Удавки для «Комфорта»

Опубликовано: № 25-26 (790-791), 27 октября 2021 г.

Год назад в публикации «СКФ "Комфорт": более чем странное банкротство» мы попытались разобраться в причинах бедственного положения, в котором оказалось одно из крупнейших строительных предприятий Брянщины. Недавно на публикацию откликнулся брянский юрист и общественник С. Маслов и предложил продолжить тему. «Вы правильно написали: речь идёт именно о преднамеренном банкротстве "Комфорта". Цель этих действий — захват имущества, принадлежащего предприятию, и его активов общей стоимостью около двух миллиардов рублей. Но к такому плачевному концу строительную фирму привели не только сомнительные лица, выкупившие сравнительно небольшой её долг в размере 1,6 миллиона рублей, но и тогдашнее руководство "РТ-Соцстроя" — дочки госкорпорации "Ростех", а также судебные приставы».

С ситуацией вокруг "Комфорта" Сергей Владимирович разбирается уже несколько месяцев. На сегодняшний день он один из кредиторов строительной фирмы (некоторое время назад приобрёл небольшой её долг), и поставить всё с головы на ноги — в его личных интересах.

— Когда я вник во всё, что происходит с предприятием последние несколько лет, — рассказывает он, — понял, что здесь имеются признаки не только преднамеренного банкротства, но и рейдерского захвата. Обратимся к истокам. 21 декабря 2015 года. "РТ-Соцстрой" (заказчик) и "Комфорт" (подрядчик) подписывают договор о строительстве перинатального центра в Смоленске. Срок сдачи объекта в эксплуатацию — ноябрь 2016 года. Этот договор, убеждён, был заведомо неисполнимым, потому что срок строительства такого объекта — не одиннадцать месяцев, а два года(!). Почему его подписал директор "Комфорта" Драников, мне понятно: федеральная программа, по которой в регионах страны строились перинатальные центры и по которой финансировалось смоленское строительство, действовала до конца 2016 года, так что указать в договоре другую дату было невозможно. Насколько мне известно, Драникову гарантировали, что сроки строительства продлят, никаких проблем не будет, но потом кинули. Это можно, конечно, объяснить тем, что за время строительства смоленского объекта у "РТ-Соцстроя" сменилось пять или шесть директоров и новые руководители предприятия не имели никакого отношения к устным договорённостям, достигнутым их предшественниками. Но у меня остаётся вопрос: почему крайним в этой истории должен быть "Комфорт", ведь это не он, а "РТ-Соцстрой" до неприличия затянул сроки возведения перинатального центра?!

Строительство должны были начать не позднее третьего квартала 2014 года, но всё не начинали. Торги по выбору подрядчика прошли только в декабре 2015-го, никто, кроме брянских строителей, заявок не подавал. А после того, как кабальный договор был заключён, стали выясняться интересные обстоятельства. Оказалось, например, что у заказчика строительства не было разработанного проекта — за основу взяли типовой проект, по которому строился аналогичный объект в Самаре. Даже геодезические изыскания проведены не были! Затем выяснилось, что к началу строительства не готова отведённая под него площадка, и "Комфорту" пришлось сносить находившееся на ней здание старой котельной. Всего за время строительства подрядчику были навязаны 178(!) изменений договора, в том числе таких существенных, как перепланировка зданий. Все эти дополнительные работы не оплачивались и, как вы понимаете, не ускоряли возведение перинатального центра. Изменения в договор стали вносить с января 2016 года. Каждое из них необходимо было согласовывать с проектировщиком и строительной инспекцией, но документальных следов этого согласования не обнаружилось. Построить в таких условиях за одиннадцать месяцев объект, нормативные сроки возведения которого два года, было просто нереально. Тем более что речь шла не о каком-нибудь административном здании, а об учреждении здравоохранения, в котором будут рождаться дети и лечиться новорожденные!..

