Под ковром-2

Опубликовано: № 21 (850), 20 октября 2023 г.

Получить должность директора областной библиотеки брянскому микрополитику Г. Селебину помогли запредельное лакейство перед губернатором и, по некоторым сведениям, настойчивые просьбы депутата Госдумы А. Журавлёва
Получить должность директора областной библиотеки брянскому микрополитику Г. Селебину помогли запредельное лакейство перед губернатором и, по некоторым сведениям, настойчивые просьбы депутата Госдумы А. Журавлёва

(Окончание. Начало в № 20)

 

2. Двойной бонус за лакейство

25 сентября для директора Брянской областной библиотеки имени Тютчева С. Дедюли, занимавшей этот пост с 1999 года, стал чёрным вдвойне. В областном департаменте культуры ей сообщили о том, что должна уступить своё директорское место. Она, отметившая в июле своё 67-летие, казалось, морально была готова услышать такой "приговор", и всё же… Позже, как рассказывали, встретилась с замгубернатора В. Мироновой, курирующей нынче в областном правительстве культуру, и готова была назвать ей несколько фамилий возможных своих преемников, но услышала жёсткое: это-де мы будем решать, кто заменит вас. Этот удар оказался посильнее первого. Тут же стало известно, что возглавлять крупнейший в регионе библиотечный центр будет… заведующий административно-хозяйственной частью библиотеки 51-летний Г. Селебин. Ахнули и присели не только все, кто работает с книгой, но и представители сопредельных культурных сфер.

Первая реакция коллег Дедюли на вердикт депкульта выразилась в размещённом на сайте библиотеки обращении к губернатору с трёхстраничным перечнем подписантов. Сам же текст письма был весьма лаконичным: перечислив регалии Светланы Степановны (заслуженный работник культуры РФ, награждена почётным знаком "За заслуги перед городом Брянском" II степени, является председателем секции Центральных библиотек субъектов РФ при российской библиотечной ассоциации, вице-президентом этой ассоциации, имеет медаль "За вклад в развитие библиотек"), они попросили «рассмотреть вопрос о сохранении должности директора» за ней. Ответом был окрик, повелевающий удалить письмо. Что и было тут же исполнено.

Руководство какой-нибудь коммерческой фирмы, не очень обременённое всякими деликатными соображениями, наверное, ещё могло бы расстаться со своим многолетним, заслуженным работником так бесцеремонно, со столь вызывающим выходом за границы элементарной вежливости. Но библиотека — это ведь не крестьянское (фермерское) хозяйство "Богомаз", это государственное бюджетное учреждение, содержащееся за счёт нас, налогоплательщиков. Можно сказать и так — за счёт общества. И коль встал вопрос о замене такой фигуры, как руководитель флагмана библиотечного дела, то следовало бы посоветоваться с обществом.

Неизвестно, как сейчас, а ещё недавно у первого лица области "под рукой" был для этого совет по культуре, состоящий из уважаемых в этой сфере персон. И это не единственный способ проверить задуманное кадровое решение и спрогнозировать его последствия. Но что сие для такого воспарившего в воздуся нарцисса, как наш нынешний губернатор?! Он, получивший и почти десятилетие удерживающий власть без всякой конкуренции, не склонен заморачиваться вопросом: а насколько это всё легитимно, насколько по праву он распоряжается попавшими к нему в зависимость судьбами? И насколько толково распоряжается общественными активами. Таким, например, как главная библиотека Брянщины.

Как известно, Александр Васильевич Богомаз книг не читает. Об этом он сам рассказывал в прошлом году одному из столичных телеграмм-каналов. И как рассказывал! Воспроизведём абзац из нашей корреспонденции «Губернатор и "Муму"»: «Ну, обстоятельства, больше я, наверно, смотрю новости, вот. А остальные художественные книги, это те, тот поток документации, которая необходимо каждый вечер, начиная, там, с семи часов до десяти, всё посмотреть, вникнуть и подписать. Или дать дальнейший ход, или остановить. Или дальнейшую работу. Вот это вот основная, наверное, идёт вместо книг художественных». Это даёт основание полагать, что не в богомазовской голове родилась идея такой до сенсационности странной библиотечной рокировки — Селебин вместо Дедюли, библиотечный завхоз, в прошлом выходец из кокинской сельхозакадемии, вместо управленца с патентованным библиотечным образованием, который отдал этому делу весь трудовой отрезок жизни. Возможно, кто-то не знающий ни Селебина, ни Дедюлю, скажет: а что, если на Брянщине случилось чудо — завёлся такой завхоз, которому по плечу возглавить и крупнейшую библиотеку? Возглавить-то может, но вот с какими видами на будущее?

Все эти рассуждения умозрительны, обратимся, однако, к конкретике, познакомимся поближе с Геннадием Григорьевичем Селебиным. Наши постоянные читатели успели составить представление о нём из опубликованного в номере за 31 июля материала «Пиррова победа г-на Селебина». В нём рассказывалось о промежуточных итогах судебного противостояния Селебина и лидера брянских комсомольцев А. Агапова. Последний в размещённом на своей страничке "Вконтакте" видеоролике «Богомазовские сказки для Кремля» прошёлся по селебинскому подхалимажу. В позе "чего изволите, Александр Васильевич?" этот тип оказался не сразу. Ещё в середине 2019 года он, возглавлявший региональное отделение партии "Родина", на своей пресс-конференции метал в сторону губернатора громы и молнии, объявлял даже о сборе подписей за его отставку. Партийные активисты стали пикетчиками, приходившими к зданиям областного правительства, представительства региона в столице, Центризбиркома с плакатами, призывающими освободить Брянщину от Богомаза, вернуть «картофельного короля обратно к картофельной королеве»… А всего через пару лет тот же Селебин, занимавший тот же партийный пост, словно, как в хорошо известной сказке, ударившись оземь, вдруг начал истово прославлять губернатора, назвав его лучшим главой Брянщины за всю её 80-летнюю историю. Куда там Крахмалёву, Сизенко и примкнувшему к ним Лодкину?! Когда на суде неотвратимо возник вопрос: а как же пресс-конференция в 2019 году, сбор подписей, пикеты, последовал ответ: «Никаких решений официальных партия не принимала, был выборный процесс»

