«Ввиду бездействия «органов»…»
продолжается расхищение леса и бюджетных средств
Опубликовано: № 34 (610), 8 октября 2016 г.
Тема: Кусков Б.Ю.
На страницах нашей газеты не раз поднималась тема о непростом положении, в котором оказалась лесная отрасль на Брянщине. Последний раз об этом говорилось в публикациях «Этот непотопляемый Котенков» и «Так почему он непотопляемый?», вышедших в свет в феврале и марте текущего года. Тогда мы обратились к этой теме в связи с назначением начальником областного Управления лесами В. Котенкова, который ранее уже занимал эту должность, затем перешёл на аналогичную работу в Подмосковье, а после возвращения в родные пенаты попал в число тех немногих, кто сумел войти в одну реку дважды. Но произошло это не потому, что он такой сильный и незаменимый специалист. Более того — многие наши источники, имеющие представление о том, кем является г-н Котенков на самом деле, открыто называют его могильщиком брянских лесов.
Публикации о Котенкове наделали немало шума, но воз, как говорится, и ныне там. Между тем к нам продолжают поступать всё новые сведения о различных тёмных схемах, к которым причастен "главный по лесу" в богомазовском облправительстве. Вот одна из них: в последнее время Управлением лесами практикуется передача лесозаготовителям участков гослесфонда под вырубки без проведения аукционов и без заключения договоров аренды. Чтобы понять, каким образом это осуществляется, обратимся к конкретному примеру. Перед нами — Государственный контракт № 1 от 15 сентября 2016 г., заключённый между ГКУ Брянской области "Трубчевское лесничество" и ООО "Трубчевсклес". Согласно этому документу, заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязанности по защите и воспроизводству лесов на лесных участках "Трубчевского лесничества" с одновременной продажей древесины. Этим контрактом предприятие "Трубчевсклес", которое, согласно письму его директора В. Кондрусина на имя г-на Котенкова, в связи с отсутствием сырья и объёмов лесохозяйственных работ было загружено только на 20—30% от общей мощности, получило право заготовления древесины на лесных участках без, как уже говорилось выше, соблюдения процедур, обязательных для всех, кто занимается этой деятельностью по закону. Чем опасна такая практика? Тем, что предприятия, которым дозволено "заходить в лес", будут отбираться не по объективным основаниям (то есть через аукционы), а по субъективным, когда всё будет зависеть от воли конкретных лиц — тех же директоров лесничеств, ну и, конечно же, руководителей Управления лесами, и именно эти чиновники будут решать, кого из лесопромышленников "казнить", не допуская до леса, а кому — создавать режим наибольшего благоприятствования. При этом, несмотря на подписи под документами, окончательное решение принимается именно в кабинете г-на Котенкова. И вот как это происходит.
Основанием для заключения госконтракта между "Трубчевским лесничеством" и "Трубчевсклесом" послужило некое «письмо Управления лесами № 2712 от 14.09.2015 г.», адресованное и.о. директора лесничества С. Климовцеву. В нём говорится, что, рассмотрев проект контракта на выполнение работ по защите и воспроизводству лесов, отделы управления лесами согласовывают его. Подписал письмо лично Котенков. А двумя неделями ранее в то же самое "Трубчевское лесничество" был направлен из Управления лесами ещё один документ за той же подписью. Читаем его: рассмотрев обращение по вопросу проведения выборочных санитарных рубок, управление сообщает, что для его рассмотрения «должны быть представлены в установленном порядке документы о лесопаталогическом обследовании указанных лесных участков, проект государственного контракта, расчёт стоимости работ и древесины». То есть проект госконтракта, который согласовали подчинённые Котенкова, был подготовлен по указанию самого Котенкова. Порочный круг замкнулся.
Начальник Управления лесами не мог не знать, что подписанный Климовцевым контракт во многом напоминает филькину грамоту, ведь для заключения полноценного госконтракта надо было проводить торги на электронной площадке, либо аукцион. Кроме того, любой госконтракт имеет свою стоимость, а в том, что заключили между собой "Трубчевское лесничество" и "Трубчевсклес", этого пункта нет. Вместе с тем хорошо просматривается желание Котенкова обставиться со всех сторон: мол, под сомнительным госконтрактом, который "стоил" бюджету нескольких миллионов рублей недополученных средств, стоит не его подпись, и инициатива исходила вроде бы тоже не от него… Только вот "уши" котенковские всё равно торчат. А есть случаи, где они, что называется, совсем на поверхности.
