Опять «чепушилово»
Единороссовский праймериз на Брянщине продемонстрировал целый ряд прямо-таки диковинных результатов
Опубликовано: № 14 (779), 7 июня 2021 г.
30 мая завершилось предварительное голосование (праймериз) партии "Единая Россия" по отбору кандидатов в депутаты Государственной Думы на сентябрьские выборы. В Жуковском и Климовском районах Брянщины оно было сопряжено с голосованием за претендентов на выдвижение в депутаты областной Думы — вместо трагически погибшего главврача Жуковской ЦРБ Н. Третьякова и сложившего полномочия небезызвестного строителя "комфортного" жилья В. Драникова. Два года назад, когда единороссы определялись с кандидатами в депутаты регионального законодательного органа, наша газета подробно освещала праймериз на юго-западе области. Понаблюдав сначала за кандидатскими дебатами, а потом — за тем, как было организовано голосование, мы подобрали слово, наиболее точно отражавшее суть происходящего — "чепушилово". Таковым единороссовский праймериз остаётся и поныне, о чём наглядно свидетельствуют его итоговые результаты. Итак, что же на выходе?
Первое место среди претендентов на места в партсписке единороссов заняла аж со 147 тысячами голосов мало кому известная главврач бежицкой поликлиники И. Агафонова. Вы верите в такую ошеломительную поддержку? Пару слов о предыстории нынешней виктории. Ещё в прошлом году г-жа Агафонова была депутатом областной Думы, но потом решила "вдруг" отказаться от мандата. Он тут же достался В. Субботу, сложившему полномочия депутата Государственной Думы, чтобы стать председателем областной вместо вышвырнутого из председательского кресла якобы по собственному желанию В. Попкова. Он, как позже объяснил губернатор на своей пресс-конференции, задумался о земных делах, о семье... Так вот, не рискуя ошибиться, можно сказать, что облдумский мандат г-жи Агафоновой оказался для неё "золотым".
Второе место — у замгубернатора Н. Щеглова. Для многих это тоже неожиданность. Пусть и известен он поболее своей конкурентки, поскольку довольно продолжительное время был успешным главврачом расположенной в Глинищево Брянской ЦРБ, на лечение в которую стремились попасть не только из Брянского и окрестных районов. Но чтобы за его кандидатуру устремились проголосовать даже не на выборы, а всего лишь на какой-то праймериз, целых 127 тысяч будущих избирателей?! Надо ведь учитывать, что врачебная слава Николая Михайловича позади, последние годы он был всего лишь одним из многочисленных заместителей брянского губернатора, и в этой должности не запомнился абсолютно ничем. Учитывать, что в команде А. Богомаза давно напоминал чужого среди своих, и не раз уже шли разговоры о том, что вот-вот попросится в отставку. Но вместо этого — участие в праймериз и второй результат, гарантирующий неплохие стартовые позиции для включения на проходное место в единороссовский кандидатский список.
Хорошо известно, какой негатив накопился в отношениях между г-ном Щегловым и его младшим братом Алексеем, с одной стороны, и губернатором — с другой. Достаточно напомнить о том, с каким усердием добивался г-н Богомаз увольнения Щеглова-младшего с должности руководителя межрегионального управления Россельхознадзора, как раскручивали прогубернаторские СМИ тему незаконной деятельности принадлежащего его родственникам подпольного молокозавода, снабжавшего своей продукцией молокоматы в Брянске и за его пределами, как показательно отстранил от кураторства областной медицины Щеглова-старшего, вся сознательная жизнь которого была связана с этой отраслью и как долго держал его в исполняющих обязанности замгубернатора после своего "картонного" переизбрания на второй срок...
