«Тимошки» закрыли. А дальше что?

Опубликовано: № 21 (680), 28 июля 2018 г.

Николай Тимошков (фото: «Брянская улица»)
Николай Тимошков
(фото: «Брянская улица»)

Не все скорбели после жуткой трагедии в кемеровском торгово-развлекательном центре "Зимняя вишня". Довольно многочисленные представители российского социума втайне, напротив, радовались, запрятав это кощунство где-то на самых донышках своих мелких душонок. Ну, если не радовались, то ощущали свою востребованность, а с нею и значительность. Имя им — легион проверяющих, контролирующих и надзирающих. Все разом они под неусыпным прокурорским оком принялись проверять объекты, подобные несчастной "Зимней вишне". В нашем Брянске их тоже хватает, даже сверх всяких нормативов перехватает.

И этот излишек в насквозь коррумпированной атмосфере формирует уже иные критерии пожарной и прочей их безопасности. Собственно понятие безопасности позорно уступает иным, отмеченным совсем другими печатями. Не было ничего удивительного в том, что под запретительный замах сразу же попал коломейцевский ТРЦ "Никита" — власть не преминула ещё раз проехаться катком по уже смирившему гордыню оппозиционеру. Но больнее всего она сделала предпринимателю Н. Тимошкову, закрыв его ТРЦ на улице Красноармейской в центре Советского района Брянска, один из самых "возрастных" и самых крупных в области.

В чём же тут дело? Николай Кузьмич Тимошков всегда сторонился политики. Когда набирал предпринимательскую силу и становился персоной известной уже не только в деловой среде, ему советовали срочно обзавестись депутатским мандатом, который должен был сыграть роль охранной грамоты для его бизнеса. Он с простодушием учителя физкультуры, коим является по базовому образованию, спрашивал: «А что я там (то есть в законодательном органе — прим. авт.) буду делать?». Чудак-человек, носи сегодня он в пиджаке, скажем, удостоверение депутата областной Думы, ещё посмотрели бы, как разговаривать с ним на предмет его якобы пожароопасного ТРЦ. Во всяком случае, малость бы по-другому разговаривали. Но эта самая малость как раз уберегла бы, к примеру, массу мелких арендаторов, свивших здесь свои "гнёзда"-магазинчики, от ситуации если не полного банкротства, то близкой к нему. А его — от необходимости мотаться по чиновничьим конторам, по судам и доказывать, что построенная им торгово-развлекательная махина — одна из самых безопасных среди её "сородичей".

Но так почему крайним оказался совершенно аполитичный Тимошков, кому он наступил на мозоль, за что страдает? Ответов на эти вопросы наверняка ждут многие. В первую очередь — от дотошных, избегающих принимать за чистую монету всё, что декларирует власть, независимых средств массовой информации. Но много ли их у нас независимых? Тех, кто не относится к трусливому большинству, чьё молчание оплачено деньгами, страхом, превратным пониманием современной роли СМИ в обществе или банальной неспособностью к анализу происходящего вокруг? Вот один из самых невзыскательных с точки зрения профессиональной этики сайтов — "Брянск тудей" — публикует без всяких комментариев странное высказывание о закрытии ТРЦ "Тимошковых" главы Брянска А. Хлиманкова: «Там много разных моментов, которые не позволяют возобновить работу: нет даже проекта здания, оно было построено хозспособом. А когда здание возводится таким способом, учесть все нормы, в том числе пожарной безопасности, невозможно». Невозможно было пройти мимо и ещё одной почти вскользь обронённой фразы в этой заметке: «При этом владельцу здания уже поступало предложение продать его за 1 млрд рублей. Николай Тимошков не согласился». Два обнародованных этих момента у кого угодно могут разбудить интерес к теме. Разбудили они его и у нас. Чтобы удовлетворить его, мы обратились к Николаю Кузьмичу Тимошкову с просьбой прокомментировать ситуацию вокруг его нынче сиротливо пустующего объекта.

— Бывший анестезиолог Хлиманков "главенствует" в Брянске первый срок и, возможно, не в курсе, каким способом строилось здание ТРЦ по Красноармейской, 71. К сведению его и других незнающих. Землю под застройку я выкупил абсолютно честно, потратив на это десятки миллионов рублей.

