Виктор Зимин: «Футбол — срез жизни, и он не может быть лучше самой жизни»
Опубликовано: № 18 (783), 31 июля 2021 г.
Как-то всё сошлось: финал Евро-2020, 90-летие футбольного клуба "Динамо-Брянск" и полвека, как к нему причастился совсем ещё молодой паренёк с Володарки Витя Зимин. Сейчас он один из самых уважаемых динамовских специалистов-наставников, в его тренерском активе целая плеяда воспитанных им игроков, которые позже продолжили славную эстафету динамовского клуба. Он много лет работал вторым тренером взрослой команды, какое-то время побывал и на её капитанском мостике, но самой сильной стороной Виктора Васильевича Зимина всегда была творческая, вдумчивая работа с так называемым футбольным "материалом" — молодой порослью игроков, хоть и одарённых, но в то же время и во многом ещё сырых, требующих кропотливой, неустанной огранки.
Зимин — личность для "Динамо" знаковая. Его суждения о футболе и футболистах интересны и содержательны. Сегодня — он наш собеседник.
— Виктор Васильевич, мы беседуем с вами после Евро-2020. Каковы ваши впечатления, кто вас удивил, восхитил, разочаровал? Считаете ли итоги Евро справедливыми, закономерными?
— Сначала о разочаровании нашей сборной. Её игра была безликой в технико-тактическом отношении. Мы всё время опаздывали, когда нас атаковали, единоборства проигрывали. Да, боролись, но не успевали. Не хватало, словом, игровой техники, которую требует современный футбол. Даже команды так называемого второго ряда сегодня играют более качественно. У нас, повторю, слабая техника в приёме мяча, в начале атаки, в её завершении… Остро не хватало креативных футболистов. Смотрите, у нас только два игрока, которые выступают в хороших зарубежных клубах. А в такой маленькой стране, как Швейцария, все играют в топовых зарубежных клубах. Наше отставание идёт от очень низкого уровня детско-юношеского и молодёжного футбола. Дело не в том, что духу не хватало или тренер плохой, это результат общего футбольного отставания, в советское время такого не было.
Если говорить об итогах чемпионата, то уровень сборных Италии, Англии, Бельгии, Германии по технике, организации и ведению игры примерно равный. Но в то же время итальянцы были более заряжены на борьбу, у них было большое желание победить. В финале, забив итальянцам гол, англичане успокоились, а итальянцы с первой минуты и до конца играли с максимальным подъёмом, с большим настроем и психологически переиграли англичан. Они заслужили эту победу. А англичане заранее решили, что они будут чемпионами, но так в футболе не бывает. Я тоже думал, что выиграют англичане или бельгийцы, но это труднопредсказуемый вид спорта. Есть такое выражение: кто выигрывает борьбу, тот выигрывает игру. И я считаю, что Италия заслуженно победила, она была, если использовать олимпийскую терминологию, быстрее, выше и сильнее.
— Наша команда в очередной раз разочаровала, хотя после чемпионата мира в 2018 году казалось, что дела пойдут в гору. Оказалось, что только казалось... Недавно нападающий сборной России Денис Черышев высказал мнение, что уровень команд-участниц чемпионата мира был слабее, чем нынешнего чемпионата Европы.
— Многие сравнивают игру российской сборной на Евро с чемпионатом мира-2018. Но тогда мы играли дома, был какой-то особый подъём. Был надёжный, опытный вратарь, а это если не полкоманды, то много. Нам и крупно повезло в матче с Испанией. Там мы бились, оборонялись, но игры как таковой всё равно ведь не было. Футбол — это срез жизни, и он не может быть лучше самой жизни.
А Европа есть Европа, здесь больше топовых клубов, более строгий и качественный отбор. Здесь, словом, лучший футбол. На чемпионате мира выступают команды, составленные из менее именитых и мастеровитых игроков. Всё объяснимо и закономерно. Ещё. Европейские тренеры работают на других континентах, лучших молодых футболистов зовут оттуда в Европу, здесь лучшие базы, лучшее оснащение, лучшие кадры, и сюда приглашаются, соответственно, лучшие игроки.
