Это подконтрольное брянское медиа-поле

Опубликовано: № 19 (848), 8 сентября 2023 г.

Июль 2020 г. Встреча губернатора А. Богомаза и нового владельца
Июль 2020 г. Встреча губернатора А. Богомаза и нового владельца "Брянсксоюзпечати" В. Киселёва (фото пресс-службы Правительства Брянской области)

1. «Брянсксоюзпечать»: откуда на неё напасти?

В конце июня пресс-служба областной прокуратуры сообщила об утверждении обвинительного заключения по уголовному делу в отношении руководителя ООО "Региональный центр дистрибуции прессы" П. Дольникова — по версии следствия, с февраля 2022 года по январь 2023-го он не выплатил заработную плату в размере 2,7 млн. рублей 46 бывшим работникам предприятия. Многие из брянских средств массовой информации эту новость не заметили, несмотря на то что к СМИ она имеет непосредственное отношение: потерпевшие по делу — киоскёры "Брянсксоюзпечати", обвиняемый — ликвидатор фирмы, которая сменила на региональном рынке распространения печатной периодики федеральную компанию "Роспечать".

"Роспечать" ушла из региона не по своей прихоти. Как только к власти пришёл пока ещё действующий губернатор А. Богомаз, работе компании стали создавать препятствия, что привело к резкому сокращению количества киосков в областном центре. Когда административное давление на их бизнес ещё только начиналось, столичные владельцы "Брянсксоюзпечати" пытались договориться с брянскими чиновниками и даже пошли на закулисную сделку с ними, о которой осенью 2016 года рассказал корреспондент "Комсомольской правды" В. Ворсобин, приехавший в Брянск освещать конфликтную ситуацию вокруг киосков. По словам журналиста, администрация предложила бизнесменам решить все проблемы, если те перестанут торговать "Комсомольцем Брянска". «Торговцы дали слабину — перестали. Но власти слово не сдержали».

Новый владелец (а им, как известно, в конце 2019 года стал издатель регионального выпуска "Комсомольской правды" В. Киселёв) вместо того, чтобы решить главную задачу — добиться возвращения на улицы Брянска десятков снесённых властью киосков — с самого старта принялся вводить различные нововведения. В киосках установили видеокамеры, чтобы руководство предприятия могло наблюдать за работой продавцов периодики в режиме онлайн, заменили несколько старых киосков новыми, более стильными и современными… И одновременно с этим стали накапливать долги.

А потом начались коронавирусные ограничения, которые лишь добавили проблем и без того некрепкому предприятию. Как результат — выросла задолженность и перед бюджетом (арендная плата за землю под оставшимися киосками), и перед поставщиками продукции, а со временем — и перед киоскёрами. Осенью прошлого года в киоски перестали завозить товар, после чего практически все они перестали работать. Одновременно с этим брянские правоохранители стали расследовать уголовное дело о невыплате зарплаты. По итогам расследования на скамье подсудимых почему-то оказался не владелец предприятия Киселёв, а один из его подчинённых Дольников, который в разные годы работал журналистом издаваемых Киселёвым газет — брянского выпуска "Комсомольской правды", "Брянских известий" (это, к слову, вовсе не та газета, которая издавалась на Брянщине с 1990 года по начало нулевых — спустя два десятилетия г-н Киселёв создал её клон, но и этот его проект оказался в итоге неудачным: киселёвские "Брянские известия" продержались лишь несколько лет).

Как выяснилось, "Брянсксоюзпечать" была, по сути, раздроблена: киоскёров трудоустроили в ныне ликвидируемую фирму "Региональный центр дистрибуции прессы", а арендатором земельных участков под киосками осталось доставшееся новому хозяину в наследство от "Роспечати" ООО "БСП-Пресс". В картотеке арбитражных дел мы нашли сведения, что в последние годы эти фирмы являлись фигурантами многих десятков судебных споров в качестве ответчиков по делам о неисполнении и ненадлежащем исполнении обязательств, о взыскании обязательных платежей в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования и т.п. Словом, история с г-ном Киселёвым продемонстрировала: для того, чтобы успешно развивать свой бизнес, совсем не достаточно установить в киосках видеокамеры. И даже лояльности губернатора (в своё время отказ возобновить распространение "Комсомольца Брянска" через киоски "Брянсксоюзпечати" г-н Киселёв мотивировал в том числе хорошим отношением к нему главы региона и опасением того, что, если перейдёт "красную линию", может стать изгоем для региональной власти) недостаточно.