Это подтвердил дважды арбитражный суд, куда пришлось обращаться, оспаривая отказ мэрии разрешить строительство сначала основной части, потом пристройки к ней. Строились здания по проектам. Далее, чтобы не показаться кому-то голословным, процитирую предоставленную в суд справку проектной организации: «Строительство ТРЦ велось без отступления от проектных решений и в соответствии с проектом организации строительства. В процессе строительства вёлся авторский надзор, государственный строительный надзор, технический надзор, на всех этапах строительных работ производилось освидетельствование и составление актов на скрытые работы, контроль за качеством строительно-монтажных работ осуществлялся техническим надзором и архитектурно-строительным надзором, контроль соблюдения проектных решений представителями проектной организации». Ну и какой же это хозспособ?

— Однако тут не менее любопытно, на наш взгляд, почему столь высокопоставленным чиновником было всё же озвучено утверждение о хозспособе? Он же говорил это не бабушке на завалинке, а средствам массовой информации. Значит, должен был изучить вопрос, справиться у тех, кто в горсовете, мэрии знает историю этого вопроса.

— Не думаю, что г-н Хлиманков — такой уж балабол. Брянские сайты также привели его прогноз о том, что ТРЦ уже не откроют. Хорошо, не откроют, а дальше что? Здание будет стоять колом так, как стоит, разрушаясь и портя городской пейзаж, здание бывшего дормашевского Дома культуры? У нас есть оформленные в установленном законом порядке свидетельства о праве собственности и на землю, и на объект, так что сносить наше здание никто не собирается. Тогда какой должна быть его судьба? Ответ на этот вопрос можно поискать, опираясь на фразу о поступившем предложении продать объект за миллиард рублей. Сразу оговорюсь: такую сумму я никому из журналистов не называл. Но мне действительно предлагали продать здание. Предлагал лично г-н Агапов — владелец соседнего ТРЦ "Мельница" — по цене в 20 тысяч рублей за квадратный метр, что в разы ниже нынешней рыночной. Я, естественно, от такой сделки отказался. Этот разговор состоялся незадолго до кемеровской трагедии, а вскоре из достоверных источников мне стало известно, что в городской администрации ещё до этого собирался своего рода штаб, решали, как прижать меня. Ну а тут грянул пожар в "Зимней вишне", облегчив решение этой задачи.

Прокурор города подал иск в Бежицкий райсуд, попросил обязать устранить нарушение требований пожарной безопасности и запретить эксплуатацию центра. В 2012 году Бежицкий суд уже отказывал прокуратуре, просившей закрыть центр, а в этот раз его действия мне, мягко сказать, непонятны. Он сразу же запретил эксплуатацию здания, даже не поставив нас в известность, после чего провёл несколько заседаний, не приглашая нас на них. Мы обжаловали эти действия, но и в областном суде дело рассмотрели без нашего участия, не приняв во внимание имевшиеся в материалах дела документы, свидетельствовавшие, что за прошедшие на тот момент полтора месяца были устранены практически все нарушения. Через некоторое время спор по ходатайству прокуратуры переместился в Советский райсуд. Как я понимаю, кому-то надо было потянуть время судебного разбирательства, чтобы больнее ударить по нашим арендаторам — иного мотива этого переноса я не вижу. "Советские" судьи Иванова и Сухорукова также вынесли вердикты-близнецы о запрете эксплуатации здания до получения разрешения на ввод его в эксплуатацию и до устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. Причём судья Иванова также проигнорировала доказательства устранения нарушений.