— Выступление российской команды было признано неудовлетворительным. Но отставки Черчесова поначалу не случилось. Футбол, однако, это такой сегмент российской действительности, где общественное мнение ещё что-то значит. С его помощью удалось освободиться от Черчесова, ушедшего даже без причитающейся ему 300-миллионной неустойки за досрочное расторжение контракта. Вначале в Российском футбольном союзе пытались списать провал на неудовлетворительное состояние детско-юношеского футбола. Ну а что дальше? Ведь если в нём ничего не изменится, всё равно, из кого будет состоять тренерский штаб сборной и кто будет главным её тренером.
— То, что сделал Черчесов — его потолок. Он сделал, что мог. Но этого недостаточно, дело не в тренере, а в системе. Почему так тяжело шли поиски черчесовского сменщика? Многие отказывались, понимали, что не всесильны, что отставание слишком серьёзное. Хотя раньше эта должность в стране была очень престижной.
— Не так давно мы узнали, наконец, имя нового наставника российской сборной. Им стал Валерий Карпин. Как оцениваете такой выбор РФС?
— У Карпина много энергии кипит, он играл в сильных клубах, был хорошим футболистом, если он тренировался, то такие нагрузки выполнял… Но трудно судить пока, ведь сколько он работал тренером — большого результата не было. Карпин сказал, что за бортом сборной при Черчесове оказались более сильные футболисты, чем были в ней. Черчесов хотя и говорил, что перебрал всё, что можно, но не всех он перебрал, и не только перебирать надо, но и правильно использовать тех, что были, в этом тоже его ошибка. Хотя не тренер виноват, а система развития футбола. У нас очень много талантливых детей, но до них не доходят руки тренеров, для них не хватает площадок. В футболе всё взаимосвязано, мелочей тут не бывает. Играют ногами, а включают голову.
— Главный тренер команды Дании Каспер Юлманд зарабатывал в 10 раз меньше нашего Черчесова. Он является творцом реформы датского детско-юношеского футбола. В чём была его, как модно нынче выражаться, фишка? Он считал, что не надо спешить выпускать детей на большое футбольное поле, где они много бегают, но очень редко встречаются с мячом, мало выполняют технических приёмов. Игровую площадь он предложил уменьшить, и тогда ребята быстрее и прочнее овладеют техническими навыками. А физика никуда не денется. Словом, это дворовый футбол. Как вам, одному из лучших, если не лучшему на Брянщине специалисту детско-юношеского футбола, такой подход?
— В методике подготовки футболистов должны быть и маленькие, и средние, и большие поля. В развитых европейских странах ребятишки от 6 до 10 лет очень много работают над техникой. Она закладывается с детства. А для такой работы должны быть очень хорошие поля. Не искусственные, а натуральные. Искусственные поля чреваты повышенным травматизмом. И потом, если в Европе с одной группой ребят работают два-три тренера, то у нас один. Не хватает тренеров, зарплаты очень низкие. Сейчас вот их на Брянщине подняли, но опять же, если это и даст эффект, то он, понятно, будет не мгновенным. Запущенные болезни, как известно, лечатся дольше, труднее. О полях. Повторяю, должны быть и маленькие, и средние, и большие. У нас, худо-бедно, есть большие поля, маленьких, согласен, нет. Ну и, разумеется, поля должны быть качественные. Как воспитывать хороших футболистов на неогороженных "огородах" без душевых, раздевалок? И опять же, надо поднимать профессиональный уровень тренерского корпуса… Всё это целая система, всё это очень и очень непросто. У нас весьма слабая база, футбольных манежей нет. Зависимость от погоды такова, что 4—5 месяцев подготовки выпадают из учебно-тренировочного процесса. Сильно, очень сильно мы отстаём от передового футбольного мира.
— Давайте перейдём к нашим брянским футбольным реалиям. Совсем недавно исполнилось 90 лет брянскому футбольному клубу "Динамо", в то же время прошло 50 лет, как вы стали частицей этого коллектива. Вам есть, что вспомнить, Вы имеете полное моральное право на оценки, в том числе и нелицеприятные. Кого из организаторов, тренеров, игроков-динамовцев выделили бы вы особо? Кто из них был лучшим, кто запомнился больше всего? Разумеется, не надо разделять профессиональные и человеческие качества.
