Не всё так однозначно было…
Опубликовано: № 23-24 (788-789), 30 сентября 2021 г.
Прочитал оценочные суждения С. Белышева и В. Малашенко о событиях 19—21 августа 1991 года. Каждый оценивает прошедшее через собственные переживания. Знаю обоих с тех времен. Оба не пропали, при власти находились, закончили с хорошей пенсией. В одной из своих публикаций последних лет Станислав Валентинович заявил: «…для многих невежественных людей наличие формального подтверждения, "корочки", значит много больше, чем все твои "семь пядей во лбу". Они, таким образом, тешат свою зависть». Проигрывал он мне в своё время дела в облсуде, будучи при "красном" губернаторе Ю. Лодкине заместителем начальника правового управления областной администрации и не имея на тот момент юридического образования. На мой вопрос: «Станислав, как же ты к ним, коммунистам?» ответ был прост: «Старик, взгляды меняются». Наверное, оно и правильно. И Виктор Александрович Малашенко не совсем понятно пишет о выведении за штат в июле и исполнении обязанностей дежурного по управлению КГБ 20 августа 1991 года.
Теперь по делу. Мне в августе 1991-го 34 года, работаю врачом в железнодорожной больнице станции Брянск-II. Молодой, не до политики. Но видел с начала 80-х, как менялась жизнь в стране. Сплошное воровство сверху донизу, произвол начальства, брехология об привесах-надоях в газетах и по радио-телевизору, приписки в отчётности. Алкоголизм и пьянство повальные. Начали бороться с укрепления трудовой дисциплины, ловли людей в банях, кинотеатрах, но не пошло. И вот, здравствуйте, Михаил Сергеевич, гласность- перестройка, и слова, слова, слова... На работу приходишь, все коллеги-врачи сидят у телевизора в кабинете завполиклиникой, Кашпировского и Чумака смотрят, а пациенты в коридорах вопят. Беспросветная афганская война, помощь братьям в Эфиопии, кормёжка соцсодружества... В стране всё хуже и хуже, антиалкогольная кампания, давки в магазинах. Талоны на всё, вплоть до мыла. Все знали и понимали, что дальше так жить нельзя. Власть, как всегда, обольщалась, подсчитывала количество членов партии, штыков в КГБ и милиции, но не учитывала настроений в обществе, не предполагала, что защищать её никто не будет. Так воспитано было большинство. Моя хата с краю. Вон, даже о КГБ Малашенко пишет, что там был раздрай полнейший, где уж тут до "вооружённого отряда партии", как говорил их тогдашний руководитель В. Крючков?!
Дальше что произошло? Тайно сговариваются руководители-шишки, вместе с М. Горбачёвым или по отдельности от него, для меня нет разницы, и образуют ГКЧП, члены которого не понимают момента. Власть несменяема, людям надоел социализм без штанов, подросла молодая поросль, неглупая, образованная, решительная, она хочет взять руль. Гэкачеписты же все номенклатурщики, вечные помощники. С окладами, квартирами, дачами по рангу, нерешительные, опасливые, благонамеренные. Всегда ждущие указаний, составляющие справки, доклады, отчёты... А нужен Наполеон и один батальон, им возглавляемый. Такого не оказалось. Иначе бы Белышев и его команда с ихними баррикадами из кроватных сеток оказались бы совсем в другой ситуации. Потом амнистированные гэкачеписты оправдывались, крови-де не хотели. Врали, как всегда.
А насчёт «…рухнет и "ЕдРо"» — это вряд ли произойдёт в ближайшей перспективе. Тоже не поклонник и не сторонник этой партии, но стараюсь быть объективным. А вот то, что многое сейчас напоминает конец 80-х и начало 90-х, по-моему, факт. В том смысле, что народ по-прежнему отстранён от принятия решений и растёт новая жадная до власти поросль.
Юрий МИРОНОВ