Под маской псевдонима

Прячутся недовольные назначением руководителем областного краеведческого музея Н. Гришиной

Опубликовано: № 22 (554), 26 июня 2015 г.

Надежда Гришина
Надежда Гришина

Неделю назад один из брянских сайтов приютил письмо некоей "жительницы Брянска" Ольги Бородиной, озаглавив его весьма интригующе — «Нового директора брянского краеведческого музея обвинили в безграмотности». "Обвинители" — это та самая единственная Ольга Бородина. Суть обвинений, если вкратце, состоит в том, что представленная ещё недавно сотрясаемому скандалами коллективу областного краеведческого музея в качестве директора Надежда Гришина — человек, далёкий от музейной специфики, плохо знающий ситуацию в Красном Роге, не располагающий должной культурой речи. Основание для такого вывода обвинительнице дала сама Гришина, ставшая собеседницей корреспондента ГТРК "Брянск" И. Довидовича в одной из недавних еженедельных передач "Вести недели". Рикошетом достаётся и недавно назначенной директором департамента культуры Е. Кривцовой, которая «не разбирается в культуре и уж тем более в музейном деле», но которая является землячкой и "подругой" Гришиной. Далее следовал такой, прямо-таки приговорный вывод (цитируем, сохраняя текст без редактирования): «Эта вопиющая несправедливость вводит нашу область, а точнее культуру в упадок и беспредел. Прошу вас опубликовать статью, которая написана сразу после первого интервью директора краеведческого музея. Невозможно было слушать такие грубейшие ошибки, которые допускала эта безграмотная и некомпетентная дама».

Редакция сайта, избавив себя от редактирования статьи, оговорилась, что публикует её «без правок и сокращений». А править есть что. Вот такой, к примеру, пассаж: «Услышав такие серьёзные ошибки в речи директора, невольно встаёт вопрос…». И не очень взыскательного стилиста покоробит эта жуткая фраза, указывающая на серьёзные пробелы в школьной подготовке автора. Даже если директор делала серьёзные ошибки в устной речи, наверняка испытывая вполне понятное волнение перед телекамерой, то "обвинительнице" ничто не мешало избавить свой текст от не менее серьёзных ляпов.

Теперь — самое время сказать о главном. Об "обвинительнице" под псевдонимом "Ольга Бородина". Утверждаем, что таковой в природе не существует. Но в природе существует лицо мужского рода. Зовут его Дмитрий Огнев. Это бывший корреспондент ГТРК "Брянск", затем пресс-секретарь бывшего губернатора Н. Денина. Нынче он является также кем-то вроде пресс-секретаря у руководителя группы компаний "Мегаполис" А. Кубарева, совсем неплохо показавшего себя во время недавнего праймериз единороссов, выбиравших партийного кандидата на сентябрьские выборы губернатора. Дело в том, что примерно за неделю до того, как "обвинительный" материал был выброшен на сайт, Дмитрий Анатольевич прислал его без подписи на нашу электронную почту и попросил опубликовать в газете. Однако мы поставили такое условие: опубликуем, если автор этого текста подпишется под ним своей фамилией. Или подпишется другой человек, согласный с его содержанием и знающий о положении дел в краеведческом музее и вокруг него. Текст нам показался слишком серьёзным и принципиальным, чтобы обнародовать его под псевдонимом "Вася Пупкин" или "Ольга Бородина". Огнев взял паузу, а затем сообщил: печатать статью под своей фамилией её автор не желает, опасаясь, что будет уволен с работы, и что они попытаются "пристроить" материал в другое СМИ.

Вот и "пристроили". Скажем честно, мы далеко не во всём согласны с оценками, содержащимися в полученном от Огнева тексте, и были намерены прокомментировать их. Для этого имели больше прав, чем наши медиа-коллеги, так как к ситуации в областном краеведческом музее обращались в последнее время постоянно, распутывая этот запутанный клубок, оставленный в наследство бывшим руководителем брянской культуры Н. Сомовой, всеми её последними кураторами, включая недавно уволившуюся из областного правительства замгубернатора И. Кузьмину. Мы сразу отметили, что автор излишне субъективен, пристрастен и заангажирован. Полностью уйдя от комментариев о том, что предшествовало приходу в музей Гришиной, он весь свой обвинительный жар выбросил на неё и также недавно работающую руководителем областного департамента культуры Кривцову. Да, Гришина в своей речи была небезупречна. Да, она в каких-то моментах действительно ошибалась. Но для таких зубодробительных выводов, какие были сделаны, оснований, на наш взгляд, явно недоставало.

Последние годы у руля краеведческого музея перебывало много руководителей. Были среди них и "чистые" музейные работники, которых уж никак не заподозришь в дилетантстве. И что? Почему-то и они все оказывались непригодными для этой должности. Поэтому мы исходим из такого посыла: в создавшейся обстановке важнее рафинированного интеллектуализма, обширных познаний в музейной сфере обыкновенная человеческая порядочность и должная управленческая культура. Нам показалось наиважнейшим одно высказывание нового директора во время интервью. Она сообщила, что, наконец, в сентябре будет проведена инвентаризация музейных фондов, к которым не имели доступа её предшественники. Кроме В. Алексеева, который чуть ли не единственный пользовался этой "привилегией". Почему аж в сентябре? Потому что этот музейный аудит будет проводиться с участием российского Министерства культуры. То есть, процедура задумана, судя по всему, честная и, возможно, как раз боязнь, что в ходе неё могут вскрыться, скажем пока так, сомнительные вещи, заставляет суетиться и спешить заказчиков "обвинений" в адрес взявшейся за без преувеличения опасный куш Гришиной. Почему опасный? По имеющейся у нас информации, из фондов музея похищено несколько сотен единиц нумизматики. Причём, наиболее ценных единиц.

Огнев, понятно, исполнитель, заказчики же как всегда в тени. Однако как минимум об одном из них догадаться нетрудно, если знать, что в структурах "Мегаполиса" работает Юрий Ловяго — брат мужа Елены Ловяго, которой не "свезло" стать директором музея после того, как она несколько месяцев руководила коллективом в статусе и.о. директора. Как раз именно её, известную своей причастностью к афёре в областном культурно-методическом центре (о чём в своё время широко рассказывалось в областной прессе), к недавним манипуляциям, когда возглавляла филиал музея в Красном Роге, Сомова и её влиятельный заместитель Е. Марина видели очередным руководителем музея. В итоге, однако, она может потерять и прежнее "хлебное" место в Красном Роге, которое позволяло плотно и небезвыгодно сотрудничать с фирмой брата её супруга в вопросах благоустройства толстовской усадьбы. Не берёмся утверждать, что именно такова схема заказа, но, согласитесь, слишком многое указывает на то, что именно она — самая реалистичная. Хотя можно, конечно, пойти дальше и предположить, что к появлению обвинений в адрес Гришиной может быть причастен ещё и Алексеев со своим орменским земляком Поляковым — эти двое, как нам представляется, также не заинтересованы в том, чтобы в музее и его фондах был наведён порядок.

Ну а новому директору музея, новому руководителю областной культуры и новому куратору этой сферы надо пожелать лишь адекватной оценки всех этих интриг и таких же на них адекватных ответов.

Редакция

Читайте ещё