Так в чём же причина такого чудесного перевоплощения г-на Щеглова? Причина эта — неформальные связи в слишком высокопоставленных кругах. Причём, речь идёт о связях такого уровня, преодолеть который губернатору не под силу. И он, несмотря на весь присутствовавший в отношениях со Щегловыми негатив, вынужден был "утереться" и не просто согласиться на участие в праймериз своего опального заместителя, но и сделать всё, чтобы тот оказался в тройке призёров. Чтобы понять, насколько г-ну Богомазу пришлось переступить через себя, приведём ещё одно обстоятельство, которое в ином случае должно было воспрепятствовать участию его заместителя в праймериз. С момента назначения врио губернатора области Александром Васильевичем проводилась кадровая политика, направленная на подавление потенциальных конкурентов в борьбе за должность руководителя региона. Что касается депутатов Госдумы, то на эти роли отбирались те, кто не имеет больших политических амбиций. Единственным исключением из правила стал "навязанный" из Москвы Б. Пайкин, но питерского депутата-жириновца, уже было размечтавшегося о брянском губернаторстве, удалось укоротить, добившись его удаления из политической жизни области. А тут, в случае со Щегловым, может появиться свой, брянский депутат Госдумы с крепкими связями, неплохим послужным списком… В 2014 году в такой роли был сам Богомаз, а десятью годами раньше — и его предшественник Н. Денин. Оба в Госдуме не прижились, чувствовали там себя инородными телами, и в итоге вернулись на малую родину, возглавив региональную исполнительную власть. А что, если таким же инородным телом почувствует себя в столице и г-н Щеглов, которого трудно, как и В. Миронову, как и Н. Валуева, представить полноценным и эффективным парламентарием? Так что его пребывание в Госдуме, пока, правда, всё ещё гипотетическое, может оказаться ступенькой к губернаторству.
Однако вернёмся к праймериз. А как же москвич В. Никонов, внук советского наркома иностранных дел В. Молотова, также выбравший Брянск стартовой площадкой для нового похода в Госдуму? Предоставим слово журналистам столичных "Известий", пообщавшимся по итогам голосования со своим источником в рядах "ЕдРа". По его словам, «в ряде регионов губернаторы не смогли оказать должную поддержку конкретным кандидатам (выделено мной — прим. авт.). Одним из ярких примеров стали праймериз в Брянской области, где глава комитета по образованию Вячеслав Никонов занял только третье место по списку». «Очевидно, что эту и другие ситуации придётся урегулировать на съезде 19 июня», пояснил собеседник издания.
Г-н Никонов, замелькавший в нашей области с конца апреля, для многих местных жителей, брезгующих смотреть федеральные телеканалы, остаётся почти неизвестным, поэтому глупо было бы ожидать, что брянцы повалят на единороссовский праймериз, дабы проголосовать за его кандидатуру. Но вот почему федеральному политику не оказал "должную поддержку" губернатор Богомаз? Не смог или не захотел? С учётом того, какой результат "нарисовали" по итогам голосования практически нулевой в политике Агафоновой, первый вариант сразу же отпадает. Но, быть может, установка "прокатить" московского гостя поступила… из Москвы? Ведь искушённые в политике хорошо знают, что результаты федеральных выборов делаются не на избирательных участках, и не в регионах, а в другом месте…
Как бы то ни было, итоговый результат, который "нарисован" напротив фамилии внука бывшего сталинского наркома (106 тысяч голосов), намного выше, чем результаты двух других действующих депутатов Госдумы, ныне представляющих в нижней палате российского парламента наш регион — ставленницы богомазовского "серого кардинала" С. Антошина Мироновой (5 место, 37 тысяч голосов) и варяга Валуева (8 место, около 21 тысячи голосов). И вот тут начинается самое интересное! Г-н Валуев, провалившийся в голосовании по спискам, в Брянском одномандатном округе уже первый, и здесь его результат аж 82 тысячи голосов. «Как такое бывает?» — спросите вы. Очень просто. Когда результаты праймериз зависят не от того, как проголосовали граждане, а от той установки, которая спущена из властных кабинетов лицам, ответственным за проведение этой процедуры на местах, может быть и не такое. Например, среди участников голосования, пожелавших стать кандидатами по Унечскому одномандатному округу, первое место с 72 тысячами голосов "нарисовали" ещё одному варягу — Н. Алексеенко. Тому самому, за которого на дополнительных выборах депутата Госдумы в 2017 году проголосовали всего-то 4890 избирателей. И вот, ни с того ни с сего, такой взрывной рост популярности человека, о котором все эти четыре года на Брянщине и слыхом не слыхивали. Словом, "прилетел" он к нам весной, чтобы осенью "улететь" в Госдуму.