На днях к нам попала копия обращения дятьковского предпринимателя Б. Кускова к областному природоохранному прокурору М. Зубко. Борис Юрьевич, хорошо знакомый нашим читателям по многолетней борьбе с различными злоупотреблениями в лесной отрасли, поднял перед прокурором вопрос о монополизации вырубок древесины вдоль линий электропередач одним лесозаготовительным предприятием, отличающимся от других предприятий лишь тем, что в его учредителях — родственник начальника Управления лесами. Только на территории Учебно-опытного лесничества в Брянском районе, пишет он, под вырубку было отведено 40 тысяч кубометров древесины, в основном хвойных пород. Если нормально организовать её реализацию, в доход бюджета могло бы поступить не менее 80 миллионов рублей, в реальности же государству достанутся жалкие гроши. Так же, как и в других подобных случаях. Почему? Причина, по мнению Кускова, в том, что «практически все выгодные лоты (по реализации вырубленной древесины — прим. авт.) без аукциона предоставляются фирме ООО "Лес-Экспорт плюс", владельцем которой является зять начальника Управления лесами Брянской области Котенкова В.М. Звягин А.А.». В обоснование своей позиции он перечисляет целый ряд договоров, заключённых с этой фирмой, и приводит объёмы леса, которые она при этом получила. Из этих данных видно, что лес достаётся "Лес-Экспорт плюсу" практически задаром — например, по договору № 19 от 15 сентября прошлого года 620 кубометров обошлись фирме всего в 59 тысяч 300 рублей. А вот погорельцы, которым лес выделяют вроде как на льготных условиях, смогли бы купить за эти деньги лишь 100 кубометров. Ощутите разницу! «Как такое возможно?» — спросите вы. Очень просто: всё организовано так, что на лес, вырубленный звягинской фирмой, никто не претендует, поэтому все объёмы достаются единственному предприятию, подавшему заявку на участие в аукционе. И им оказывается… та же самая звягинская фирма. А на вопрос о том, почему у неё не оказывается конкурентов, мы попытаемся ответить как раз на примере Учебно-опытного лесничества, где, как пишет прокурору Зубко предприниматель Кусков, сложилась «особо криминальная ситуация».
Мы уже говорили, что при разрубке линий электропередач на территории этого лесничества под вырубку были отведены 40 тысяч кубометров древесины. В настоящее время, по словам Кускова, вырубки идут полным ходом, более того — подготовлена документация на проведение аукциона по продаже древесины. Известны даты начала и окончания приёма заявок — с 15 часов 23 сентября по 15 часов 7 октября т.г. Но… по состоянию на конец сентября на сайте Территориального управления Росимущества, к ведению которого относятся участки вокруг линий электропередач, так и не разместили объявление о проведении аукциона. А значит, приходит к выводу Кусков, после 7 октября звягинский "Лес-Экспорт плюс" может оказаться единственным лицом, подавшим заявку, и снова получит лакомый кусок без аукциона. А в доход государства вместо 80 миллионов рублей поступит не более 4 миллионов. Вот и вся схема, правоохранителям остаётся только составить перечень заинтересованных лиц и определить, кому из них и сколько перепало от 76-миллионного "навара".
Но Кусков в своём расследовании пошёл дальше. Он стал искать ответ на вполне резонный вопрос: поскольку линия электропередач проходит по территории, которая находится в бессрочной аренде у Учебно-опытного лесхоза, являющегося государственным предприятием и имеющего возможность самостоятельно проводить все виды лесохозяйственных работ с одновременным пополнением как своего кошелька, так и федерального и областного бюджетов, почему разрубки проводит не он? Как оказалось, Учебно-опытный лесхоз не то что линии электропередач разрубать не может — он вообще не может вести рубки древесины на своей же территории, хотя имеет проект её освоения. Всё дело в том, что ведомство г-на Котенкова должно было утвердить этот проект, проведя перед утверждением его ведомственную экспертизу. Но оно уже трижды отказывало лесхозу в выдаче положительного заключения, и на предприятии всё больше склоняются к тому, что единственный путь разрубить этот гордиев узел — обратиться с заявлением в арбитражный суд. А пока руководство лесхоза решается на этот ответственный шаг, его работники не могут ни полноценно работать, ни вовремя получать зарплату... Но в чём же причины волокиты со стороны Управления лесами, спросите вы. Не в большом ли количестве спелой и перестойной древесины, на которую может иметь виды предприятие г-на Звягина?
Однако вернёмся к обращению Кускова к прокурору. Сообщая, что согласно имеющейся у него информации отводы лесосечного фонда под разрубку ЛЭП проводились самими работниками электросетей, он задаётся вопросом: «Кто-нибудь контролировал и проверял достоверность этих отводов?». Под занавес автор обращения констатирует, что перечисленные им нарушения стали возможны «ввиду бездействия надзорных и правоохранительных органов». «Более того, в настоящее время до заключения договоров купли-продажи или проведения аукциона при попустительстве и бездействии Управления лесами и правоохранителей Брянской области заготовленная древесина вывозится и перепродаётся». Ну а чтобы сказанное не воспринималось как голословные обвинения, следует многозначительная приписка: «При необходимости готовы предоставить имеющиеся фото- и видеоматериалы». Что ответит на это обращение дятьковского предпринимателя Брянский природоохранный прокурор, довольно трепетно относящийся к начальнику областного Управления лесами? Отмолчаться вряд ли удастся — копии своего обращения предприниматель направил не только прокурору области А. Войтовичу, но и генпрокурору Ю. Чайке. Об ответе Зубко Кускову мы проинформируем, а пока обратимся к ответу, который дал Котенков на запрос редактора газеты "Дятьковский вестник" И. Статычнюка.