Вскоре после такой "смены ориентации" Селебин трудоустроился завхозом в библиотеку. Многие тогда расценили это трудоустройство как бонус за лакейство. Которое, добавим, тем ценней, что изъявлялось на фоне прежнего поношения того лица, перед которым сейчас нижайше пресмыкается.

Новейшая политическая истории Брянщины и до этого знала персонажей, которые из ярых оппозиционеров власти со временем преобразовывались в не менее ярых её апологетов, но в такой трансформации оборотень Селебин, как говорится, пробил дно. Известно, что в селебинском переобувании поучаствовала ныне дожидающаяся суда в одном из столичных СИЗО бывшая заместительница губернатора Т. Кулешова. Когда в конце 2019 года главный брянский родинец повеличал её «красивой и умной женщиной», которую «уважают в Брянской области» и которая «состоялась, как успешный администратор», у многих родился прогноз: не за горами то время, когда подобная порция "пирожных" будет выдана им и самому Богомазу. Прогноз сбылся на все сто. Кое-кто указывает, что в перевербовке Селебина есть вклад и нынешнего брянского вице-мэра С. Антошина. Оба они — и он, и Селебин — из лодкинской грибницы. Оба оказались блестящими выучениками шефа, быстро усвоившими самые нечистоплотные азы чиновничьей практики. И оба, в то же время, прекрасно знают друг другу цену.

Сейчас не будем распространяться, как Селебин попал в ту самую лодкинскую грибницу, какую роль при этом сыграл его бывший тесть И. Хлестов, возглавлявший тогда Выгоничскую райадминистрацию и позже горько разочаровавшийся в зятьке. То было давно, а чтобы лучше понять, кто он таков, нынешний Селебин Геннадий Григорьевич, уместно дословно воспроизвести несколько его высказываний во время упомянутой судебной тяжбы с Алексеем Агаповым. Вот что говорил в суде наш герой о своих взаимоотношениях с губернатором Богомазом, назначении в библиотеку и о своей "зашкаливающей принципиальности": «Сколько уже лет губернатор — по-моему, три года он последний срок? У меня публичная поддержка губернатора была на губернаторских выборах, где опубликован платный, и оплаченный из фонда кандидата Богомаза, оплаченный материал в поддержку губернатора в газете "Брянские факты". Поэтому прошло потом два года, потом библиотека. Это раз, и второй вопрос — у меня принципиальность максимального уровня. Она зашкаливает». Вторая цитата — к вопросу об адекватности восприятия им критики в свой адрес: «Я прошёл серьёзную чиновничью школу, вот, вообще общественной жизнью политической занимаюсь более 30 лет, вот, и у меня никогда не было ситуаций, чтобы, так сказать, непонятно кто высказывал какие-то оценки в отношении меня». И ещё одна цитата — о том, насколько хорошо наш герой знает историю, без которой в главной библиотеке региона никак: «Вести дискуссию с кем-то они могут, но вести со мной дискуссию на какие-то темы — ну, по крайней мере им ещё нужно учиться, учиться и учиться».

В региональном общественном мнении Селебин прочно ассоциируется с запредельной аморалкой. Неспроста даже прирученные властью СМИ, обычно подмахивающие любому её телодвижению, на этот раз либо промолчали, либо были весьма сдержанны в своих сообщениях о библиотечной рокировке — ничего оценочного. Но такой настрой не пожелали разделить читатели. Вот несколько их комментариев на одном из брянских сайтов: «Чем "заслужил" новый директор такое повышение? Не понимаю, как можно разбрасываться профессионалами?», «Хорошо лизнул — хорошую должность получил», «Это прикол такой?», «Это не смешно».

В "библиотечном" восхождении г-на Селебина усматривается двойной бонус за лакейство. Первый — получение места библиотечного завхоза за смену позы в отношении губернатора, второй — назначение директором библиотеки за хлопоты по судебной нейтрализации одного из критиков губернатора. Заодно он потребовал разобраться руками ФСБ и с нашим изданием. Ну как не ценить, не вознаградить такую "работёнку"?! О самой же библиотеке, её дальнейшей судьбе, речи не идёт. Это не входит в число первейших забот и приоритетов, она для нынешних управителей областью является задворками. Главное для них — чтобы там не образовалась какая-нибудь крамола. А для этого Селебин — самое то. Отмечаются его старания по установке в здании видеокамер. После чего библиотекари, чтобы пообщаться, стали выходить на улицу. Но, как рассказал в своём телеграм-канале блогер-юрист Р. Демьяненко, в расставленные "видео-сети" угодил сам завхоз. Произошло ЧП — из библиотечных анналов исчезла православная энциклопедия. Обыскавшись, сотрудники решили полюбопытствовать, что засвидетельствовало недремлющее видео-око. И оно показало, что утащившим энциклопедию оказался Селебин, теперь уже главный библиотечный грешник.

Далеко же теперь пойдёт во главе с ним один из лучших в России библиотечных коллективов…

Иван УХВАТОВ

Читайте ещё