопали в бурт. Подумали, пускай лежит до весны. В следующем году опять решили сажать. Но удобрять решили нитрофоской. И переборщили… В пять раз положили больше, чем следовало бы! Знакомый наш агроном, когда услышал про нитрофоску, так и сказал: «Нет, хлопцы, далеки вы от земли. Ничего у вас не получится. Тут трава расти не будет, не то что картошка!». И представляете, осенью мы накопали семьдесят девять тонн! С пяти-то посадочных…». Это был, наверное, первый из рекордов, который продемонстрировал будущему брянскому губернатору, чего можно добиться, насыпав в землю побольше химикатов. «И вот после такого невероятного успеха, — продолжал Богомаз, — мы начали книги умные читать, интересоваться научными разработками в этой области, развиваться». К чему привело это "развитие", мы видим: на Брянщине, в отличие от Белгородчины, нисколько не озабочены ни качеством почвы, ни количеством в ней гумуса, что является основным показателем плодородия. Здесь главный упор — на рекорды любой ценой.

Через некоторое время, когда Богомаз уже не будет брянским губернатором, всей этой рекордомании и её последствиям будет дана объективная и всесторонняя оценка. А пока всё чаще приходится слышать рассказы брянцев о том, что они предпочитают употреблять продукцию, произведённую либо сельхозпроизводителями, игнорирующими богомазовские расчудесные технологии, либо за пределами нашей области.

И последнее, о чём надо напомнить в очередной раз токующим богомазовским глухарям. Вернее, спросить: а как отзываются сельхозрекорды на нашем кошельке? Ответ дал недавно президент, возмутившийся взрывным ростом цен на базовые сельхозпродукты.

Николай БАБУШКИН

Читайте ещё