По вертикали

растёт количество заражений коронавирусом, госпитализаций и смертей

Опубликовано: № 15-16 (780-781), 30 июня 2021 г.

Коронавирус ослушался федерального политического руководства, а затем и регионального, объявивших ещё в конце прошлого — начале нынешнего года о победе над ним. Сегодня он словно мстит за шапкозакидательство ещё большей агрессивностью и беспощадностью. Ситуация в стране и на Брянщине аховая, медицина работает с перегрузом, близким к критическому. Уже мало того, что заполнены все ковидные койки, не хватает медиков, a состояние тех, кто работает в "красных зонах", близкое к профессиональному выгоранию. Перед этим измотом бессильны и денежные надбавки.

Но с коронавирусом сражаются не только в "красных зонах", есть категории людей, которые первыми сталкиваются с заболевшими — сотрудники Скорой помощи и поликлиник. После первой волны коронавируса чиновники посчитали, что слишком жирно будет получать скоропомощникам за такую работёнку установленные надбавки, была предложена новая схема, сильно урезавшая дополнительные выплаты. Ответ последовал в виде практически полного отсутствия притока в Скорую помощь. И сейчас множество карет, приобретением которых так гордится власть (подобное заявление прозвучало и на последнем заседании областной Думы в отчётном докладе губернатора — об этом докладе читайте в материале «Подсуетился»), из-за того, что некому работать на них, вынужденно простаивает.

Нынче все ковидные госпитали в Брянске, Глинищево, Сельцо, Дятьково, Фокино заполнены до отказа. Больных из областного центра возят аж в Унечу. Суточная коронавирусная смертность достигла двузначной величины. Остановить сползание в катастрофическую воронку могут либо очень жёсткий локдаун, либо массовая вакцинация. На первый вариант власть, похоже, не пойдёт — у нас слишком слабая экономика, балансирующая уже седьмой год на грани застоя и рецессии. Власть предержащие во время первого локдауна продемонстрировали, что экономическая поддержка населения для них совсем не безусловный приоритет.

Остаётся вакцинация, вокруг которой и разыгрываются сейчас основные страсти. Остановить пандемию может приобретение коллективного иммунитета, который достигается, по заявлению специалистов, при более чем 60-процентном вакцинировании населения. Но до заветной черты нам ещё очень далеко. По темпам вакцинации, по количеству сделавших прививку Россия в числе стран-аутсайдеров. Ресурсы добровольного вакцинирования, оговорённого законодательно, исчерпаны. Не помогли всякие стимулирующее рычаги, вроде розыгрыша автомобильной лотереи среди привившихся.

И вот уже насаждается добровольно-принудительный режим, когда принуждение к вакцинированию прикрывается лишь фиговым листком деклараций о добровольности. Под такой добровольно-принудительный каток первыми попали, разумеется, зависимые от власти бюджетники. Зреет набирающее силу возмущение в педагогической среде. Совсем недавно ютуб-канал "Обманутый россиянин" разместил видеоролик о проходившей во Дворце детского и юношеского творчества имени Ю. Гагарина встрече представителей областного правительства с педагогами. На ней преподаватель Брянского строительно-технологического техникума В. Пашигорев проэкзаменовал чиновников, и прежде всего возглавлявшего до недавнего времени областной департамент здравоохранения, а сейчас курирующего эту сферу врио замгубернатора А. Бардукова, на честность и деловитость. «Тут много говорят о добровольности, — начал подошедший к микрофону преподаватель. — 15 июня наша администрация предъявила ультиматум: либо вакцинация, либо — увольнение. Третьего не дано. Последовали ссылки, что это говорят свыше». И было задано два вопроса: «Если кто-то давит на нашу администрацию, скажите, кто это? А если это "перегибы на местах", скажите, что делать нашим сотрудникам?». Г-н Бардуков пустился в рассуждения об играх в демократию, о грузе ответственности за себя, за свою семью, за детей, «которых вам вверивает (так было сказано — прим. авт.) государство»... Владимир Пашигорев прервал этот словесный поток и попросил отвечать конкретно и по делу. Не добившись таких ответов, он развернулся и покинул помещение, успев сказать коллегам: «Я понимаю, что этому человеку есть, что терять. А вам? Образование угробили, получаете копейки. Чего вы терпите?». Ушёл он под бурные аплодисменты.

Скорее всего, этот человек, как и собравшаяся в зале аудитория, не знали, что говорил г-н Бардуков в начале пандемии. Ещё раз воспроизведём ранее уже публиковавшуюся его оценку коронавируса в изложении сайта телеканала "Городской": «Директор департамента здравоохранения Брянской области Андрей Бардуков не видит в коронавирусе угрозы для жителей региона. Он считает, что риска завоза в область этой инфекции нет. Бардуков также подчеркнул, что не считает коронавирус высокозаразным заболеванием. Он уверен, что предотвратить заражение помогает банальное ношение маски…». Но этому господину не впервой извиваться в ситуациях, когда оказывался припёртым к стенке. И всякий раз он ищет спасительный "штырь", тот самый, на который якобы случайно напоролся во время развесёлой чиновничьей охоты на исходе 2019 года, закончившейся его тяжёлым ранением в промежность.

