Ультиматум для Мокроусовой
Опубликовано: № 2–3 (767–768), 28 января 2021 г.
Тема: Богомаз А.В.
1. Десант в Стародуб
Вечером 15 января на странице брянского губернатора А. Богомаза в соцсети "Вконтакте" появился такой пост: «Река Вабля когда-то была самой чистой не только в Стародубском районе, но и в Брянской области. Что здесь сегодня? "Молочные реки" от стоков ТнВ "Сыр Стародубский", потому что до сих пор не работают очистные сооружения! Река, в которой я купался в детстве, где мы мальчишками ловили рыбу, сегодня мёртвая. Очистные сооружения Александра Васильевна Мокроусова должна была сдать в эксплуатацию ещё в ноябре, сейчас январь, и снова появляются какие-то препятствия... При этом власть оказывается заложником ситуации — я не хочу закрытия завода, который успешно работает, на котором трудятся люди. Но если раньше предприятие перерабатывало 30 тонн молока, то сегодня 600, и старые очистные, конечно же, не справляются. При этом совершенно очевидно, что руководителя завода экологическая ситуация не беспокоит! 1 апреля мы снова выедем комиссией сюда, и если река не будет чистой, если руководитель не примет все меры, завод будет закрыт! Мои дети и внуки живут не в Москве, не в каком-то другом городе, они живут в Стародубском районе, как и мои земляки. Я сделаю всё, от меня зависящее, чтобы в реке снова водилась рыба и цвели кувшинки».
Спустя пару дней посвящённым проблеме сюжетом разразился телеканал "Брянская губерния", рассказавший о визите г-на Богомаза на малую родину. Вместе с главой региона посмотреть "молочные реки" от "Сыра Стародубского" приехали несколько его заместителей, председатель облдумы В. Суббот, главный федеральный инспектор А. Дьячук, представители управления Росприроднадзора, природоохранной прокуратуры… В их присутствии, под телекамеру глава региона распекал руководителя предприятия Мокроусову: «Производство — вы молодцы, вам надо орден давать, а как человек, житель — ну, даже на ноль не тянете». Он рассказал, что уроженец этих мест Суббот, ещё будучи депутатом Госдумы, лично искал трубы, по которым сыроделы сливают в реку отходы производства: «Нужно было депутату Госдумы по всем по этим по некошеным, заросшим лазить для того, чтобы найти. Это ненормально, Александра Васильевна, понимаете, это ненормально. Нашли, вот, где отдельно все эти вводы, перекрыли. Но сегодня вы опять же непонятно, вот, там, как говорит Александр Владимирович (глава райадминистрации А. Подольный — прим. авт.), может, кто-то там где-то положили трубу с этих очистных напрямую. Не смейтесь, не прокатит».
В ответ на рассказ Мокроусовой о предочистке стоков Богомаз перешёл на повышенный тон: «Заканчивайте вы, понимаете, вот это вот нести всё, что вы несёте уже двадцать лет. Она (предочистка — прим. авт.) у вас не работала. Для того, чтобы она у вас работала, сегодня работает предочистка в Севске, они перерабатывают меньше, чем вы, в 4 раза молока, у них ровно 200 тонн отходов. Где ваши отходы? У вас должно быть, если у вас работала предочистка эффективно, у вас должно быть 800 тонн отходов в месяц. У вас ноль. Ну заканчивайте всех делать дураков, понимаете, хватит. Я объясняю вам: хватит делать всех глупыми людьми. Их здесь нету за этим столом. Мы здесь по необходимости здесь, потому что вас сложно, сложно вас образумить, вы же никого не слышите. Вы не понимаете, что завтра вас закроют, даже не Богомаз вас закроет, вас закроют ваши конкуренты. Вам осталось совсем немного, чтобы вы не работали».
Но в чём же дело, почему "Сыр Стародубский", руководитель которого ещё в сентябре рассказывала президентскому полпреду в ЦФО И. Щёголеву о том, что в конце года новые очистные сооружения будут запущены, до сих пор не сделал этого? Как выяснилось из телерепортажа "Брянской губернии", проблема с энергоснабжением объекта — предприятие не оформило технические условия на его подключение, а тех мощностей, на которые техусловия оформлялись, для новых очистных недостаточно.
Комментируя это, Богомаз усомнился, что его землячка, так хорошо разбирающаяся во всём, что касается производственных процессов, могла просто так допустить такую оплошность. С этим можно согласиться, ведь г-жа Мокроусова никогда не обращала внимания на последствия для окружающей среды, к которым приводит деятельность предприятия. Но тут же возникает вопрос: почему только сейчас, спустя шесть с лишним лет со времени назначения на должность руководителя области, её земляк Богомаз, купавшийся в детстве в речушке Вабле и хорошо осведомлённый о проблемах своей малой родины, обратил внимание на тот экологический беспредел, который творится на Стародубщине даже не годы, а уже десятилетия?
