Юрий Лодкин: «Ну какой же ты мерзавец!..»

Вместо предисловия к несостоявшемуся интервью

Опубликовано: № 7-8 (836-837), 20 апреля 2023 г.

Ю. Лодкин
Ю. Лодкин

В прошлом номере, в публикации «Неюбилейный Лодкин», в которой шла речь о 85-летии экс-губернатора, мы проанонсировали интервью с юбиляром. Оно было в наших планах ещё несколько лет назад, тогда инициатива принадлежала самому Юрию Евгеньевичу — он как будто не против был ответить на вопросы, которых ему, по всей видимости, не доводилось даже слышать. Однако тогда диалог не состоялся, и вот благодаря предоставившемуся случаю, мы решили, наконец, реализовать давний замысел. Когда отгремели юбилейные торжества, я позвонил его виновнику и поинтересовался, готов ли он ответить через нашу газету на вопросы, которые не раз задавали и продолжают задавать земляки. «На вопросы, которые меня оскорбляют, я отвечать не буду», — предупредил собеседник. Пришлось сказать, что они будут острыми, но, конечно же, не оскорбительными. Тогда Лодкин предложил переслать ему их по обычной почте, но потом мы договорились, что опустим их в его почтовый ящик в доме по улице Любезного, где проживает бывший глава региона. Так и было сделано. А через два дня, когда позвонил адресату, у нас с ним произошёл четырёхминутный весьма напряжённый разговор.

Вот его суть. Вначале Лодкин стал перечислять свои награды: грамоты Совфеда за вклад в социальное развитие Брянщины, Государственной Думы — за вклад в развитие конституционного строя, правительства, Союза писателей Москвы. Напомнил про три ордена и медали Русской Православной Церкви. «Вы, когда задаёте вопросы, должны всё это выяснить», — упрекнул он. Ему было сказано, что нас и наших читателей интересуют другие моменты — слабо прояснённые или вовсе до сих пор не прояснённые. И тут последовал такой вопрос: «Вы почему не сообщили мне, что Антошин выиграл у вас по чести и достоинству два судебных заседания?». Пришлось уточнить, что был только один такой процесс, главным моментом на котором было выяснение пикантных обстоятельств, произошедших в августе 2002 года, во время оглашения любимцу Юрия Евгеньевича приговора, который подвёл черту под обвинением бывшего губернаторского охранника в разглашении государственной тайны. Кстати, из того, как проходил в 2016—2018 годах судебный процесс по антошинскому иску о защите чести, достоинства и деловой репутации, мы никакой тайны не делали, неоднократно освещая его перипетии. С посвящёнными ему публикациями «"Серый кардинал" в судебном интерьере», «Предательство, которое не прощается», «"Чего изволите?"», «"Серый кардинал" и мокрые штаны» можно познакомиться на сайте газеты.

Не дослушав, Лодкин обратился к другой задевшей его теме, спросив, знаю ли я, когда речь идёт о торговле спиртными напитками, что кроме названной нами фирмы «были пять ещё дополнительных»? Пришлось ответить ему, что как раз об этом он и мог бы рассказать — вопросы ведь задают для того, чтобы на них отвечали. Но тут Лодкин разразился такой гневной тирадой: «Я перед тобой, негодяй, оправдываться не буду. Я знал, догадывался, что ты мерзавец, но что ты такой мерзавец, я просто не знал… Ты копаешься в моей истории времён Очакова и покоренья Крыма. И причём с негативом ищешь ты. Ну какой же ты мерзавец!.. Я тебя предупреждаю, что я сейчас поставлю вопрос о судебном закрытии твоей газеты и о привлечении тебя к уголовной ответственности».

После этих слов он прервал разговор, не дав сказать про некоторые важные не только для него вещи. За то время, пока областью руководят г-н Богомаз и его команда, нам не впервой слышать подобного рода угрозы. Более того, неоднократно эти господа употребляли (к сожалению, пока безнаказанно) самые различные способы поквитаться с "Комсомольцем Брянска", вплоть до попыток воспрепятствовать его изданию. Даже за пределами области. Газете с 2016 года перекрыли доступ к читателям через киоски "Брянсксоюзпечати". И вот отыскался ещё один закрывальщик. Что ж, к не раз публиковавшемуся на страницах газеты заголовку «Богомаз против "Комсомольца Брянска"», возможно, придётся добавить ещё один — «Лодкин против "Комсомольца Брянска"». К слову, на закате лодкинского губернаторства его администрация также предпринимала попытки перекрыть нашей газете кислород. Так что Юрий Евгеньевич — в своём амплуа.

