Запах «хрустального» бабла

Опубликовано: № 15 (844), 20 июля 2023 г.

С. Антошин и А. Богомаз в гостях у С. Авдеева в Дятьково
С. Антошин и А. Богомаз в гостях у С. Авдеева в Дятьково

Давненько мы не обращались к персоне дятьковского "мебельного короля" Сергея Александровича Авдеева. Но недавно на эту жилу нас навёл один из читателей.

А мечталось о слаженной работе…

Он сообщил, что на сайте телеканала "Брянская губерния", смотреть который — время терять, выложен трёхминутный сюжет о посещении города хрустальщиков сразу двумя губернаторами — официальным, "картонным" А. Богомазом и неофициальным, "ночным" С. Антошиным. Они приехали к г-ну Авдееву с миссией, не вполне из сюжета понятной. Прошвырнулись по цеху мебельного концерна "Катюша", поглазели в здании бывшей котельной, переделанной под хрустальное производство, на горячую работу умельцев у печи... Но это всё бесплатная экскурсия. А программа визита была более насыщенной. Её надо, наверное, разбить на две составляющих — видимую и тщательно скрываемую.

Видимая — это вот он, Авдеев, с энтузиазмом показывающий гостям дизайн-проект будущей "Хрустальной площади", которая должна стать частью туристического кластера, пиар-звон о котором с паузами соблазняет доверчивую публику скоро уже десять лет. Первые его звуки раздались сразу после для многих внезапного назначения на пост главы региона Богомаза. Предшественник Александра Васильевича в последние годы своего нахождения у руля области не жаловал г-на Авдеева, но вскоре после губернаторской отставки дятьковский "мебельный король" появился на пороге главного административного кабинета области. Одна из брянских газет тогда написала, что во время аудиенции 29 сентября 2014 года Богомазом и Авдеевым обсуждались вопросы создания туристического кластера "Хрустальный город". Говорилось, что все работы «рассчитаны на четырёхлетний срок — это при условии слаженной работы представителей власти, бизнеса и общества».

Эту слаженность с энтузиазмом взялась привнести свеженазначенная заместительница Богомаза, супруга тогдашнего начальника областного УМВД И. Кузьмина. Но её пребывание в замгубернаторской должности уложилось в символический девятимесячный срок. Многие её старания, как сообщалось тогда, вдохновлялись депутатом Госдумы, большой почитательницей авдеевского таланта, призванной "присматривать" за Дятьковским районом Е. Лаховой (местный мебельщик-олигарх некоторое время был одним из её помощников на общественных началах). Уход Кузьминой постарались обставить красиво, хотя потом стали просачиваться иные сведения — будто Ирина Валентиновна, полагавшая, что власть — это своего рода незамутнённый родник и средоточие моральных добродетелей, столкнулась с такими шокирующими моментами, которые в итоге заставили её решительно отрезать: только не это... А через некоторое время из брянских властных кругов была выдавлена и Лахова. В отличие от Кузьминой, её, как известно, "выкорчёвывали" постепенно и не без изощрённого издевательства. Тень опалы легла тогда на всех, кто был связан с Екатериной Филипповной или как-то ей благоволил. Не миновала она и Авдеева. Но, по правде говоря, те, кто знает деловой стиль и некоторые повадки этого господина, не склонны переоценивать "фактор Лаховой" в том, что его отношения с двумя губернаторами складывались столь неоднозначно. Например, у экс-губернатора Н. Денина для того, чтобы "разъехаться" с Авдеевым, были и другие причины. Этим причинам наше издание в своё время посвятило целый цикл публикаций. Тот, кто захочет освежить не потерявшие свои актуальности факты, может легко найти многие из них на нашем сайте. Приведём лишь несколько более чем красноречивых заголовков: «Новые приключения дятьковского Бендера», «Последние вздохи хрустального», «Авдеевские грабли. Теперь — для Богомаза», «Ржавый "гвоздь"», «Инвестиционная привлекательность: здесь мы последние. Пока», «Мошеннические следы авдеевцев»...