— О брянских футболистах говорят их результаты, а также то, в каких клубах они играли. Я считаю, что наиболее сильная футбольная плеяда была в годы работы главным тренером Юрия Фёдоровича Марушкина. Потом половина игроков нашей команды выступали в более высоких футбольных эшелонах. А сейчас один наш Терехов играет в высшей лиге. Это очень интересный игрок, считаю, что он вполне мог бы стать игроком сборной, Черчесов неправ, что не обратил на него внимания. Но он сегодня один, раньше таких умельцев было больше. Также больше динамовских игроков шло на тренерскую работу. Это очень важно, когда наставник может не только рассказать, но и показать. Многое в нашем деле зависит от руководства футболом. Раньше качество управления им было выше.
На каждом этапе в "Динамо" появлялись свои звёзды и звёздочки, которые становились лидерами команды. Я был воспитанником Иосифа Мочаниса, а потом работал с ним. Это был человек, очень фанатично преданный футболу, его знали во всём Советском Союзе, хотя поначалу у него было всего четыре класса образования. Но потом закончил школу тренеров. Он был новатором, при нём впервые в Союзе у нас был сделан футбольный городок с мишенями, специальными приспособлениями, такого сейчас в Брянске нет. В чём-то, может, ему не хватало грамотёнки, но личностью он был незаурядной. Под руководством Мочаниса мы выиграли соревнования под эгидой Центрального совета "Динамо". В них участвовали команды 14—15-летнего возраста лучших клубов страны — "Динамо-Киев", "Динамо-Москва", "Динамо-Тбилиси". Это был первый такой серьёзный успех. Сейчас поколение 14—15-летних во многом потеряно для брянского футбола, а тогда руководство города и области помогало нам, понимая, что футбол — самый массовый вид спорта. В Брянске была своя система подготовки и воспитания спортсменов, у нас были свои чемпионы, в том числе чемпион мира Петраков, в сборных командах России и Союза разных возрастов играли наши брянские воспитанники.
Такой же незаурядной личностью был Владимир Ведерников. Игрок, тренер "Динамо", а затем около трёх десятилетий возглавлял динамовскую региональную организацию. Играл не только в футбол, но и в хоккей. Очень грамотный руководитель, психолог. В то время сложно было оказаться в руководителях просто так, не пройдя определённых жизненных ступеней.
При Евгении Синяеве, возглавлявшем динамовский клуб в первой половине нулевых, была построена база, реконструирован стадион. После его ухода не было сделано ничего, хотя обещалось много. Сейчас вроде и хотят поправить дела, но среди кураторов команды ни одного динамовца нет. А сделать надо очень многое. Базу, поля разного размера — на каждый возраст оно должно быть своё. Должны быть чисто футбольные стадионы с полями разного вида и обслуживающим персоналом. В Брянске, и не только в Брянске, нет ни одного такого стадиона. Вместо решения этих проблем у нас думают над тем, как поменять тренера, видоизменить систему проведения соревнований. Ну о каком развитии можно говорить при таком подходе?
— Тут кстати будет назвать фамилии двух других бывших динамовских руководителей — заместителей губернатора, олицетворявших не так давно совершенно разные управленческие принципы: Кузавлёв и Тимохин.
— Тимохин намного более компетентный и ответственный человек. Его трудно было застать врасплох каким-то вопросом, он стремился выстроить систему, много помогал команде ещё в бытность Марушкина. Сам играл и в футбол, и в хоккей. Тимохина я считаю сильной личностью, он курировал клуб от областного правительства недолго, но достаточно высокие стандарты заложил, и к ним надо возвращаться. Кузавлёв что-то суетился, старался, но он из Дубровки, а какой там футбол — известно. Повторяю, раньше руководители лучше понимали социальное значение футбола как вида спорта номер один, больше вникали в его проблематику, больше спрашивали.
— Минувший сезон для команды мастеров "Динамо" принёс одни разочарования, об этом наша газета рассказывала в публикациях «Соблазн выжженной земли», «Не боясь порвать штаны», «Невыученные уроки "Динамо"», «ФК "Динамо": и страсть, и сласть». Главным фигурантом дикого скандала, в который угодил клуб, был начальник команды В. Корнеев, пожизненно отстранённый футбольным руководством страны от футбольной деятельности. Он ваш бывший воспитанник. Могли ли вы предвидеть такой финал?