Этим злоключения "Комфорта" не ограничились. Менеджеры "РТ-Соцстроя" не только навязали брянским строителям бесплатное выполнение работ, не включённых в изначальный договор, но и повесили на предприятие долг в сумме более 300 миллионов рублей. Каким образом образовалась эта задолженность? По схемам, достойным легендарного Остапа Бендера. Начнём с закупки строительных материалов. Для этих целей по требованию "РТ-Соцстроя" "Комфортом" был открыт специальный счёт, все оплаты по которому проходили в акцептном порядке, то есть только с одобрения "РТ-Соцстроем" каждой покупки. Закупались материалы по ценам, действовавшим на время строительства объекта (начало 2016 — конец 2017 годов), а оформлялись средства, потраченные на покупку, как авансовые платежи подрядчику. Однако впоследствии "РТ-Соцстрой" в одностороннем порядке произвёл перерасчёт стоимости материалов по ценам 2014 года, и каждая потраченная на них тысяча сразу же "похудела" на сто пятьдесят рублей. Из этого и начала складываться сумма неотработанных авансов. Дальше — больше. В начале 2018 года, когда объект был построен примерно на 80%, заказчик расторгает договор с подрядчиком и насчитывает с ноября 2016 года штрафные санкции. Причём не от стоимости невыполненных работ, а от всей суммы договора. Получилось ещё около 150 миллионов рублей. И далее следует обращение в арбитражный суд города Москвы, который утверждает своим решением эту задолженность. Почему так произошло? Считаю, что в таком результате есть "заслуга" курировавшего смоленскую стройку заместителя гендиректора "Комфорта" А. Ёшина и юристов предприятия: либо они были некомпетентными, либо просто "сливали" свою фирму, действуя в интересах заказчика строительства.

В решении арбитражного суда говорилось о задвоении подрядчиком объёмов работ. Откуда взялись эти задвоения? Это пока самый загадочный для меня вопрос, но, видимо, дело вот в чём. Как мне удалось выяснить, представители "РТ-Соцстроя" не подписывали направляемые им "Комфортом" акты выполненных работ, а потом изготовили свои акты, пересчитав стоимость работ опять же по ценам 2014 года. Драников долго не подписывал эти бумаги, но в конце концов подписал Ёшин. Правда, свои экземпляры документов "Комфорт" так и не получил, поэтому сопоставить указанные в них цифры с реальной стоимостью работ возможности нет до сих пор. Устные и письменные обращения руководства предприятия с просьбой предоставить бумаги остались безответными. Проигнорировали представители "РТ-Соцстроя" и обращение конкурсного управляющего, и тогда он истребовал документы через суд. 11 октября текущего года определение суда, которым "РТ-Соцстрой" обязали предоставить акты выполненных работ, вступило в законную силу. Так вот, за задвоение работ в арбитражном суде Москвы, скорее всего, были выданы упомянутые мною акты выполненных работ, подготовленные "Комфортом", но не подписанные "РТ-Соцстроем". В ходе того судебного разбирательства проводилась строительно-техническая экспертиза, и к выводам эксперта у меня тоже есть вопросы — озвученные им цифры никак не стыкуются между собой.

Тут замечу: строительство перинатальных центров в различных российских регионах — это сплошной криминал. По этим фактам не так давно Следственным департаментом МВД России были возбуждены уголовные дела и взяты под домашний арест бывшие руководители "РТ-Соцстроя". Воровская схема, как я понимаю, была такой: изначальная стоимость строительства одного центра — около 2 миллиардов рублей, но организациям, строившим их, из этой суммы перепадали жалкие гроши; я не знаю ни одной из них, которая заработала бы на этом, большинство получило не прибыль, а убытки.

Уголовное дело по смоленскому перинатальному центру ещё не возбуждено, но я полагаю, что это лишь вопрос времени. Тем более что в этом случае результатом деятельности "РТ-Соцстроя" стало преднамеренное банкротство "Комфорта" — крупного предприятия, которое не один десяток лет занималось строительством жилья и социальных объектов. Печально, что представители брянских властей всех уровней даже палец о палец не ударили, чтобы это предприятие сохранить.

Кстати, несмотря на отстранение от строительства, объект в Смоленске достраивал именно "Комфорт". Расторгнув договор, "РТ-Соцстрой" выбрал новым подрядчиком фирму из Оренбурга, а она, в свою очередь, заключила с брянскими строителями договор субподряда. В июне 2018 года объект был сдан в эксплуатацию.