…но не инвестор

Всё дело в том, что г-н Авдеев принадлежит к тому племени бизнесменов, особенно распространённому в России и на постсоветском пространстве, ручонки которых так и тянутся бюджетному пирогу. Такая тяга у них утвердилась уже на каком-то рефлекторном уровне. Они всячески её маскируют. К примеру, Авдеев. Он это делает с помощью отчаянного пиара, проще — самопрославления. Нашлёпывая, например, на спины курток, в которых пашут "его" рабочие, свою фамилию. Или вот он млеет, когда его называют инвестором, коим он, по сути, не является. Дояром бюджета — да, но не инвестором. Эту обманку и раскусил, в конце концов, Денин. Одной из последних капель, заставивших подыскивать другое обозначение авдеевскому почерку, стал в своё время проваленный инвестпроект по строительству современного завода по глубокой переработке древесины. Тогда "мебельному королю" без аукциона были отданы сотни гектаров лесных угодий со сниженной вдвое ставкой арендной платы. Но нужно было вложиться и ему, он же, когда от него потребовали выполнения своих обязательств, повёл себя по-мошеннически. И так было не раз. Отсылаем опять к нашим прежним публикациям.

Да вот взять этот туристический кластер "Хрустальный город", где Авдеев снова позиционируется как инвестор. Вокруг него время от времени поднимается нешуточный пиар-шум. В унисон с ним растёт и цена проекта: в 2014 году, когда его "выкатывали", называлась сумма в 1,1 миллиарда рублей. В 2017-м в рекламном журнале "Тема" фигурировало уже 1,3 миллиарда. Там же проскочил ещё один любопытный факт: «на строительство туристического кластера потрачено порядка 600 миллионов рублей». В конце 2021 года в пробогомазовских "Брянских новостях" ("Брага") появилась заметка с заголовком «В Дятькове за 1,5 млрд рублей проведут реконструкцию музея хрусталя». Который, заметим, входит в кластер как один из почти двух десятков объектов. Заканчивалась заметка такими словами: «Кроме того, область профинансирует благоустройство центральной площади, которая в перспективе станет центральным звеном "Хрустального города"». Создание кластера планировалось на условиях софинансирования, то есть на паях. К бюджетному паю, а он составляет львиную часть всей суммы, должен присовокупить свой и инвестор. Но ни в одном официальном сообщении, ни в одной публикации в СМИ не говорится, а на какую же сумму расщедрился "инвестор" Авдеев. Которому, судя по всему, на откуп отдано всё, в том числе — и распоряжение деньгами. Сколько из тех же мелькнувших в рекламной "Теме" потраченных 600 миллионов авдеевских?