И вот на исходе минувшей недели маски были сброшены. Главный санитарный врач региона Л. Трапезникова подписала постановление об обязательной вакцинации, под которую попали работники торговли, общепита, клиентских офисов банков, почтовых отделений, МФЦ, общественного транспорта, сфер образования, здравоохранения, соцзащиты и ЖКХ, культурно-выставочных центров, библиотек, выставочных залов, досуговых центров, детских игровых комнат и центров, театров и кинотеатров, концертных залов и спортивных заведений, ну и, конечно же, все муниципальные гражданские служащие. Сроки — ударные: на всё про всё отводится три месяца. Первым компонентом надо уколоться до 1 октября, вторым — до 15 ноября. От этой участи могут спасти лишь имеющиеся противопоказания.

К вакцинации ненавязчиво подталкивают и беременных. Последняя инструкция на этот счёт говорит о том, что «рекомендуется проходить вакцинацию, когда ожидаемая польза от прививки для матери превышает потенциальный риск для плода». Говорится и о том, что «клинические данные по применению отечественной вакцины для кормящих матерей отсутствуют». Но и достоверных клинических данных, которые могли бы гарантировать и другим безопасность прививки, тоже нет. Вот сейчас, как сообщили некоторые российские издания, вместо оказавшегося в дефиците "Спутника V" тайком колют толком не прошедшую клинических испытаний "ЭпиВакКорону", в соавторах которой оказалась... глава Роспотребнадзора Анна Попова. Да и к "Спутнику", который не признаётся в Европе, немало вопросов. Некоторые из горячих апологетов власти считают, что так проклятый Запад мстит России за то, что первой у себя зарегистрировала вакцину. Но вот что говорит на сей счёт директор Центра глобальной вирусологической сети, профессор Константин Чумаков: «Никто не будет ставить палки в колёса потому, что вакцина русская. Я вас уверяю. В Европе очень заинтересованы, чтобы было больше вакцин... Регистрация "Спутника" в Российской Федерации была сделана с грубейшим нарушением международно-принятых правил... Все вакцины имеют проблемы. Процесс наблюдения продолжается».

Однако все ли согласятся стать объектом наблюдения? То есть подопытными существами. И особенно те, у которых в достатке антител. Но им от имени Минздрава говорят: «В период неблагоприятной эпидемиологической ситуации не представляется возможным ждать окончательных результатов исследований о влиянии количества антител на жизнь человека». Поэтому рекомендуется придерживаться схем вакцинации от Минздрава. Известный врач-иммунолог Ксения Бочарова ещё более откровенна и конкретна: «Времени для проведения исследования об уровне антител и их влиянии на жизнь человека мало. Специалисты будут накапливать данные и корректировать показания и противопоказания к вакцинации». То есть они будут изучать и накапливать "на нас". Глава Минздрава успокаивает: мол, от "Спутника" заболевает всего полпроцента. Есть данные, что кое-кто и умирает. Все ли согласятся сыграть в эту рулетку — вопрос риторический. По данным "Левада-центра", который у нас власть посчитала и признала иностранным агентом, до 60% опрошенных выступают против вакцинации, среди них только 10% тех, кто не будет делать прививку ни при каких обстоятельствах. По данным других исследований, 35% опрошенных являются ковид-диссидентами в силу недоверия к отечественной вакцине. Противников прививочной диктатуры подпитывает и противоречивость, если не лживость обрушивающейся на них информации. То мы победили коронавирус, то вот он снова на пороге с косой; то призываем к строжайшему соблюдению антикоронавирусных ограничений и даже судим (в первую очередь, оппозиционно настроенных граждан) за их игнорирование, то проводим с благословения власти массовые мероприятия; то зовём на вакцинацию, то выясняется, что прививочного материала не хватает... Таких нестыковок — на каждом шагу. Одного израильского политика спросили, как этой стране удалось переломить ситуацию. Ответил, что их правительство делает многое, чтобы ему доверяли. В Израиле на выбор несколько вакцин. Порицается любое навязывание, любое посягательство на свободу выбора. Вздумали, как у нас, проводить стимулирующие к вакцинации розыгрыши всевозможных призов, но тут же эта практика была опротестована в суде, и её отменили. «У нас — страна Закона», — заключил израильтянин.

У   нас — другие реалии. К вакцинации преимущественно призывают чиновники, вроде нашего Бардукова или другого врио замгубернатора Кулешовой, или самого губернатора, не раз пойманных на лукавстве. О каком доверии тогда речь? После постановления г-жи Трапезниковой эти чиновники отступят в тень, и это тоже легко распознаваемое лукавство. Но какой линии придерживаться в столь драматически неоднозначной ситуации, когда твою свободу ограничивает треклятый смертоносный вирус? Ждать, когда переболеют 60 процентов? Но и ты завтра можешь оказаться среди них, и ещё заразить кого-то. Как быть с вакцинированием? Оно — вроде бы небольшое зло в масштабах больших чисел, а для тебя может оказаться роковым. Вакцинируясь, мы добиваемся иммунного ответа на вирус. Но на вопрос, вакцинироваться ли, надо каждому поискать свой личностный ответ. С учётом многих обстоятельств, социального статуса и физического состояния. И с учётом того, что от риска ничто не страхует и не избавляет. Но скажите, предложите, как ещё возможно сломать эту жестокую коронавирусную вертикаль?

Алексей СМИРНОВ

Читайте ещё