Ну а теперь публикуем вопросы к несостоявшемуся интервью. Когда готовили их, была слабая надежда на то, что Лодкин попытается ответить на них — что-то признать, в чём-то покаяться, где-то прервать молчание о том, что доселе умалчивается, ну а в чём-то, возможно, и поспорить с нами. А у читателей была бы возможность оценить степень искренности персонажа, на действия которого если и распространяется реабилитирующий срок давности, то лишь в юридическом контексте. Слишком заметную для региона должность он занимал, чтобы до сих пор быть недосягаемым для моральных оценок.

Для тех, кто следил за общественно-политической жизнью Брянщины второй половины девяностых и первой половины нулевых годов (этот период вошёл у нас в лексикон как лодкинский), ответы на публикуемые вопросы почти очевидны, но за время после 2004 года, когда г-н Лодкин был снят судом с предвыборной дистанции за подкуп избирателей и покинул губернаторский пост, подросло новое поколение и, думается, не всем его представителям будет неинтересно, кто руководил их малой родиной. Полагаем, что в какой-то части их любопытство будет удовлетворено. Несмотря на то, что вопросы остались без ответов.

***

1. Юрий Евгеньевич, от Вас не раз можно было услышать о том важном месте, которое в Вашей жизни занимала журналистика. Вы не раз признавались в любви к ней. Тогда что заставило изменить ей и предпочесть поприще партийного чиновника — одного из многих, растворившегося в недрах обкома КПСС? И не только. Вы, заняв должность завсектором печати, оказались в роли присматривающего за своими вчерашними коллегами. Это не тяготило Вас?

2. Вы трижды избирались главой области — в 1993-м, 1996-м и 2000-м годах. И это не все Ваши успешные избирательные кампании. Как известно, для тех, кто задумывает хождение во власть, существует несколько побудительных мотивов: одни стремятся туда для реализации личных или корпоративных амбиций, другие для избавления от каких-то комплексов, третьи, всячески маскируя это, чтобы обогатиться, четвёртые, есть, наверное, и такие, руководствуются мессианской целью сделать жизнь соотечественников, земляков благополучнее. А чем руководствовались Вы? Возможно, у Вас перед глазами был чей-то пример?

3. Стала чуть ли не легендой растиражированная история, благодаря которой Вы оказались на всероссийской политической арене. Речь — о некоей прорванной Вами информационной блокаде вокруг замалчиваемых последствий Чернобыльской катастрофы. Но, например, Ваш тогдашний руководитель — завотделом пропаганды и агитации М. Подобедов — позже говорил, что Вам как раз не чинились препятствия при подготовке чернобыльских публикаций, а версия о замалчивании понадобилась как предвыборный приём, который должен был привлечь к Вам дополнительное внимание избирателей. Что Вы можете сказать об этом?

4. Вы много раз, в самых различных аудиториях сокрушались по поводу распада Советского Союза, не касаясь объективных причин этого процесса, называли пофамильно его виновников. В то же время общепризнано, что одним из механизмов, запустивших распад, было принятие Декларации о государственном суверенитете России в июне 1990 года. В числе народных депутатов РСФСР, голосовавших за её принятие, были и Вы. Как Ваше возмущение развалом единого государства согласуется с Вашим участием в событиях, которые привели к его гибели?

5. В 1996 году, когда Вы стали главой администрации области, в наследство от предшественника А. Семернёва Вам достался охранник по фамилии Антошин. От которого, к слову, г-н Семернёв, насколько известно, хотел избавиться. А чем Антошин приглянулся Вам? И не просто приглянулся — Вы приблизили его к своей семье, дали ему должность начальника одного из управлений администрации области, а впоследствии, когда тот попался на разглашении гостайны, отчаянно, с явным ущербом для собственного реноме, защищали его. Что Вас так сильно связывало с этим весьма ограниченным (о прочих его качествах — чуть ниже) человеком?