Да, разрешения на ввод в эксплуатацию у нас не было. Это моя промашка. Так измотала при получении разрешения на строительство судебная тяжба, хоть оказавшаяся и победной для нас, что бумаги на ввод уже и не запрашивали. Без неё проработали целых восемь лет. И вот теперь все вдруг опомнились. Сегодня нам эту бумагу не выдадут, так как прошло уже много лет и здание давно эксплуатируется, к тому же упорно фиксируются нарушения правил пожарной безопасности. Но так ли они серьёзны, эти нарушения, чтобы прибегать к крайней мере — закрытию центра? Как в 2012 году в Бежицком суде, так и теперь в Советском, в заседаниях участвовал представитель Управления МЧС по фамилии Демидов. В 2012 году он вёл себя так. Цитирую решение судьи Максютченко (она, отказав в удовлетворении просьбы прокуратуры закрыть центр, вынесла это решение, как раз учтя позицию Демидова): «Отвечая на вопросы, Демидов П.Н. признал, что на совещании в ГУ МЧС обсуждался вопрос об обеспечении пожарной безопасности, пришли к выводу о том, что по расчёту, угроза жизни и здоровью людей в торговом центре "Тимошковых" отсутствует». Теперь же этот специалист скорректировал свою позицию, так сказать, с оглядкой на прокуратуру. У судьи Ивановой он «позицию прокурора (настаивавшего на запрете эксплуатировать ТРЦ — прим. авт.) поддержал, в то же время пояснил, что основные нарушения правил и норм пожарной безопасности в настоящее время устранены». А теперь процитирую решение судьи Сухоруковой: «Демидов П.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора г. Брянска. Суду пояснил, что с учётом заключения о расчёте пожарного риска в настоящее время здание может эксплуатироваться». Вот это "может эксплуатироваться", видимо, вывело из равновесия Ладу Витальевну, которая вынесла частное определение в адрес начальника ГУ МЧС РФ по Брянской области Уваркина, где, смотрите, называет позицию его подчинённого «противоречивой» и «недопустимой». Но ещё больше судью Сухорукову разозлило поведение другого участника процесса — прокурора Петровского, который поддерживал иск горпрокуратуры и чьё требование запретить эксплуатацию центра поддерживал специалист Демидов, несмотря на своё же "может эксплуатироваться". Когда судья спросила у Петровского, а есть ли у него доказательства в пользу запретной позиции, он ответил: «Нет». И вот читаю ещё одно частное определение — в адрес прокурора области Войтовича. Вначале судья напоминает ему, что прокурорский работник «пользуется всеми процессуальными правами и несёт все процессуальные обязанности истца», в том числе «на него возложена обязанность доказывать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований». После этого следует зубодробительное: «Между тем при обращении в суд с данным иском и.о. прокурора города Брянска не представлены доказательства в обоснование обстоятельств иска, имеющих юридическое значение при его разрешении… Неисполнение процессуальных обязанностей прокурором по предоставлению доказательств повлияло на полноту и обоснованность требований…».

— Помилуйте, но любой независимый суд при такой позиции МЧС, при том, что прокурор пришёл в суд, можно сказать, без доказательств, сразу же отказал бы в иске. И не городил какие-то частные определения.

— Но так это независимый суд, а не наш Советский районный! А частные определения требовались, наверное, для того, чтобы как-то сохранить лицо. Видели бы вы, как допекала вопросами прокурора Петровского судья Сухорукова, как он беспомощно выглядел. Но решение она вынесла такое, какое требовалось… прокуратуре. Меня один бывалый по части судебной практики товарищ предостерегал: ты не радуйся такой принципиальной наступательности суда в отношении твоих оппонентов, это известный уже психологический манёвр — судья подаёт вид, что на твоей стороне, а вердикт вынесет в итоге против тебя, как заказывали.

— Но кто, по-вашему, мог заказывать закрытие ТРЦ?

— Могу лишь догадываться. Как и вы, наверное. В пользу того, что был заказ, может говорить не только предшествовавшее этим событиям "вежливое" предложение о продаже по 20 тысяч рублей за метр, но и такой факт. Незадолго до закрытия центра в здании появился незнакомый мне мужчина с вопросом: «Вы не передумали, отказывая в продаже ТРЦ?». Я сказал, что не передумал. Если продавать — то по рыночной цене. Тогда услышал примерно такие слова: «Что ж, смотрите, а то отдадите бесплатно». И всё вскоре стало происходить так, чтобы я отдал бесплатно. МЧС, к слову, не видела нас в числе самых злостных нарушителей, во всяком случае, в других ТРЦ фиксировались нарушения посерьёзнее наших. Но в самых злостных оказался почему-то именно я. Утверждаю с полной уверенностью, что в нашем торговом центре пожарная сигнализация — лучшая в городе. Грешным делом думал, что претензии могут быть к моему бежицкому объекту, там прикопаться, наверное, попроще было бы. Но нет, потребовалось здание в Советском районе. Заказали именно его.