А вот кто в ближайшее время из нашей области точно не "улетит", так это победитель праймериз среди претендентов на кресло депутата региональной Думы по Жуковскому одномандатному округу А. Воробьёв. Совсем недавно рядившийся в коммунистические одежды, теперь он заявляет, что «единственной политической организацией, которая без лишнего пафоса и громких заявлений занимается конструктивным развитием нашего региона, является партия "Единая Россия"» (цитата — с сайта телеканала "Городской"). Но совсем не эти заявления помогли ему предварительно первенствовать в Жуковке. С места событий нам сообщали, что обеспечением воробьёвского триумфа был занят целый десант местных и брянских чиновников. Ожидается, что с такой же напористостью ему будут обеспечивать и победу на сентябрьских дополнительных выборах. Обеспечат ли? Это зависит в том числе от того, насколько активными и принципиальными будут во время голосования жуковцы, которые, по поступающей к нам информации, крайне негативно оценивают "прилёт" брянского Воробьёва в Жуковку.
А в Климовском округе "Единая Россия" выбрала своим кандидатом в облдумцы стародубского нотариуса В. Попадайло. С этой фамилией мы уже сталкивались, наши источники называли её обладателя в числе самых приближённых к губернаторскому семейству. О том, что может быть общего между стародубскими фермерами-миллиардерами и местным нотариусом, история пока умалчивает, но налицо продолжение многолетней экспансии стародубских кадров в брянскую политику.
Николай БАБУШКИН
В тему
Как и в прошлые годы, праймериз на Брянщине не обошёлся без скандала. На этот раз в центре внимания оказались не соискатели статуса кандидатов в депутаты от партии власти, а те, кого денно и нощно призывали проголосовать — подневольные бюджетники, в первую очередь учителя и воспитатели детских садов. Как сообщал в своих многочисленных публикациях на эту тему сайт телеканала "Городской", их всеми правдами и неправдами побуждали отдать голоса кандидатам-единороссам и агитировать сделать это родителей своих подопечных — школьников и дошколят. Страсти вокруг давления на педагогов и родителей достигли в какой-то момент такого накала, что ситуацию вынужден был прокомментировать департамент образования, заявивший о том, что учителей и родителей учащихся не заставляют принять участие в предварительном голосовании, а просто информируют о том, что оно проходит. Но рассчитаны такие объяснения были, наверно, лишь на тех, кто не сталкивался с подобным "информированием".
Несмотря на утверждения единороссов о том, что в их партийном мероприятии приняло участие более 20 процентов брянских избирателей, для подавляющего большинства жителей нашей области оно прошло незаметно. В том числе потому, что более-менее серьёзные представители брянской политической общественности, в 2016 году решившие попробовать обыграть "напёрсточников" на их политическом поле и потерпевшие закономерное поражение, на этот раз праймериз проигнорировали. Вместо них кандидатами стали, в основном, партийцы, либо вообще никому не известные, либо известные весьма и весьма узкому кругу лиц. Это тоже не добавило интереса к предварительному единороссовскому голосованию, но какая для его организаторов разница, если цель достигнута, и согласно "нарисованным" на бумаге результатам наша область в числе рекордсменов — наряду с Чечнёй, Дагестаном и Крымом?