По линии наименьшего прокурорского сопротивления 4
Опубликовано: № 25 (684), 31 августа 2018 г.
Тема: По линии наименьшего прокурорского сопротивления
4. Киосковая сласть
Следующий вопрос прокурору области А. Войтовичу был о так называемой "войне с киосками", развязанной брянскими городскими властями: «В интервью нашей газете, опубликованном 28 февраля, председатель обкома профсоюза работников малого и среднего бизнеса Н. Шилин рассказал о наличии сильной коррупционной составляющей при предоставлении предпринимателям права аренды земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов в Брянске. Речь, в частности, шла о том, что депутаты Брянского горсовета не только прописывают условия предоставления аренды, вводя новые виды согласования для размещения НТО, но и являются главной контролирующей силой на практическом этапе рассмотрения этих вопросов. Такое поведение, по словам г-на Шилина, санкционируется положениями нынешнего Устава г. Брянска. Не видите ли Вы необходимости вмешательства в эту ситуацию прокуратуры с целью ослабления остающегося на Брянщине вопреки установкам Президента РФ сильным административного давления на малый бизнес?». Перед тем, как привести ответ, полученный нами из облпрокуратуры, извинимся перед читателями за то, что им предстоит прочитать. Наверное, многие из них, осилив эту издевательскую отписку, заподозрят уважаемое прокурорское ведомство в том, что оно приютило в своих новых стенах людей, чью адекватность можно поставить под сомнение. А как понимать, когда их спрашивают об одном, а отвечают они (ответ подписал, ещё раз напомним, начальник отдела облпрокуратуры В. Новиков, подготовил его М. Вахитов) так, словно не умеют читать. Впрочем, убедитесь в этом сами: «В соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учётом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с указанным Законом и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности", постановлением администрации Брянской области от 02.12.2010 № 1224 утверждён "Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов".
Подпунктом 26.1 пункта 2 статьи 30 Устава города Брянска установлено, что Брянский городской Совет народных депутатов разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов.
В целях создания условий для обеспечения жителей города Брянска услугами, Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 01.07.2011 № 556 принято Положение о порядке подготовки материалов для разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее — Схема размещения НТО) на территории города Брянска" (далее — Положение № 556).
Пунктом 5 Положения № 556 установлено, что районные администрации города Брянска по инициативе хозяйствующих субъектов и (или) по инициативе органов местного самоуправления города Брянска готовят предложения о включении нестационарных торговых объектов в схему (далее по тексту — предложения) и направляют их в управление по строительству и развитию территории города Брянска (далее по тексту — Управление) для рассмотрения и предоставления топографических основ в масштабе 1:500 по каждому предложенному месту размещения нестационарного торгового объекта (далее по тексту — топографическая основа).
Согласно пункту 9 Положения № 556 районные администрации города Брянска в течение 3 рабочих дней со дня поступления от Управления топографических основ направляют соответствующие предложения с приложением топографических основ для согласования: сетевым организациям; территориальному управлению Росимущества в Брянской области; управлению имущественных отношений Брянской области; управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации; комитету по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области (если предусматривается размещение нестационарных торговых объектов на территории зон охраны объектов культурного наследия).
Как следует из пункта 11 Положения № 556, Брянская городская администрация обобщает поступившие предложения от районных администраций города Брянска и со своими рекомендациями направляет для рассмотрения в Брянский городской Совет народных депутатов (на бумажном и электронном носителях).
В соответствии с пунктом 16 Положения № 556, Брянский городской Совет народных депутатов рассматривает проект схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также информацию о предложениях, не включённых в проект схемы, и принимает решение об утверждении указанной схемы.
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска утверждён решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 года № 803.
Исходя из содержания Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утверждённого Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.06.2012 № 803, размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется на конкурсной основе в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утверждаемой Брянским городским Советом народных депутатов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска утверждена Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27.04.2016 № 405.
Вышеуказанные Решения Брянского городского Совета народных депутатов являются муниципальными правовыми актами, которые в силу действующего законодательства подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Законным основанием для осуществления предпринимательской деятельности в нестационарных торговых объектах является включение их в Схему размещения.
Торговая деятельность в нестационарных торговых объектах, размещённых без правоустанавливающих документов и в последствии без проведения аукционных процедур, осуществляется с нарушением требований законодательства. Незаконно занятые земельные участки нестационарными торговыми объектами, подлежат освобождению, в соответствии с действующими муниципальными правовыми актами».
Разумеется, мы ожидали от нашего "государева ока" не пересказа процедуры узаконенного Брянским горсоветом и Брянской горадминистрацией передела в сфере нестационарных торговых объектов. Единственное рациональное зерно, которое можно извлечь из этого канцелярски тяжеловесного текста, состоит в том, что прокуратура, по сути, подтвердила содержащийся в нашем вопросе тезис о сильной коррупционной составляющей при предоставлении предпринимателям права аренды земельных участков для размещения киосков. Ведомство г-на Войтовича, подробно описав все стадии перераспределения арендных прав владельцев киосков, можно сказать, повторило вслед за председателем обкома профсоюза работников малого и среднего бизнеса Н. Шилиным, что застрельщиком этого перераспределения был Брянский горсовет, которому в нём определена главная и решающая роль. Г-н Шилин в упомянутом интервью нашей газете (см.: «Николай Шилин: "Жить по-прежнему народу уже невмоготу"» в № 6 от 28 февраля с.г.) отмечал, что сосредоточение такого объёма полномочий в одном органе — это и есть кратчайший путь к коррупции. Этих подозрений не возникло бы, если бы горсовет разработал нормативную базу и отошёл в сторону, предоставив возможность проводить все технические операции другой ветви власти — мэрии. Но, увы… И прокуратура не могла не видеть такого перекоса.
Сегодня можно уже говорить о главном интересанте этого процесса — главе города А. Хлиманкове. О сомнительной роли этого персонажа рассказывает в своём интервью нашей газете директор брянского выпуска "Комсомольской правды" В. Киселёв. А вот как прокомментировал развитие ситуации вокруг киосков г-н Шилин: «Мы направили соответствующие обращения в администрацию президента, Генпрокуратуру, ждём реакции. А пока надо сказать, что нас городские власти обманули. Мы ведь договорились на совещании с участием представителя горпрокуратуры, что в новую схему размещения НТО будут включены те, кто был в старой схеме. Но этого не было сделано. По-прежнему считаю, что весь этот передел был затеян в угоду крупным торговым сетям и с целью содрать с предпринимателей-"малышей" через аукционы деньги в бюджет. Но повторяю, всё это лишь сиюминутная выгода, в среднесрочной перспективе всё обернётся потерями. Меня возмущает: президент говорит недавно, что надо наказывать тех, кто лишает людей работы, а у нас её лишают, не оборачиваясь на эти правильные слова. Тем более — в кризис. И такая ситуация с киосками имеет место лишь в Брянске, в райцентрах на этой "киосковой" почве всё спокойно».
Александр ИВАНОВ