Но перед тем, как говорить о дне сегодняшнем, сделаем небольшой экскурс в историю и обратимся к событиям 12-летней давности…
2. Молчание длиной в десятилетие
В конце 2008 года, готовясь к предстоявшим выборам депутатов Брянской облдумы, чиновники администрации области решали, кого из провластных кандидатов по какому округу выдвинуть. В Стародубском районе кандидатом номер один должна была стать та самая Мокроусова. Предприятие "Сыр Стародубский" давало более половины поступлений в районный бюджет, сама Александра Васильевна пользовалась поддержкой главного на тот момент брянского стародубца, вице-губернатора А. Касацкого, но против неё зрело недовольство земляков. Не любили они Мокроусову большей частью за то, что её предприятие заполняло полки магазинов некачественной продукцией и сливало неочищенные промышленные отходы в местную речушку Бабинец, откуда они попадали в Ваблю. Более популярен среди жителей района был тогда также собиравшийся в депутаты местный фермер-картофелевод, бывший замглавы райадминистрации Богомаз, возглавлявший одну из самых крупных на Брянщине ячеек оппозиционной "Справедливой России". Стародубцы даже не обращали особого внимания на то, что немного чудаковатым был их землячок — нарядится порой в казачью форму, папаху, саблю нацепит и ходит с такими же казачками по райцентру, митингует, да партийные газеты раздаёт. Главное было для людей — что он критиковал власть, которая не слышала и не хотела слышать людей… Словом, было о чём подумать областным чиновникам, выбиравшим проходного кандидата в депутаты от "Единой России". И они надумали — решили сделать ставку не на непопулярную Мокроусову, а на её оппонента Богомаза, переманив его под крыло партии власти. Александр Васильевич противиться не стал, громко хлопнул дверью, раскритиковав руководителей брянских справедливороссов и получив за свою сговорчивость заветный депутатский мандат с прилагавшимися к нему бонусами, а Александра Васильевна народной избранницей так и не стала.
В областной Думе Богомаз не запомнился абсолютно ничем. Не было слышно и его голоса в защиту прав земляков, не раз бивших тревогу в связи с загрязнением Бабинца и Вабли промышленными стоками "Сыра Стародубского". Перебравшись в Государственную Думу, он также продолжал молчать, хотя жители его малой родины по-прежнему фиксировали регулярные сбросы нечистот и их последствия. В августе 2013 года на страницах нашей газеты была опубликована небольшая заметка «"Сыр Стародубский" против Бабинца и Вабли», в которой сообщалось о том, что в эти водные артерии снова попало значительное количество отравленных стоков. «Приезжайте в наш район, посмотрите, что здесь творится, — возмущались обратившиеся в редакцию местные жители, — наши некогда чистые речушки превратились в сточные канавы!..». Далее процитируем публикацию: «на всём протяжении нижнего течения Бабинца, среднего и нижнего течения Вабли вода приобрела чёрный цвет, резкий удушливый запах, произошёл массовый мор рыбы. Берега рек в ядовитой пене… Нам прислали фотографии, сделанные на расстоянии 35—40 километров вниз по течению Вабли от места сброса смертоносных стоков. На одной из них — дохлая рыба, плывущая по чёрной воде, на другой — задыхающиеся мальки. Они пока ещё живы, жадно хватают воздух, но участь многих из них уже предрешена. А те речные обитатели, которые выживут на этот раз, через некоторое время подвергнутся новому мору, потому как регулярные сбросы отравы в реки Бабинец и Вабля происходят на протяжении примерно последних восьми лет. Об этом уже не раз писали СМИ, рассказывали в телесюжетах журналисты ГТРК "Брянск", но воз, как говорится, и ныне там.
В последние годы Брянск подвергается массированному нашествию управленческих кадров из Стародуба. На вопрос, почему, неужели в городе партизанской славы нет своих грамотных управленцев, губернатор (тогда, напомним, им был Н. Денин — прим. ред.) недвусмысленно давал понять, что стародубские кадры управляют лучше. Ситуация вокруг рукотворного экологического бедствия, с которым местные чиновники и их брянские кураторы во главе с вице-губернатором, бывшим главой Стародубского района А. Касацким не могут, а скорее всего не хотят справиться уже не один год, является наглядным показателем их "эффективности"…».
С тех пор прошло семь с половиной лет. Что изменилось? Как видим, ничего. Только теперь стародубские кадры находятся во главе обеих ветвей региональной власти — и исполнительной, и законодательной. И теперь, по словам г-на Богомаза, Вабля уже превратилась в мёртвую реку.