— Валерий сам долго играл в футбол. У него был маленький опыт работы с футболистами. Но и когда он был игроком, случались срывы, психологически не всегда был устойчив. Короче, тренером у него не получилось. То, что с ним произошло в итоге — печально, но я думаю, он ещё постарается вернуться в футбол. Шанс всегда есть, другое дело, что не все умеют или хотят им воспользоваться. То, что случилось с клубным руководящим штабом в минувшем сезоне — это, конечно, возмутительно. Дисквалификация главного тренера, начальника команды… Я считаю, что в первую очередь виноват главный тренер, который попытался умыть руки, но он же — ключевая фигура, он должен контролировать основные направления в коллективе. А тут слышим от Горбачёва: я не видел, я не слышал, я не знаю… А он должен знать. Самое страшное — когда нет единства между игроками и теми, кто ими руководит.
— Я знаю нового главного тренера Фомичёва, он — брянский, настроен патриотично, у него сильная мотивация на улучшение результатов. Человек прямой, ещё раньше выступал против бездумного привоза тренеров со стороны. Первые его действия говорят о том, что он больше доверяет своим доморощенным игрокам. Это правильный курс, надо только поддерживать его учредителям клуба. Фомичёв взял к себе в помощники Димидко, который тоже играл в Брянске. Хороший парень, я знаю его. Ну а что Саратову проиграли — ничего страшного. Саратов — город покрупней, там и клуб ставит сейчас более амбициозные задачи. Ну а нам, чтобы ставить их, обоснованно ставить, надо улучшать работу детско-юношеских спортшкол, ликвидировать разрыв между детским и взрослым футболом. У нас совсем плохи дела со средним звеном — молодёжным футболом. Мы три года не играли в турнире команд коллективов физкультуры (КФК), а потому народ теряется. В районах дело поставлено слабо, там мучает ещё более остро нехватка тренеров. Ну и убогая спортивная база. Это уже стало настолько привычным.
— Нынче вы продолжаете свою тренерскую карьеру вне динамовских пенатов, в футбольной академии "РАПИД". Что побудило вас перебраться туда? Не жалеете?
— Нет, не жалею. Мы живём этапами. На каком-то этапе меня устраивали те условия, сейчас новые, и они меня устраивают больше. Мы работаем на базе гимназии в Путёвке. У нас отличный контакт с учителями. Подобрался хороший тренерский коллектив. Программа, по которой мы работаем — самая современная. Сейчас у нас дело поставлено лучше, эффективнее, чем даже в советские годы. Скоро это будет подкреплено результатами. Наши 8—9-летние мальчишки уже умеют больше, чем их сверстники из других школ, потому что мы занимаемся ежедневно и под серьёзным контролем. У нас хороший союз учителей, родителей, тренеров — это надо вводить и в других местах. Наша задача растить ребят не только хорошими футболистами, но и образованными людьми, и эта задача решается, у ребят лучше стало с дисциплиной, успеваемостью. Нашим руководителям надо всячески помогать в реализации таких инициатив.
А как я оказался на новой для себя стезе? Да она и не совсем новая: ещё во время работы в "Динамо" оказывал тренерам академии методическую помощь. Мой опыт здесь пригодился. О нашей работе уже знают в Москве, мы ведь впервые начиная с первого класса создаём футбольные спецклассы. В целом по стране такую работу начинают только с пятого класса.
Занимаются у нас преимущественно ребята из Путёвки и из близлежащего микрорайона по улице Романа Брянского, просматриваем каждого ребёнка, которого приводят к нам. Есть из Фокинского и Володарского районов — родители переводят ребят в гимназию и даже переезжают из-за того, что их дети хотят заниматься у нас футболом. Рядом строится новая общеобразовательная школа, планируем создавать спецклассы и на её базе. Сейчас в нашем распоряжении 3—4 поля. При гимназии есть свой стадион, арендуем построенный в Путёвке небольшой частный футбольный манеж, стараемся задействовать всю спортивную инфраструктуру посёлка. Скоро откроется ещё одно поле недалеко от Кургана Бессмертия. Будем и дальше расширять географию.
Беседовал Владимир ПАНИХИН