Памяти коллеги
Опубликовано: № 22 (851), 31 октября 2023 г.
Вечером 26 октября стало известно об уходе из жизни известной брянской журналистки Евгении Чалиян. В начале августа ей исполнилось 83 года…
Уроженка солнечного Баку, студентка факультета журналистики Ленинградского госуниверситета впервые оказалась в Брянске на практике. Её приметил тогдашний редактор газеты "Брянский рабочий" Г. Бубенок, и после окончания вуза Евгения Николаевна приехала работать в наш город. И осталась здесь на всю жизнь. За ту четверть века, которую она проработала в "Брянском рабочем", через главную тогда газету области прошло немало разных имён, и большая часть из них уже давно никому не известна. У Чалиян же получилось не только приобрести жизненный и профессиональный опыт, но и сделать себе имя. После "Брянского рабочего" она перешла в "Брянские известия", затем — в "Брянское время". Коллеги, с которыми проработала много лет, отмечали её целеустремлённость, напористость, властность. В то же время она была человеком общительным и компанейским. Очень любила дискуссии на политические темы и могла бы стать хорошим политобозревателем — неплохо видела ситуацию вширь. Умела схватить тему, что позволяло ей написать немало ярких материалов.
С 1990-х её статьи печатались не только в брянских, но и в федеральных изданиях — в "Ведомостях", "Российской газете", "Новой газете"… В это время с ней, как и со многими другими российскими журналистами, стала происходить творческая трансформация: солидная журналистка советского времени постепенно перешла в коммерческую журналистику. Апогеем этого процесса стало её многолетнее сотрудничество с возникшей на заре нулевых газетой "Брянское обозрение", которую за её "отмороженность" многие называли "Оборзением".
У нашей газеты — своя история взаимоотношений с Евгенией Чалиян. Мы не раз критически отзывались о её неоднозначных публикациях в "Брянском обозрении" и также коммерциализировавшемся "Брянском рабочем". Это не нравилось автору, и порой мы даже вступали в полемику. А в 2016-м, когда областная власть объявила тотальную войну нашей газете, запретив печатать её в областной типографии и распространять в киосках "Брянсксоюзпечати", всё в том же "Брянском обозрении", затем в "Брянском рабочем", а также на провластном сайте "Брянские новости", более известном как "Брага", была опубликована статья Чалиян «Отвязанная пресса». В этой растиражированной публикации многие увидели попытку богомазовцев оправдать устроенную ими расправу над не подчинившимся "Комсомольцем Брянска". Спустя годы нам стало известно, что после публикации статьи, написание которой было инициировано из кабинетов областного правительства, между заказчиками и исполнителями сильно искрило. Чиновникам, уже готовившимся было справлять поминки по "Комсомольцу Брянска", не всё в статье Чалиян понравилось. А особенно раздосадовали их слова автора о том, что удавка, накинутая на нашу газету, «скорее всего, не приведёт к желаемому результату»…
Тут Евгения Николаевна не согрешила против истины: несмотря на все потуги областной власти, добивавшейся закрытия газеты, "Комсомолец Брянска" продолжал издаваться. Более того, когда "Брянский рабочий" через полтора года после публикации "Отвязанной прессы" отказался печатать её статью о том, в каком непростом положении оказалась детско-юношеская спортшкола "Олимп", а затем таким же отказом ей ответила и редакция газеты "Брянские факты", Чалиян обратилась именно в нашу "отвязанную" газету, и мы её материал опубликовали. И впоследствии, сталкиваясь с нежеланием "привязанной" к власти прессы публиковать свои материалы, она обращалась в нашу газету ещё не раз.
Последние несколько лет она практически не писала. Периодически созваниваясь с нашей редакцией, изъявляла желание осветить ту или иную тему, но, к сожалению, эти задумки реализованы не были. В конце апреля состоялся последний наш разговор — она сообщила, что идёт на почту оформлять подписку на "Комсомолец Брянска" на второе полугодие 2023-го…
Выражаем свои соболезнования родным и близким покойной.