3. Выполняя наказ Павлова
За время нахождения во главе региона Богомаз не раз привозил на "Сыр Стародубский" высоких гостей. В последние годы на предприятии, кроме уже упоминавшегося президентского полпреда Щёголева, побывали заместитель полпреда Н. Овсиенко, председатель аграрного комитета Госдумы В. Кашин. Губернатор нахваливал передовое предприятие на различных мероприятиях, красовался с его руководителем на выставке "Золотая осень" в Москве, и не только хотя бы в мягкой форме не попенял на экологические издержки работы стародубских сыроделов, но даже не обмолвился о том, что они балуются молочным фальсификатом, информация о чём давно уже вышла на федеральный уровень. Два года назад, в публикации «Хвалился губернатор… фальшаком?», мы рассказывали, что продукция "Сыра Стародубского" регулярно оказывалась в "чёрных списках" Всероссийского союза потребителей "Росконтроль", управлений Роспотребнадзора и Россельхознадзора разных регионов.
Что касается некачественной продукции, то здесь, возможно, губернатор боялся переходить некую красную линию, ведь к продукции КФХ "Богомаз", выращиваемой с обильным применением химикатов, также выдвигают немало претензий, и лучше не выпускать джинна из бутылки. Между тем, проблема молочного фальсификата для нашего региона весьма актуальна. В феврале прошлого года Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям инициировало проведение заседания комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, на котором прозвучало, что «в 2019 году доля фальсификата от общего количества проведённых лабораторных исследований продуктов молочной группы в бюджетных учреждениях Брянской области достигла уровня 48%. В торговой сети этот показатель составил 30%, а в предприятиях переработки молока — 35%». В россельхознадзоровском пресс-релизе по итогам заседания сообщалось, что «заслушав информацию управления и других заинтересованных ведомств, комиссия пока не приняла каких-либо решений по обсуждаемому вопросу». То есть, по сути, брянские чиновники во главе с губернатором дистанцировались от борьбы с фальсификатом. Ну а среди предприятий, его выпускающих, по-прежнему значился "Сыр Стародубский". Так что с орденом за производственные успехи, про который говорил во время разноса Мокроусовой губернатор, следует подождать.
Несмотря на неоднократные хвалебные оды в исполнении Богомаза и его подручных журналистов, отношения между ним и Мокроусовой все эти годы не были безоблачными. Ещё в начале первого губернаторского срока Александра Васильевича к нам поступали сигналы о том, что "Сыр Стародубский" приглянулся стремительно наращивавшему свои бизнес-активы богомазовскому семейству, и мы даже отправляли на Стародубщину своего корреспондента, но подготовить репортаж у него не получилось — Александра Васильевна не стала переходить свои красные линии. Что вполне объяснимо — слишком много у её бизнеса косяков, и при желании ей можно было доставить немалые неприятности.
Что же случилось теперь, почему губернатор наконец-то решился пойти в атаку? Только ли с тем связана его активизация, что руководитель предприятия пообещала запустить очистные сооружения, но не выполнила своего обещания?
В 2020 году г-жа Мокроусова оказалась в центре ещё одного скандала. Всё с теми же ядовитыми стоками, но стекающими не в стародубскую Ваблю, а в почепскую Судость. Мы уже рассказывали, что минувшим летом жители Почепа взбунтовались против деятельности расположенного в их городе филиала "Сыра Стародубского" "Почеп-Молоко". В отличие от губернаторских земляков, они оказались более решительными в отстаивании своей позиции и пригрозили, если проблема со строительством очистных сооружений не будет решена, перекрыть федеральную трассу. Для Богомаза, добившегося выдвижения своей кандидатуры на второй губернаторский срок, нежелательны, как и для федерального центра, любые волнения. А владельцы "Почеп-Молока" вместо того, чтобы попытаться как можно быстрее и эффективнее разрешить проблему, затянули привычную длинную песнь, продолжая отравлять воздух и воду. Вполне возможно, и это подтолкнуло губернатора к более активным действиям.
К слову, минувшим летом провластные СМИ дружно набросились на депутата облдумы К. Павлова, предложившего решить проблему загрязнения окружающей среды кардинальным способом — закрыть "Почеп-Молоко" до тех пор, пока не будут запущены очистные сооружения. Журналисты возмущались: мол, как это так — закрыть предприятие и лишить почепчан рабочих мест!.. Теперь, когда подобная инициатива прозвучала от г-на Богомаза в отношении "Сыра Стародубского", на котором намного большее число работников, никто из тех же самых журналистов не раскрыл своего рта. Выходит, в родной Стародуб губернатор ездил, чтобы выполнить наказ депутата Павлова.
Ну а нам остаётся дождаться 1 апреля, когда истечёт срок объявленного губернатором ультиматума руководительнице "Сыра Стародубского". Правда, на этом проблемы г-жи Мокроусовой не закончатся, потому что сразу же придётся переключаться на решение вопроса с очисткой производственных стоков в Почепе.
Николай ПЕТРОВ