«Замусоренная» реформа: год второй
Опубликовано: № 4 (736), 21 февраля 2020 г.
Менее года назад мы посвятили один из номеров старту на Брянщине так называемой мусорной реформы. Подборку материалов озаглавили так — «"Замусоренная" реформа». Слово давалось тогда заместителю директора ООО "Чистая планета" Ирине Левиной, которая, представляя интересы этой коммерческой фирмы, получившей статус регионального оператора, доказывала правомерность грабительского повышения тарифов, рисовала заманчивые перспективы. Правда, вскоре Ирина Артуровна угодила в СИЗО за какие-то былые тёмные дела, но через некоторое время была освобождена и продолжила трудиться в "Чистой планете". Ну а что же изменилось на "мусорном" фронте за год? С этим вопросом мы обратились к весьма компетентному источнику, который ещё год назад дал нам подробный комментарий, выдвинув условие — говорить будет инкогнито. И сегодня он — вновь наш собеседник.
— Мусорную реформу нужно было запускать, так как количество отходов при отсутствии их должной переработки продолжает расти в арифметической прогрессии. Перед началом реформы в каждом регионе с учётом всех федеральных требований были разработаны территориальные схемы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). Такая схема включает в себя маршруты их вывоза, количество необходимых полигонов, сортировочных, мусороперерабатывающих предприятий... На Брянщине о том, как внедряют новшества, мы можем судить лишь по установлению во дворах контейнеров для раздельного сбора ТКО. Но всё это — фикция, поскольку отходы всё равно сваливают в одну кучу. И это происходит не только в нашем регионе. Тут надо сказать, что и сами жители, чья бытовая культура очень низкая, пренебрегают сортировкой.
Существующий нынче тариф, а мы помним, как резко, чуть ли не в 10 раз, подскочила его верхняя планка в начале 2019 года, включает в себя сбор, транспортировку, переработку и утилизацию ТКО. Вот к этому резко взлетевшему тарифу на сегодняшний день и свелась, по сути, мусорная реформа по-брянски. Как известно, её проведение брянской властью было отдано на откуп единственному региональному оператору — ООО "Чистая планета". К слову, не все перевозчики отходов стали играть по её правилам, некоторые нашли возможность их обходить. Для этого использовали лазейку в законодательстве, где вместо понятия твёрдые бытовые отходы (ТБО) было введено понятие твёрдых коммунальных отходов (ТКО). Но ведь не все отходы твёрдые и коммунальные. Можно назвать их отходами промышленных предприятий и заключать с юрлицами договоры на перевозку, минуя регионального оператора. В Брянске по такому пути пошёл ИП Шафран, он же "Экосервис", работавший в Советском районе. Его предупреждали, а затем по итогам ноябрьских торгов лишили права перевозки мусора. Тем самым дали понять, кто безраздельный хозяин этого рынка. "Чистая планета"!
— Ну а что изменилось за год в её работе?
— Обещания, что будет работать завод по переработке, остались обещаниями. У "Чистой планеты" по-прежнему есть только сортировочная линия на полпинском полигоне, которая включается, когда приезжает кто-нибудь с проверкой. Территория полигона осталась прежней, количество мусора увеличилось, он уже 5—7 лет как расползается по окрестностям. Да, есть у них ещё 36 гектаров, которые надо осваивать, но их не осваивают. Это же надо вкладываться. Напомню, что статус регионального оператора чистопланетчики выиграли, по сути, со своей прежней программой, под которую они ранее получали финансирование и которая так и осталась нереализованной. Областное правительство этим моментом даже не озаботилось. Правда, губернатор Богомаз поначалу относился к "ЧП" критически, но потом...
У нас то и дело сообщают: введены в эксплуатацию полигоны то в Погаре, то в Жуковке, то в Стародубе... Но они всё равно не вписываются в концепцию мусорной реформы, на этих полигонах нет сортировки, переработки, захоронения или сжигания. И не думаю, что в ближайшем будущем будет. Единственное, что было заметно в деятельности чистопланетчиков, это пиар-кампании с привлечением телевизионщиков, показывавших какие-то конкурсы среди учащейся молодёжи. Периодически слышны лишь обещания более масштабных результатов. Ну а зачем спешить, тратиться на те же мусоросортировочные мощности, если все полигоны под одной структурой, если у неё нет конкурентов? Если кто-то, представим, вздумает сделать сортировку, переработку, ему даже куска земли под это не дадут. Это ведь скажется на доходах оператора-монополиста. Посему и полигоны новые не открываются в достаточном количестве, а их на нашу область нужно в разы больше, чем сейчас.