В июле 2020 года состоялась встреча г-на Киселёва с Богомазом, о которой сообщили сначала пресс-служба областного правительства, а затем и многие брянские СМИ. Конечно же, не обошла её стороной и киселёвская "Комсомольская правда. Брянск". Вот что писали тогда в этой газете о разговоре бизнесмена с губернатором: «С главой региона обсудили настоящее и будущее печатных и электронных СМИ, основные проблемы, возможности их решения и другие вопросы, связанные с развитием средств массовой информации. Для печатных СМИ остаётся важным распространение. Газеты продаются в магазинах, киосках и на почте. На встрече рассмотрели возможность размещения новых торговых точек, предназначенных для продажи прессы. Это бы помогло выжить печатному бизнесу (выделено мной — прим. авт.)».

Встретились, обсудили и разошлись. Согласно народной мудрости, обещанного три года ждут. Теперь, когда этот срок истёк, можно подвести итоги давнего разговора "о настоящем и будущем" печатных СМИ: новых точек по продаже периодики в нашем регионе не появилось, немалое количество из тех, что ещё действовали в 2020-м, закрылось. А в тех точках, которые открываются взамен киосков "Брянсксоюзпечати", распространение журналов и газет явно не в приоритете.

В обоснование происходящего в Брянске могут привести такой аргумент: мол, это повсеместные тенденции, печатная периодика уходит в прошлое, а настоящее и будущее связано с Интернетом. На наш взгляд, это ошибочное мнение: многим читателям никакой Интернет не заменит периодику, изданную на бумаге, главный вопрос — в качестве содержания печатных изданий и их доступности. К слову, во всех городах, где приходилось побывать за последние месяцы, — и в Москве, и в Калуге, и в Туле, и в Орле — есть киоски по продаже печати. В Брянске их практически не осталось…

Обратимся ещё раз к публикации столичного корреспондента "Комсомольской правды" Ворсобина. Его давний репортаж из Брянска заканчивался такими словами: «Извести под корень вообще всю независимую от губернатора прессу — оно надёжнее. И самое противное в этой истории: страх региональных чиновников перед прессой уже тотальный». Свой немалый вклад в изведение на Брянщине всей независимой прессы внёс и издатель брянской "Комсомолки" г-н Киселёв.

2. Популярность по принуждению

Продолжая политику удушения неугодных им СМИ, брянские чиновники традиционно "накачивают" тиражи подконтрольных изданий, обязывая подписаться на них бюджетников. Одновременно с этим, пытаясь соответствовать федеральным тенденциям, заводят персональные каналы в мессенджере "Телеграм". А дальше с помощью административного ресурса начинают накручивать число их подписчиков. В февральской публикации «Расхлябанность пополам с апатией» мы говорили о телеграм-канале губернатора Богомаза в сравнении с аналогичными каналами глав двух соседних приграничных регионов — белгородского и курского губернаторов В. Гладкова и Р. Старовойта. Процитируем один фрагмент из той публикации: «ещё летом прошлого года до нас доходили сведения о том, что немалую часть от числа богомазовских подписчиков составляют брянские бюджетники, которых обязали подписаться по разнарядке сверху». Впоследствии нам сообщали, что аналогичным образом формировался и пул подписчиков телеграм-канала главы Брянска М. Дбар, которая известна нашим читателям не какими-либо заслугами перед городом, главой которого числится уже четыре года, а как автор чудного мадригала во славу г-на Богомаза, сочинённого по случаю очередного дня его рождения.

На минувшей неделе история с накрутками количества подписчиков телеграм-каналов брянских чиновников получила громкое продолжение. На страницах интернет-сайта "Брянские новости", в простонародье известного под наименованием "Брага", появилось сразу несколько публикаций о том, что бюджетников заставляют подписаться на телеграм-канал первого замглавы Брянской горадминистрации С. Антошина.

