Торговая марка — «Родина»

Опубликовано: № 35 (694), 24 декабря 2018 г.

2015 год. А. Тюлин и Г. Селебин (фото: «Брянская улица»)
2015 год. А. Тюлин и Г. Селебин
(фото: «Брянская улица»)

Состояние российской партийной системы сегодня можно охарактеризовать одним словом — ущербная. Большинство партий — искусственно рождённые, задуманные в недрах кремлёвской администрации. Опоры в обществе они не имеют, да не для этого и создавались. По-видимому, к числу таковых относится и "Родина" — партия, гордо именующая себя "политическим спецназом" Путина, партией подлинных патриотов. Больших успехов у неё не было, но в расколах и скандалах она преуспела. Да и неудивительно: глубоких корней в обществе партия не получила, но зато бренд привлёк к себе многих соискателей удачи в мутных водах политики: Родина! Как это гордо звучит!

Овладеть "Родиной" в Брянске хотели многие политдеятели, но это неизменно сопровождалось скандалами разного рода. К созданию местной ячейки данной партии был причастен хорошо известный ныне предприниматель Александр Коломейцев, пытавшийся ещё в далёком 2004 году учредить движение "Сторонники блока "Родина". Кто есть Коломейцев сегодня — известно. В 2005 году возникло региональное отделение партии, которое возглавил Игорь Кириченко, ставший накануне депутатом Брянской областной Думы по спискам "Родины". Да-да, тот самый, который, как сообщали федеральные СМИ, управлял своим автомобилем известно в каком состоянии… Ну, а сегодня он уже более уверенно рулит департаментом внутренней политики областного правительства и, судя по всему, пришёлся ко "двору".

Ряд лет "Родина" пребывала в спящем состоянии. Летом 2013 года за возрождение регионального отделения воссозданной на федеральном уровне партии очень решительно взялся тогдашний руководитель "Брянскавтотранса" Леонид Филин. В местных газетах с гордостью сообщалось, что уже к сентябрю того года в ряды "Родины" вступило более полутысячи жителей Брянской области. Руководитель парторганизации активно демонстрировал свою оппозиционность по отношению к губернатору Николаю Денину, считая, что его правление наносит региону непоправимый вред и серьёзные проблемы, заводит Брянщину в тупик. Филин-политик пережил Денина-губернатора на год с небольшим: в ноябре 2015 года он был освобожден от партийной должности, и на смену ему пришёл человек из ближайшего денинского окружения Александр Тюлин. Депутат Брянской областной Думы, предприниматель. Тюлин тоже был очень активен, его гневные обличительные речи были слышны на митингах и сессиях областного парламента, а интервью в местной партийной газете "Голос Родины. Брянск" неизменно сопровождались обвинениями в адрес уже другого губернатора — Александра Богомаза. В итоге такая политактивность не прошла для него бесследно.

Политические карьеры и Филина, и Тюлина закончились бесславно и со скандалами. Первого бывшие однопартийцы до сих пор обвиняют в попытке присвоения крупной суммы денег из партийной кассы. Второй — обвинён в махинациях с лесным бизнесом, неуплатой налогов и, расставшись с депутатским мандатом, в 2017 году был осуждён.

В январе 2017 года партийную организацию возглавил другой "герой" нашего времени — Геннадий Селебин. Человек он, надо это признать, не лишённый ни какого-то образования, ни опыта работы в госструктурах, ни умения говорить нужные слова в нужных ситуациях и нужным людям. С его именем в парторганизации наступила эра безудержной патриотической риторики и лавирования в поисках места в партийной нише региона. Мы патриоты, мы за патриотизм! — громко и везде провозглашали родинцы, но часто в этих словах чувствовался конъюнктурный подтекст. Поток пустословия нарастал на фоне кричащих и очевидных проблем российского общества, которое изнемогало в оковах социальной несправедливости, бедности, безысходности, в тисках фальши, непреходящего обмана и даже цинизма со стороны власти. Но зато: мы — политический спецназ президента! За Родину, за Путина!..