— Но ведь не "дочка" "Ростеха" инициировала банкротство "Комфорта"…

— Да, с таким заявлением обратилась в Арбитражный суд Брянской области ещё одна организация — "СмоленскАтомЭнергоСбыт". Она поставляла во время строительства центра электроэнергию, и с нею за поставки не рассчитались. В самом начале рассмотрения дела в суде задолженность была "Комфортом" оплачена, но деньги вернулись обратно — как впоследствии выяснилось, к тому моменту право требования долга было продано энергетиками индивидуальному предпринимателю из Орла по фамилии Гарбуз. Но вот "парадокс": г-н Гарбуз эти деньги получить тоже отказался. Ещё один "парадокс" состоял в том, что потом сам Драников как бы подыграл кредитору, отозвав уже перечисленные деньги. Ну а дальше, несмотря на то что в 2017—2019 годах предприятие не имело никаких признаков банкротства, судья областного арбитражного суда Д. Блакитный, даже не запросив и не изучив балансовую стоимость активов "Комфорта", вводит процедуру конкурсного производства и утверждает конкурсным управляющим предприятия А. Михальцова. И снова "парадокс": при введении конкурсного производства текущая хозяйственная деятельность замораживается, а в данном случае этого почему-то сделано не было.

Этой лазейкой, как я понимаю, очень успешно воспользовался конкурсный управляющий. Сегодня можно подвести промежуточные итоги его работы. Первым делом г-н Михальцов искусственно остановил работу предприятия, уволив несколько сотен его работников, после чего начал распродавать имущество, как бы осуществляя какие-то текущие платежи. В 2019 году его деятельность привела к 100-миллионным убыткам. А из отчёта за 2020 год, который был представлен им в налоговую инспекцию, мы узнаём, что убытки составили уже 900 миллионов. Куда пошли эти деньги? Насколько мне известно, на покрытие расходов самого конкурсного управляющего. Кредиторская задолженность "Комфорта" при г-не Михальцове увеличилась с 366 миллионов рублей до 1 миллиарда 121 миллиона, но с кредиторами, имевшимися на момент введения процедуры конкурсного управления, он так и не рассчитался. Хотя деньги для этого были: кроме выручки от распродажи активов на счёт "Комфорта" поступали также немалые суммы в счёт оплаты работ по строительству объектов, завершённых предприятием накануне введения процедуры банкротства.

Странная, согласитесь, ситуация: деньги на счёт предприятия поступали, но с кредиторами конкурсный управляющий не рассчитывался. О чьих тогда интересах заботился? Складывается впечатление, что прибирал к своим рукам всё, что можно прибрать. Самое интересное: в настоящее время единственным учредителем "Комфорта", активы которого на момент введения банкротства составляли около двух миллиардов, является орловская фирма "Круаж" с уставным капиталом в десять тысяч рублей. Не для того ли уже знакомый нам орловчанин по фамилии Гарбуз не хотел получать от "Комфорта" долг в 1,6 миллиона?

Далее. Далеко не все, кому был должен "Комфорт", почему-то смогли добиться включения в число его кредиторов. Препятствует этому не только конкурсный управляющий Михальцов, но и… арбитражный судья Блакитный. Так, почти два года затягивал он рассмотрение заявления ООО ПКФ "Янтарь", которое брало в банке кредит на осуществление текущей деятельности "Комфорта". Для строительных компаний, возводящих социальные объекты, такая практика нередка, потому как рассчитываются с ними за работы преимущественно после сдачи объектов в эксплуатацию. Документы, подтверждающие получение кредита "Янтарём" и передачу этих средств "Комфорту", имеются и у конкурсного управляющего, и в материалах арбитражного дела, но кредитором предприятие не признают. Более того, Михальцов тянет свои ручонки уже к имуществу "Янтаря", пытаясь и это предприятие затянуть в трясину банкротства. Ссылается он на то, что "Янтарь" имеет задолженность перед "Комфортом", хотя никакой задолженности нет. Прицепилась эта братва к тому, что кредит для "Комфорта" был оформлен "Янтарём" в течение трёхлетнего периода до введения процедуры банкротства, и теперь, настаивая на том, что нарушены права кредиторов и им причинён ущерб, решили взыскать с "Янтаря" те средства, которые "Комфорт" успел вернуть в счёт погашения задолженности по кредиту. Судьи областного и двадцатого апелляционного арбитражных судов, не вникая в суть проблемы, удовлетворили михальцовский иск, тем самым поспособствовав распространению раковой опухоли банкротства: как только решение о взыскании с "Янтаря" денежных средств вступило в силу, Михальцов обратился в областной арбитражный суд с заявлением о введении процедуры банкротства теперь уже "Янтаря". И всё тот же судья Блакитный, даже не ознакомив представителей "Янтаря" с этим заявлением, ввёл в отношении этого предприятия процедуру наблюдения, назначив на предприятие арбитражного управляющего из того же Орла…