— Ровно год назад, на февральском заседании областной Думы, губернатор поставил задачу: в ближайшие месяцы на каждом действующем полигоне должны заработать мусоросортировочные и мусороперерабатывающие заводы. Строгим голосом поручил решить эту задачу своему заму по фамилии Мокренко. И что же? Всё это было сотрясением воздуха?
— Однозначно сотрясением воздуха. У нас выходит, что областная власть умыла руки, самоустранилась. Всё переложено на "Чистую планету" — занимайтесь, отчитывайтесь... Ну а оператор из этого извлекает свою выгоду. Он, который должен возглавлять и контролировать весь процесс, понимает всё по-своему. Он попросту не заинтересован, чтобы ещё кто-то влазил в "его" епархию, чтобы совался с какими-то новейшими технологиями наподобие тех, которые применяются в Швеции, где рядом с мусорным заводом может спокойно работать кафе, и никто не будет опасаться такого соседства. А у нас была лишь вброшена бредовая идея сжигать мусор в печах фокинского "Портландцемента". Причём не обошлось без подставы Богомаза, который отважился озвучить этот бред перед депутатами областной Думы. Наш регоператор очень сильно держит на крючке областную власть. Рыпнется она — и тогда "Чистая планета" даст зубодробительный асимметричный ответ, ведь власть при организации реформы почти ничего не сделала, чтобы всё протекало в законном русле.
— Подождите, но по законодательству в случае, если региональный оператор будет шалить, региональная власть может сменить его, может завести ещё одного оператора и заставить поделиться зонами влияния, как в той же Воронежской и других областях. Не везде же всем заправляет один региональный оператор...
— Поначалу и у нас было несколько зон — северо-восточная и юго-западная. Но вы видели, что произошло...
— Что произошло?
— Конкурс в обоих случаях выиграла всё равно "Чистая планета". Он ведь и был потешным, без реальной конкуренции.
— И опять-таки, куда смотрела власть, всякие надзорные органы, та же прокуратура, которая сегодня готова выполнить, кажется, любое пожелание областного правительства? Что мешало ввести реформу в конкурентное русло? Тем более что, насколько нам известно, к брянскому мусору тянет руки такой влиятельный в регионе тандем, как Пайкин—Антошин…
— В мусорной сфере крутятся большие деньги. А в связи с таким увеличением тарифа — очень большие. Например, той же "Чистой планете" ежемесячно плывёт сегодня в руки порядка 100 миллионов рублей (к слову, Брянская область точно входит в десятку самых дисциплинированных "мусорных" плательщиков). И давайте теперь представим: власть вознамерилась "откатить" всё назад, то есть признать, что регоператор не справился со своими обязанностями. Но тогда надо будет вспомнить, как вступал оператор в свои права. Власти ведь должны были законодательно, технически, материально подготовить всё для его работы. Всего этого сделано не было. Вы посмотрите, сколько всевозможных косяков в областном центре с одними только контейнерными площадками. Поэтому власть и помалкивает. А сколько косяков в области... С чего, например, севский мусор предписали возить в Комаричи — это за десятки километров? Перевозчик полгода возил мусор в поле, в лес. Кто-то из конкурентов выследил. Оштрафовали. Но я не уверен, что такая варварская практика не продолжается. Потом, и с комаричским полигоном беда. Он как был без ограждения, без административного здания, с заездом по грунтовке, так и остался. А взять выгоничский полигон, в который, как не раз говорилось, столько денег вбухано... Можно было бы 80% ТКО возить из Брянского района. Но не возят. Нельзя. По бумагам полигон готов или почти готов, но въяве там даже фонарные столбы отсутствуют, нет никакого ограждения, чаши и котлованы для хранения отходов уже заросли. Если запускать его, нужно потратить ещё столько, сколько уже якобы потрачено. Упомянутый самый крупный полпинский полигон, в окрестностях которого без противогаза уже невозможно дышать, давно надо закрывать, но если его закрыть — куда вывозить мусор? Некуда. Поэтому "Чистой планете" пока выгодно, чтобы оставалось всё так, так как оно есть. Они делают бабки.