"Патриотические спецназовцы" молча и покорно приняли пенсионную реформу, которую многие в стране окрестили социальным геноцидом. "Родина" не вступилась за Родину. Никто из этого "смелого спецназа" летом-осенью 2018 года не пришёл и не выступил на митингах в Брянске, никто не встал по своей воле в протестный пикет, не лёг на рельсы в порыве своих патриотических чувств. Вместо этого родинцы предпочитали на уютных и безопасных заседаниях своего дискуссионного клуба обсуждать доклады Римского клуба и глобальные проблемы цивилизации, витийствовать о загадочной русской душе (любимая тема наших "патриотов" — хлебом не корми! — прим. авт.), о природе музыки и т.д. Вот и думаешь: так чьи же интересы на самом-то деле выражает партия "Родина": своих избирателей или далёкого Римского клуба? Для чего она задумывалась своими архитекторами?

Но важен и другой вопрос: как долго будет длиться история этой парторганизации на Брянщине и что ожидает её завтра? Этот вопрос возникает естественным образом по ряду весомых причин.

Во-первых, сентябрьские выборы в отдельные Советы не принесли большой удачи родинцам, как бы те ни утверждали обратное. Итоги красноречивы: всего лишь один депутатский мандат Брянского райсовета. Эту партию сегодня активно и бесцеремонно теснят жириновцы, имеющие сильную финансовую подпитку влиятельных лиц, хотя и с очень неоднозначной личной репутацией. По всей области от "доброго сердца" ими оказывается помощь учреждениям и частным лицам, что, однако, можно оценить как потенциальный подкуп будущих избирателей 2019-го года.

Во-вторых, в активе "Родины" в нашем регионе крайне мало личностей известных и авторитетных. Раз-два, да и обчёлся. Это называется обычно кадровым голодом. Поэтому и неудивительно, что предприимчивый Селебин попытался заполучить в партийные сети Денина. (Как попал туда ещё ранее Александр Субботин — мне это непонятно, ему-то это зачем? — прим. авт.). Но ведь сегодняшний Денин — совсем уже не тот, каким был в 2004 году, когда на волне больших ожиданий общества победил Юрия Лодкина. Надо ведь понимать, что сегодня Денин — уже вчерашний день политики, он обременён ярлыком недоверия со стороны президента, озабочен проблемами родной для него "Снежки". Могу лишь пожелать ему удачи, но она вряд ли будет ожидать его в плоскости дружбы с партией "Родина". Да и зачем Денину этот сомнительный "костыль"?

В-третьих, авторитет руководителя областной парторганизации Геннадия Селебина явно неоднозначен и подвергается критике многими — и местными наблюдателями, и самими партийцами. Это очень заметно по комментариям в местных электронных СМИ и иных сетях. В Интернете чего только не встретишь в адрес брянской "Родины": «дворовая команда», «клуб по интересам», «сектанты», «организованная партийная группа» и т.п. Есть и откровенно издевательские комментарии. Обилие критики и нелестных высказываний, однако, с лихвой компенсируется огромным количеством ответных анонимных комментариев со стороны, как говорят, самого… Селебина. Стиль этих своеобразных комментариев с характерной им степенью самооценки и лексикой хорошо известен местным наблюдателям. Читая эти тексты, можно по наивности поверить, что на Брянщине вся политика вращается вокруг "Родины", словно она и есть Солнце.

По моим наблюдениям, в нынешней партийной системе региона очевиден своего рода межпоколенческий разрыв — дефицит новых, располагающих к себе личностей. Зато, увы, нет дефицита на личности иного толка, вызывающие отторжение у общественного мнения. К сожалению, эти персоны правят бал и во власти, и в партийных кругах. А "Родина", патриотическая идея для них — это не столько символы, сколько некие торговые марки, с которых при случае можно получить неплохие дивиденды.

Думаю, что известные события в региональном отделении "Родины" (публичный выход местных партийцев во Мглине и в Дятьково из партии — прим. авт.) — это протестная внутренняя реакция партийцев. Из своей глубинки люди ведь хорошо видят разницу между напускной патриотической риторикой и реальными делами, тоньше ощущают фальшь пустословия по имени "патриотизм". Допускаю, впрочем, и иные причины, связанные и с предстоящими выборами в регионе, и с будущими изменениями в партийной системе. Избирательные кампании 2019 года в регионе будут напряжёнными, конкурентными, и на одной патриотической демагогии в них уже не выедешь. Как говорится, спасибо, но мы этим уже сыты! Я не исключаю, что наблюдаемый в "Родине" раскол — лишь начало, и со временем об этой партии мы уже станем говорить в категориях прошедшего времени.

Такие вот дела, однако. А слово-то ведь хорошее — Родина!

Владимир ГОРБАЧЁВ,

кандидат философских наук, доцент

Читайте ещё