Авторитет с привкусом криминала

Вернёмся, однако, к поездке к "королю" мебельщиков, а теперь ещё и хрустальщиков официального и "ночного" губернаторов, наших бесподобных Добчинского и Бобчинского. Понять, что их сподвигло на сей раз прикатить в Дятьково, помог закадровый, полный захлёбывающегося восторга комментарий корреспондента. Он вещал, что создано уже 18 объектов кластера, а сейчас вот хлопотливый Сергей Александрович Авдеев показывает официальному и "ночному" губернаторам проект ещё одного — "Хрустальной площади", которую украсят фонтан с бассейнами, памятник хрустальщикам... И тут прозвучала фраза-пароль: «Площадь и исторические здания ждут федеральных денег». О какой же сумме речь? На сайте "Bryansk.News" нашли сообщение от 2 июня: «Власти Дятьково направляют на федеральный конкурс проект "Хрустальная площадь"... Если проект сможет победить, то на создание площади будет выделено до 90 млн рублей, которые совместно представят федеральный центр, муниципальное образование Дятьковский район и инвестор». И снова ни слова о доле "инвестора". У нашего дятьковского источника мы справились, о каких уже созданных 18 объектах "Хрустального города" говорилось в сюжете "Губернии". Он был озадачен этой цифрой. Предположил, что, скорее всего, сюда включено всё, что было сделано в городе до появления кластера. Единственное приобретение последнего времени — гостиница в бывшем здании дома купца Третьякова. Но это, так сказать, объект, скорее приумноживший авдеевскую "империю". Для туристов задумано построить в одном "пакете" с "Хрустальной площадью" бюджетный хостел. На это и будут выбиваться федеральные средства. Авдеев, добавил он, не из тех, кто будет тратиться на то, что не прилипает к его рукам. Напротив, у него репутация человека, который при малейшей возможности может утащить то, что не будет крепко приколочено. Как, например, произошло с тем же хрустальным заводом. Не все даже в Дятьково знают, что принадлежащий нашему мебельщику торговый центр "Кристалл" создан на месте одного из цехов завода, который планировалось реконструировать, чтобы использовать не как торговую точку, а по прямому назначению. Недавно к "Кристаллу" сделали дорогу, но при этом столько допущено косяков, что её до сих пор в эксплуатацию не приняли. Авдеев, заключил наш собеседник, — мастак по части слыть, но не быть. Однако Дятьково и район — не те масштабы, в которых пиар эффективен. Здесь все всем знают цену. И посему этот господин, несмотря на все старания стать местным моральным авторитетом, является авторитетом без прилагательного "моральный". А это уже совсем другой коленкор с привкусом криминала. Цену этому господину дятьковцы знают, потому за исключением одного депутатского срока в областной Думе ещё в самом начале нулевых годов, его больше не избирали во власть. Даже в местную. А когда глава Дятьково попытался высунуться с инициативой присвоения мебельщику звания почётного гражданина города, тут же натолкнулся на решительный депутатский демарш.

Полюбопытствовали мы, как в Дятьково восприняли визит воспылавшего любовью к хрустальному туризму тандема Богомаз-Антошин. «Да что тут оценивать? — услышали в ответ. — Разве мы не догадываемся, что Антошин — посредник между Богомазом и Авдеевым, что он их примирял? Иначе можно было бы подумать, что Брянск и Дятьково стали городами-побратимами, и Сергей Сергеевич приехал перенимать опыт как представитель областного центра. Слетелись же они, почуяв, как нетрудно понять, близкую поживу — получение под "Хрустальную площадь" федеральных денег. Ну и, вполне возможно, обсудить размер отката».

Трудно не согласиться с мнением, что именно запах хрустального бабла вырвал из высоких административных кресел брянских корешей и заставил их мчаться в Дятьково. Что до Эс. Эса, то на этот запшец он был натаскан ещё во время исполнения деликатных поручений в лодкинской администрации. Что, в конечном итоге, и привело его сначала в СИЗО, а затем в колонию. Ну а первое лицо области этот навык приобрело в лихую пору накопления первоначального семейного капитала…

У тех, кто согласен с версией о запахе хрустального бабла, после просмотра сюжета "Брянской губернии" может возникнуть и такой вопрос: а как отлучку своего первого зама воспринял его начальник, мэр Брянска А. Макаров? Попросил написать объяснительную? Потребовал засчитать ему прогул? Провёл с ним воспитательную беседу на предмет того, что не следует отвлекаться на поездки в другие города, когда в своём куча проблем? Сотрудники мэрии на это лишь сказали бы: «Ха-ха! Как бы не так!». А что бы сказал признанный многими наиболее эффективным руководителем брянских чекистов постсоветского времени Анатолий Дмитриевич Назаров, волей которого в своё время был дан укорот лодкинскому порученцу? Он, наверное, сейчас в гробу бы перевернулся, увидев, как охранника бывшего губернатора охраняет нынешний.

Иван УХВАТОВ

Читайте ещё