Мусорная реформа предусматривает наличие сортировки, переработки и захоронения или сжигания оставшейся фракции. Но это же надо вкладываться. Поэтому тоже недавно открытый карачевский полигон, как и выгоничский, по этим новым требованиям работать не готов. Лет 5—10 назад он был бы хорош. Пока в Брянской области нет ни одного полигона, отвечающего требованиям реформы. Ничего и не делается для этого, если не считать бумажных прожектов. Поэтому не надо спешить с выводами про тандем брянских жириновцев Пайкин—Антошин, которые тянутся к отходам. Возможно, они и хотели бы сделать всё иначе, чем чистопланетчики. Возможно, для этого у них есть желание делать реальные инвестиции. Знаете ли вы, что в Орловской области во время губернаторства Потомского (тоже ведь с точки зрения нравственности не очень светлая личность) был в рамках частно-государственного партнерства построен мусороперерабатывающий завод с современным оборудованием? Но при Потомском запустить его не успели, и он по сей день не введён в эксплуатацию. Губернатору Клычкову, как я понял, эта тема вообще неинтересна.
— Год назад г-жа Левина в СМИ доказывала, что в нашей области мусорный тариф один из самых низких. В этом году он на небольшую сумму снижен. А за счёт чего такая "милость"? Было-таки признано, что прежний тариф необоснованно завышен?
— Ну, смотрите. За год стоимость электроэнергии, газа, воды не стала дешевле, размер налога на имущество не снизился, кадастровая стоимость объектов не уменьшилась. Поэтому снижение тарифа продиктовано другими моментами. Народу сейчас, когда столько лет не растут доходы, тяжело. А тут впереди и губернаторские выборы. Отсюда и всего лишь 7-рублевая тарифная уступка. Мелочь, но, должно быть, по мысли власти, приятно. Популизм. Вот если бы региональный оператор заявил, что удешевление произошло из-за того, что он добился на конкурсе среди перевозчиков снижения оплаты за перевозку отходов... Но этого же нет и не может быть, когда стоимость энергоносителей не снижается.
— А каким должен быть, на ваш прикид, обоснованный размер тарифа?
— 2 года назад захоронение кубометра отходов на полигоне стоило где-то 120 рублей. Цена перевозки куба была 150—160 рублей. Сложите эти суммы. Сегодня затраты на перевозку и захоронение куба мусора — 600 с лишним рублей. Но у нас энергоносители же не подорожали за эти два года на сто процентов. Отсюда делайте выводы.
Сейчас каждому гражданину вывоз мусора должен обходиться не в 80 рублей, а рублей в 40. Объективно. А теперь надо задать вопрос, куда, на что пошла содранная при попустительстве власти "Чистой планетой" с населения шкура? И ещё. Если до появления регионального оператора кто-то мог на своём транспорте отвезти на полигон мусор, например, оставшийся от старого дома, и заплатить при этом лишь сотню-другую рублей за захоронение, то нынче этот номер не пройдёт. Надо идти к оператору, заключить договор на выгодных ему условиях, а потом заплатить энное количество тысяч рублей за транспортировку... Отсюда и появление свалок строительного мусора в самых неожиданных местах.
Делаем вывод. Мусорная реформа, строго говоря, на Брянщине и не начиналась. При том, что количество отходов растёт уже просто угрожающе. К деятельности "Чистой планеты" властная команда региона относится так, словно она осознаёт, что пришла лишь на какое-то время. Губернатор при каждом случае пеняет в сторону своего предшественника: он-де был менее рачителен, расторопен, менее честен, эффективен. А я вот, смотрите, какой красавец! Да никакой он не красавец. За такое отношение к мусорной реформе его можно уже сегодня не критиковать, а снимать с должности как не справившегося. Это позволительно "Чистой планете" загадить мозги с помощью пиара рядовому жителю, но губернатор-то должен смотреть и оценивать реалии без бросания вверх чепчиков. Его победные рапорты тех, кто занимается нынче мусором, должны по меньшей мере настораживать. Так как отчёты и реальное положение вещей почти никак не пересекаются.
Николай ПЕТРОВ