В эту газету поступило обращение жителей посёлка Любохна, которые рассказали журналистам такую историю. На протяжении 13 лет на базе отдыха местного предприятия "Сантехлит" функционировал школьный оздоровительный лагерь "Родничок", в котором отдыхали их дети. В апреле прошлого года решением совета директоров "Сантехлита" база была передана по договору дарения Любохонской средней общеобразовательной школе имени А. Головачёва. А договор аренды "Сантехлитом" лесного участка, на котором расположена база, был расторгнут весной текущего года на основании решения арбитражного суда, после чего участок сняли с кадастрового учёта. При этом ещё в начале года руководство школы предоставило все документы, необходимые для оформления договора постоянного (бессрочного) пользования участком, но он так и не был заключён. «Складывается впечатление, — пишут любохонцы, — что Управление лесами Брянской области преднамеренно откладывает решение вопроса… с целью передачи данного участка более платёжеспособным коммерческим организациям и получения дополнительной собственной выгоды». Котенкова эти слова, что называется, задели за живое. «Полагаем, что вышеуказанные высказывания, выходящие за пределы элементарной правовой культуры, лишь дискредитируют деятельность государственных органов, не направлены на правовое решение вопросов», — возмущается он в своём ответе на запрос Статычнюка. Тот, кто знает о беспределе, который происходит при Котенкове в сфере лесопользования, не сможет прочитать эти слова без улыбки. Но что же ответил сей господин возмущённым любохонцам по существу их жалобы в редакцию? По его словам, «указанный в заявлении МАОУ Любохонская СОШ лесной участок площадью 3,17 га на кадастровом учёте не состоит», кроме того он обременён правом аренды в целях заготовки древесины ИП Шаповал М.В., о чём заявители проинформированы и устно, и письменно... Однако, насколько нам известно, предприниматель Шаповал арендует этот участок для заготовления древесины около 10 лет, примерно столько же его арендовал и "Сантехлит", но для оздоровительных целей. Законом это не возбраняется, поскольку цели у арендаторов были разные и в своей деятельности они не должны были пересекаться друг с другом. Так что, на первый взгляд, Котенков создаёт проблему на ровном месте. Но в реальности конфликт интересов лесоруба Шаповала и детского лагеря существовал: предприниматель-лесоруб неоднократно пытался использовать территорию лагеря для стоянки лесовозов, а родители детей с помощью чиновников районной администрации добивались прекращения этой порочной практики. Теперь же с помощью г-на Котенкова территорию могут "зачистить" не от лесовозов, а от детского лагеря. Правда, «учитывая социальную значимость указанного вопроса», начальник Управления лесами выражает готовность «совместно с органами местной власти и учреждениями, лесопользователями прорабатывать в рамках правового поля механизмы его решения». Но пока это только слова, а в Дятьковском районе между тем всё громче говорят о том, что на детский лагерь положил глаз и хочет открыть там свой гемодиализный центр известный местный олигарх, депутат областной Думы, гендиректор ГУП "Брянскфармация" М. Иванов, а начальник Управления лесами Котенков оказывает ему всяческое содействие. Учитывая данные обстоятельства, мы берём эту ситуацию под свой редакционный контроль и будем информировать читателей о её развитии.
…Назначая после прошлогодних губернаторских выборов членов областного правительства, глава региона Богомаз раздумывал над кандидатурой руководителя лесной отрасли больше других — Котенков лишился приставки исполняющего обязанности одним из последних. Совсем скоро губернатор снова будет поставлен перед выбором, на кого сделать ставку — Владимиру Михайловичу исполняется 60 лет, и по закону процедура назначения начальника Управления лесами должна повториться. Но что общего между ними — долгое время позиционировавшим себя борцом с коррупцией Богомазом и, пожалуй, одним из самых коррумпированных брянских чиновников Котенковым? Бизнес? Деньги? Какие-то совместные интересы? Или что-то ещё? На этот вопрос пока сложно дать ответ, но можно с достаточной степенью уверенности констатировать, что если г-н Котенков будет-таки переназначен, то мы получим ответы на многие вопросы о брянской коррупции и коррупционерах.
Николай ПЕТРОВ