Клинцы: семейное гнездо под больничной крышей
Опубликовано: № 18 (783), 31 июля 2021 г.
Пару недель назад в Клинцовском горсуде наблюдался довольно необычный прецедент: рассматривался иск главного врача центральной городской больницы Сергея Зубарева о признании незаконным ни много ни мало — прокурорского представления. Дополнительная интрига заключалась в том, что г-н Зубарев ещё и депутат областной Думы, состоящий во фракции партии власти — "Единой России".
Предыстория такова. Группа медработников обратилась к депутату Клинцовского горсовета Владимиру Грибанову, а тот, в свою очередь, в надзорные органы местного и регионального уровней по поводу привилегированного положения близких родственников главного врача, которые, по мнению коллег, необоснованно получали изрядные премии и щедро одаривались выгодными подработками. Остальные же медики, если верить доводам обратившихся к депутату Грибанову, довольствовались крохами с барского стола. Как результат — острая нехватка участковых терапевтов, других специалистов.
Речь шла о супруге Сергея Фёдоровича и двух его сыновьях. Око государево, изучив ситуацию, также пришло к выводу, что налицо конфликт интересов, о котором, равно как и о возможности его возникновения, главврачу надлежало как минимум сообщить работодателю, то бишь в областной департамент здравоохранения. Родственники главврача действительно работали в больнице и получали намного больше многих других медработников. В середине апреля прокурор города внёс представление об устранении нарушений в Клинцовской ЦГБ директору департамента (тогда этой структурой ещё верховодил А. Бардуков, позже повышенный в должности до и.о. замгубернатора). И как же областные медицинские тузы отреагировали на поступивший серьёзный документ? Назначили собственную внутреннюю проверку и… не обнаружили никаких изъянов в деятельности руководства больницы. Мол, хоть и получали супруга и сын главврача немалые деньги, но честно зарабатывали их. Акт прокурорского реагирования оставили без последствий. Г-н Зубарев задним числом уведомил о конфликте интересов своё брянское начальство, а затем, воодушевлённый его мощной поддержкой, обжаловал прокурорское представление в суде. Государево око с выводами департамента не согласилось и продолжало отстаивать свою позицию.
10 июня прокурор области направил уже пребывавшему в ранге врио заместителя губернатора Бардукову информацию об организации повторного рассмотрения представления, в которой в том числе предлагалось заняться принятием правовых актов, устанавливающих порядок урегулирования конфликта интересов для руководителей государственных учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения Брянской области. Ну а клинцовские медики притихли, ожидая судебно-административной развязки. И вот, уже в июле перед служителями Фемиды предстали со стороны истца доверенное лицо Зубарева Алексей Погорелец, со стороны ответчика — заместитель прокурора города Рубен Алифян. Любопытна фигура Алексея Викторовича Погорельца. Сначала он служил юристом в фирме "Стройгарант", а ныне является её генеральным директором. Учредитель же "Стройгаранта" — небезызвестный Алексей Белаш, член бесславно покинувшего капитанский мостик второго города Брянщины властного тандема. Г-н Белаш побыл пять лет депутатом областной Думы, после чего вернулся в бизнес, а его бывший партнёр Виталий Беляй наряду с бизнес-лямкой продолжает тянуть и депутатскую. Более того, стремительно вырос в чине и стал заместителем спикера областного парламента.
В настоящее время фирма "Стройгарант" фигурирует в уголовном деле, расследованием которого занимается следственный комитет. Тут, как говорится, со своими бы проблемами справиться. Но тандем сказал: "Надо", и исполнитель ответил: "Есть!". Таким образом, совершенно ясно, чьей поддержкой заручился Сергей Фёдорович. Сам он на судебное заседание не явился, как и представитель департамента. Между тем, зампрокурора полагает, что именно эта структура могла выступать в качестве истца, ведь именно ей было адресовано представление. Но судья Евгения Кобызь эту позицию во внимание не приняла. Зато подробно остановилась на другом важном моменте: какие же права и законные интересы Сергея Зубарева нарушены? Прозвучал ответ: сведения об итогах прокурорской проверки, видите ли, стали достоянием СМИ, доброе имя руководителя медучреждения опорочено. Но тогда следовало подавать иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. А в данном случае оспаривается факт конфликта интересов. И если око государево было неправо, то зачем тогда г-н Зубарев решил уведомить о нём (ещё раз подчеркнём: задним числом!) своё брянское начальство?
Куда же склонилась чаша весов правосудия? Пока не в сторону чиновников от медицины и их подчинённого. Выслушав доводы сторон, суд отказал в удовлетворении иска. Разумеется, противостояние на этом не закончится — вердикт ещё не вступил в силу. Но уже не в первый раз приходится слышать про корпоративную солидарность, о которую разбиваются попытки надзорного ведомства разобраться в тревожных сигналах из медицинского сообщества.
Ну и самое, пожалуй, важное — родственники главврача продолжают работать в центральной горбольнице, находясь там, по мнению коллег и надзорного ведомства, в привилегированном положении. И что же теперь? Ситуация будет оставаться тупиковой? Ответ на этот вопрос зависит от дальнейших действий прокуратуры. Впрочем, её бы участие в этой истории и не понадобилось, если бы на главврача ЦРБ нашлась управа в том же областном департаменте здравоохранения. Но в том-то и корень зла, что там почему-то не видят главного, того, что подпитывает противостояние. А именно — денежного вопроса, того, как "по-семейному" он решается главврачом Зубаревым. Тут попутно надо сказать и о более широкой проблеме, связанной с коммерциализацией медицины, бурно расцветшей в девяностые годы. Помнится, ещё губернатор Лодкин, получавший сигналы о том, какие финансовые потоки, образующиеся от платных услуг, стали проходить через главврачей и приближённых к ним персон, грозился обуздать их аппетиты. Увы, не удалось. Не удалось и его преемнику. Не удаётся, судя по всему, и нынешнему губернатору, клявшемуся после своего назначения навести порядок.
...Возможно, родственники г-на Зубарева — хорошие специалисты, которых всегда не хватает. Возможно, работники ЦРБ и были бы совсем не против, чтобы они работали в одном с ним коллективе. Но для этого требуется всего-то отодвинуть главврача, если он добровольно не желает отодвинуться, от распределения тех же выгодных подработок и дележа тех же премий. В конце прошлого года правительственная "Российская газета" в статье «Опасные связи», обратившись к проблеме семейственности в бюджетной сфере, приводила пример, как в отдалённом гарнизоне командир части принял на службу фельдшером свою жену. Что от него потребовалось, чтобы избежать конфликтной ситуации? Всего-то выполнить определённые процедуры. Он их выполнил. Уведомил своего непосредственного начальника о том, что взял на службу родственницу, и не стал участвовать в принятии решений о её поощрении или наказании. Такие вопросы должна решать специальная комиссия. «Так что, — говорилось в статье, — кулуарно выписать жене высокую премию командир не может. Процедура поощрения в таких случаях должна быть максимально прозрачной». Что же мешает её сделать таковой в клинцовской ЦРБ тому же главврачу Зубареву? Дефицит морали и законопослушания? Ну тогда что мешает департаменту здравоохранения понудить его к этому? Медицинских чиновников пугает депутатский мандат единоросса, который служит своеобразной охранной грамотой ему? Но есть же какой-то предел у этой пугливости. Не стыдно ли чиновникам, тому же г-ну Бардукову, что к исполнению логичной, законом предусмотренной и оздоравливающей микроклимат в больнице процедуры их понуждает прокуратура?
Наш корр.,
г. Клинцы