Минувшим летом, рассказывая о панегирике, посвящённом журналистами-лизунами из "Браги" брянскому мэру А. Макарову, мы говорили о неоднозначном отношении главного из лизунов А. Федосова к г-ну Антошину. Последний, вынужденно перебравшийся в мэрию из областной Думы, сразу же принялся демонстрировать, как он эффективен и незаменим, и прибирать к рукам нити управления областным центром. Пока большинство подконтрольных областной власти СМИ дружно пиарили первого зама главы администрации, взахлёб живописуя его "подвиги", федосовцы решили противопоставить ему главу администрации Макарова, вылизав того так, что осталось разве что памятник поставить мэру-преобразователю Брянска. Теперь журналисты решили противопоставить Антошину не Макарова, а Богомаза. Это бросается в глаза уже из заголовка первой их публикации — «Брянскому чиновнику Антошину налили бочку авторитета за счёт губернатора Богомаза». «Брянским бюджетникам, — сообщается в заметке, — разослали "шифровку": подписаться на телеграм-канал заместителя главы администрации Брянска Сергея Антошина. Однако применён хитрый приём — для подписки использован авторитет губернатора Александра Богомаза». Прочитает сию стряпню какой-нибудь неискушённый читатель, и подумает: вот негодник этот Антошин, примазывается к авторитету солнцеликого рекордсмена, догнавшего и перегнавшего не только Европу, но уже, наверно, и Азию с Америкой!.. На самом же деле читать про богомазовский авторитет смешно, потому как хорошо известно: он закончится ровно в тот момент, когда Александр Васильевич перестанет быть губернатором. После чего многие из ныне восхваляющих его с напускным изумлением воскликнут: «А король-то голый!».

Впрочем, не будем забегать вперёд, вернёмся к принудительной подписке на телеграм-каналы. "Брага" публикует текст разосланного бюджетникам сообщения. Цитируем его дословно: «Уважаемые коллеги. Во исполнении поручения просим Вас подписаться на официальные телеграм-каналы нашего Губернатора А.В. Богомаза, Брянской городской администрации и Первого заместителя Главы Брянской городской администрации по соц. вопросам С.С. Антошина. Ссылки указаны ниже». Затем к повествованию подключается некая Надежда, которая, как указывается, «тоже бюджетница». Повозмущавшись тем, что «кто-то решил добавить» г-ну Антошину «авторитета за счёт губернатора», хотя на канал главы региона бюджетники и так подписаны, она высмеивает любящего попиариться Эс. Эса: «Может быть, сам Антошин не знает о том, что его фотографируют, что снимают ролики о том, как осматривает дыру и косит траву? Кстати, пусть не подставляют его, потому что смешно смотреть, как человек, который, видимо, никогда не брал в руки косилку, пытается сбивать макушку травы, причём чистенько одетый, в джинсиках и даже без очков. Пусть поберегут глаза человеку, если заставляют его играть такие роли, а то трава или камешек выскочат из-под лески — поранить могут».

Читатели сайта тоже посмеялись в своих комментариях над осваивающим профессию косаря Антошиным. Но их интересовало не только то, умеет ли первый вице-мэр обращаться с газонокосилкой. Один, например, спросил, так кто же — Богомаз и Антошин — «главней в этой связке»? Второй ответил ему: «Богомаз полностью под С.С. Убрал Попкова, Коробко, Колесникова. С.С. руками губера чистит для своего бизнеса дорогу и места». И тут же озвучил свои вопросы: «А что же наши доблестные органы? Неужели не видят?». Третий констатировал: «Знать, есть чем ещё в Брянске поживиться, если поставили сюда Антошина». Под второй публикацией "Браги" (в ней рассказывалось о том, что круг бюджетников, которым разослали сообщения с призывом подписаться на телеграм-канал Антошина, пополнили учителя) тоже развернулось бурное обсуждение: «Биографию Антошина не разослали? В том числе и криминальную!»; «Этот многому может научить учителей. Посмотрите его биографию, и содрогнётесь»; «Слишком много его стало. Он везде»; «Чем быстрее станет мэром вместо Макарова, тем скорее сядет»

В чём же смысл принудительной подписки на зачастую малосодержательные и малоинформативные телеграм-каналы чиновников? Чиновники ведь не блогеры и не могут подрабатывать на рекламе, стоимость которой зависит в том числе от количества подписчиков. Тогда зачем им принудиловка? Скорее всего, дело в той самой неизбывной рекордомании: чем больше у него подписчиков, тем более популярным кажется чиновник. Именно кажется, а не является. То есть, большое количество подписчиков это, по сути, своеобразный допинг, поднимающий самооценку всяких богомазов, антошиных и иже с ними. Но, как и у всякого другого допинга, его действие ограничено. В данном случае временем пребывания указанных лиц в высоких властных кабинетах.

Александр ИВАНОВ

Читайте ещё