Но всё же рано радуются решившие погреть руки на чужой беде. Недавно стало известно о возбуждении в отношении конкурсного управляющего Михальцова уголовного дела. И с учётом того, какой ущерб он причинил фирме и её кредиторам, этот господин имеет шансы присесть всерьёз и надолго.

…Есть ещё одна удавка в тёмной истории с банкротством "Комфорта" — сотрудники Федеральной службы судебных приставов. Кроме весьма спорной задолженности перед "РТ-Соцстроем", который никуда с исполнительными листами не обращался, у предприятия были долги перед другими кредиторами — примерно пять миллионов рублей. И вот в обеспечение погашения этой мизерной (для фирмы с активами стоимостью около двух миллиардов рублей) суммы судебные приставы арестовали всю его собственность: около 90 единиц техники, объекты недвижимости, заблокировали счета. Приставам предлагали (есть письменные тому подтверждения): реализуйте несколько арестованных машин и погасите долги. Но они не стали делать этого, по большому счёту также подыгрывая тем, кто захватывал предприятие.

Поскольку у "Комфорта" были арестованы счета, он не мог выплатить своим сотрудникам долги по зарплате. Предприятие обращалось во все инстанции, вопрос погашения задолженности обсуждался и в городских, и в областных органах власти, но приставы стояли на своём: имущество арестовано в качестве обеспечения исполнения обязательств. Действия приставов были несоразмерными долговой нагрузке предприятия, но никто из них за эту несоразмерность так и не ответил. А когда началась процедура банкротства, требовать ответа за, по сути, соучастие в грабительстве стало уже некому.

***

Сергей Маслов только вскользь коснулся ответственности брянских властей за столь оглушительное падение совсем ещё недавно одного из самых успешных предприятия региона, которое могло строить не только жильё, но и крупные медицинские и социальные объекты. Конечно, и губернатор Богомаз, и его окружение могут спросить: а мы тут причём, разве "Комфорт" — государственное предприятие? И продолжить: мы-де не в праве вторгаться в дела бизнеса. Да, но ведь уничтожение "Комфорта" — это потеря для госказны налоговых поступлений от него, исчисляемых в сотнях миллионов рублей. Это несколько сотен лишившихся работы людей. Судьба "Комфорта" пополнила мартиролог предприятий, которые почили в бозе в "эпоху" Богомаза. Это так и не начавшая работу почти построенная фабрика мороженого. Это любохонский "Сантехлит", имущество которого растащили стервятники. Назовём ещё одно предприятие, ставшее за последние годы покойником — знаменитую птицефабрику "Снежка". Тот же Богомаз и иже с ним воскликнут: а мы-то тут причём? Спросите, мол, за "Снежку" с бывшего губернатора Денина. Но им же ведь предлагались способы спасти предприятие, причём способы, не обременительные для власти. Необходимо было хотя бы лишь на время забыть о потревоженных амбициях, проявить управленческую инициативу. И мы бы не лишались единственного на Брянщине производства яиц. Теперь откуда только нам их не привозят — из далёких Тюмени, Красноярска, Башкирии и многих-многих других регионов. И вся эта управленческая импотентность — на фоне непрекращающегося балабольства о том, какие мы успешные.

Эх...

Алексей СМИРНОВ

Читайте ещё