— Материала о заказчиках, конечно, маловато, но про исполнителей можно сказать больше?

— Определить заказчика всегда труднее. К примеру, если предположить, что это Агапов и компания, то они могут отвести удар так: смотрите-де, от закрытия "Тимошков" выиграла не только "Мельница". Арендаторы перебрались, к примеру, в "Аэро Парк". И там значительно увеличился после нашего закрытия товарооборот… Но не будем гадать. Коснусь темы исполнителей. Первую скрипку тут, очевидно, играет прокуратура, и главные импульсы исходят не из городской прокуратуры, а из областной. У меня есть информация, которая провоцирует на неудобные вопросы в адрес заместителя прокурора области Таратонова. Как бы он ни маскировался в тени, а его хлопот не скроешь. Вторая скрипка — за Брянской горадминистрацией, у которой свои счёты с нами — дважды ведь ставили её на место в арбитражном суде, когда она не давала нам построиться. Теперь же у чиновников возникла такая возможность поквитаться!..

Владимир ПАНИХИН

Необходимое послесловие

Остаётся сказать: мы будем следить за развитием событий вокруг ТРЦ "Тимошковых". Во-первых, потому что уверены: об этой истории сказано пока далеко не всё, так что, возможно, появятся желающие дополнить сказанное, что-то уточнить, опровергнуть… Готовы для этого предоставить возможность. Во-вторых, уверены и в том, что у наших читателей появится после озвученных г-ном Тимошковым фактов много вопросов к нашей власти, прежде всего к городской исполнительной, к нашим прокурорской и судебной системам. Как бы повёл по-настоящему независимый суд, услышав от истца-прокурора жалкий лепет, а от представителя МЧС позволение эксплуатировать здание, уже сказано. А как надо бы теперь повести себя Брянской городской администрации? Она вечно плачется по поводу нехватки средств на самое необходимое. Но вот своими же руками по-мазохистски душит одного из неслабых налогоплательщиков. Что же это за твёрдые лбы сидят в мэрии, не понимающие этих прописных истин, не утруждающие себя спрогнозировать, что после закрытия "Тимошковых" у сотен предпринимателей выбор будет такой: либо свернуть бизнес, либо попроситься торговать под другую крышу. Им, конечно, не откажут, но взвинтят арендную плату, после чего уже облагодетельствованные арендаторы постараются отыграть дополнительные расходы более высокой ценой на продаваемые товары. В проигрыше окажемся опять мы, покупатели. Так как с учётом всего этого и не желая опускать выгодную и для бюджета, и для потребителей планку предпринимательской конкурентности, должна была бы действовать мэрия? Услышав от МЧС, что в ТРЦ "Тимошковых" «основные нарушения правил и норм пожарной безопасности устранены», что «здание может эксплуатироваться», тамошние чиновники, если бы в их жилах текла не холодная рыбья кровь, сразу же связались бы с Тимошковым и предложили ему помощь в выходе из правового тупика. Тем самым они, около десятка лет равнодушно взиравшие на отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, хотя бы частично реабилитировали себя. Но опять же: это если не думать только о своём животе и своём кармане. И реально это при другом менталитете — когда власть подотчётна, контролируема, когда с неё спрашивают, в том числе и за то, как она печётся относительно пополнения бюджета и всегда ли честна, принципиальна в этих стараниях, всегда ли отстаивает интересы казны, а значит, и наши с вами интересы. Но сегодня власть бесконтрольна. Не давят на неё ни городской общественный Совет, ни изначально глухонемая областная Общественная палата. Не слышно уполномоченного по защите прав предпринимателей, помалкивают предпринимательский профсоюз, всякие конторы типа той же "Деловой России". Ну а такая атмосфера — самое то для наглецов с их кривыми улыбочками и зловеще вежливым «…а то отдадите бесплатно».

 

Наше досье

Дмитрий Агапов – депутат областной Думы, герой наших публикаций «В ответе за крестника», «Зайцева убьют или Агапова посадят?», «Думские страсти» и других. В них речь шла как минимум о полукриминальных действиях этого бизнесмена, на которые, по мнению общественников, правоохранительные органы закрыли глаза, так как он имеет довольно серьёзные связи в столице и является приятелем «серого кардинала» брянского губернатора С. Антошина.

Читайте ещё