6. Два губернаторских срока Вы в своём лице совмещали две взаимоисключающие ипостаси — бессребреника, борца с негативом, за справедливость, и управленца, который не гнушался, порой явно, лоббировать чьи-то корыстные интересы. Так было, например, с алкогольной фирмой "Фиеста", с которой Антошин, позже уличённый в упомянутом преступлении, собирал дань. Так было при банкротстве БМЗ с последующей супервыгодной для ещё одного представителя Вашего тогдашнего окружения — А. Иванова — продажей социальных объектов этого предприятия. Так было при уничтожении одного из лучших в России предприятий — "Брянскхолода", куда Вы "на кормление" перебросили Антошина. Это только часть эпизодов. Вы не жалеете о той совсем не эпизодической роли лоббиста, которую сыграли тогда?

7. Что Вы сейчас, спустя время, думаете о своих взаимоотношениях со сменившим Вас Н. Дениным? Ведь поначалу, до тех пор, пока он не заявлял своих амбиций, Вы относились к нему чуть ли не тепло. А затем были начаты гонения не только на него, но и на возглавляемое им предприятие. Был даже насильственный его захват представителями уральского криминалитета, и как ни пыталась руководимая Вами областная администрация дистанцироваться от этой акции, мало кто в это поверил. Как с позиции сегодняшнего дня Вы оцениваете те события?

8. Вам ставят в заслугу массированную газификацию области. Но известно, что она сопровождалась шумными коррупционными скандалами. Как и выделение участков под АЗС. В своё время Ваш первый заместитель П. Оненко в своём интервью нашей газете заявлял, что и Вас не миновала коррупционная чаша. А на чём "разъехались" Вы с Оненко, который давал понять, что лавры газификации в большей части принадлежат не Вам? Не поделили их или между вами пробежала какая-то другая чёрная кошка?

9. В Вашу бытность губернатором ныне занимающий эту должность г-н Богомаз только начинал свою административную карьеру, работая первым заместителем главы Стародубской райадминистрации и одновременно активно развивая семейный сельскохозяйственный бизнес. Вас не смущало это, по юридическому счёту, противоправное совмещение? Как раз в то время г-н Богомаз, и Вы об этом не могли не знать, рьяно поучаствовал в разграблении активов одного из крупнейших сельхозпредприятий региона — совхоза "Бёрновичский". Почему это нисколько не насторожило Вас?

10. Возвращаясь к Антошину. Почему отношения с ним у Вас после того, как лишились губернаторской должности, испортились? Однажды Вы даже публично предостерегали нынешнего губернатора от контактов с такими людьми, как Ваш бывший охранник. А совсем недавно удивили многих своим заявлением, реабилитирующим Антошина. Не могли бы объяснить природу такой метаморфозы?

11. Ещё об одной метаморфозе. Многие помнят о Вашем противостоянии с бывшим президентом России Б. Ельциным, которое вылилось в достаточно длительный и интригующий судебный процесс. В то же время это не помешало Вашему окружению через некоторое время организовать целую кампанию по лоббированию через администрацию президента награждения Вас орденом, о чём живописно рассказал в том же интервью Оненко. При этом уже были прецеденты, когда люди, наделённые принципиальностью, чурающиеся показушной бескомпромиссности, отказывались от "ельцинских" наград. А чем Вы объясните такой поворот в своей истории с орденом?

12. Ваши недоброжелатели называют Вас не только родоначальником большой коррупции на Брянщине, но и самым свирепым гонителем своих оппонентов. Правда, в преследованиях их и неугодных СМИ Вы намного уступаете Богомазу. Почему Вы были столь нетерпимы к критике, опускаясь даже до мести тем, кто размещал рекламу в, выражаясь по-вашему, "паршивых газетёнках"? А в случае с почепской районкой "Сельская новь" Вы, расправляясь с её многолетним главным редактором П. Обыночным, не остановились перед ликвидацией издания.

13. Вы не раз публично восхищались управленческим талантом Богомаза. Не могли бы сказать, каково соотношение в этом восхищении конъюнктурного расчёта и искренности? Вы не изменили своей оценки сейчас, когда сразу несколько персон с полномочиями заместителей губернатора — это беспрецедентный случай — находятся "под" уголовными делами?

14. Считаете ли справедливым присвоение Вам в 2021 году звания "Почётный гражданин Брянской области"?

15. Чем более всего Вы гордитесь спустя 85 лет своей жизни? О чём сделанном и, наоборот, несделанном жалеете более всего?

Читайте ещё