Сергей Курденко: «Опять отпуск у меня пролетает, опять лето пролетает. Опять надо заниматься выборами»...
Опубликовано: № 16–17 (748–749), 8 июля 2020 г.
В субботу, 27 июня, на областной конференции регионального отделения партии "Справедливая Россия" разрешились сразу две интриги — с лидерством в стане брянских справедливороссов и выдвижением от партии кандидата в губернаторы. Руководителем областной партийной организации стал старший сын известного брянского предпринимателя Н. Тимошкова Алексей, сменивший на этом посту С. Курденко. Последний неожиданно для многих был выдвинут кандидатом в губернаторы. Внешне все процедуры были вполне мирными, не оправдав ожиданий, связанных, прежде всего, со сменой первого лица регионального партийного филиала.
Напомним, что некоторое время назад, когда стало известно, что центральное партийное руководство справедливороссов сделало ставку на Тимошкова-младшего, Курденко в своих комментариях брянским журналистам дал понять, что вовсе не горит желанием распрощаться с насиженным местом. Но вот распрощался. Без всяких шума и пыли. Не получив при этом даже мандата делегата партконференции, не говоря уже о членстве в новом составе Совета регионального отделения. Но получив от однопартийцев статус претендента на губернаторское кресло. Скорее всего, и на сей раз во избежание лишних страстей был разыгран закулисный договорняк. Мы, возможно, узнаем, что ещё, помимо этого во многом странного выдвижения, стало его предметом. А зная, что за персонаж — этот Курденко, какую роль он сыграл на губернаторских выборах в 2015 году, как складывалась его политическая биография после тех прозванных потешными выборов, можно предположить, что ему опять предстоит сыграть роль своеобразных помочей для переизбрания на новый срок действующего губернатора.
Брянская "Справедливая Россия" при Курденко окончательно потеряла свою оппозиционную идентичность. Сам Курденко благодаря приятельским отношениям с А. Богомазом замечательно встроился во власть, возглавив комитет по законодательству облдумы. Последний факт, как доказательство полной утраты какой бы то ни было самостоятельности, — поведение этого господина во время недавнего заседания депутатской комиссии по этике, на котором было устроено "линчевание" депутата от КПРФ К. Павлова, назвавшего в одном из своих видеовыступлений, посвящённых судилищу над известным блогером А. Коломейцевым, "Единую Россию" партией жуликов и воров. Справедливоросс Курденко осуждал Павлова на том заседании с большим энтузиазмом, чем сами единороссы.
Сергей Николаевич любит общаться с прессой. Отсутствие моральных комплексов не мешает ему отвечать на вопросы и нашего издания, неоднократно срывавшего с него маски. Пошёл он на контакт и в этот раз. Только в самом начале позволил себе эмоции, заявив, что вы-де опять всё извратите. Но, видимо, будучи не в состоянии вспомнить, когда такое бывало, тут же гнев сменил на милость. И вот какой прелюбопытный разговор у нас получился "под" диктофон.
— Вас выдвинули кандидатом в губернаторы и одновременно конференция областной партийной организации "СР" избрала другого лидера. Вместо вас. Как вы оцениваете такую парадоксальную ситуацию?
— Ну, конференция прошла нормально, организованно. То, что меня… ну, я же сам отказался от должности руководителя региональным отделением. Почему я это сделал? Потому что я уже почти 8 лет руководил организацией. Глаза уже замылились. Например, некоторых товарищей, которые плохо работают и которых надо пожурить... я там старые заслуги. Новый руководитель придёт сейчас, всё поставит на места. У нас это уже пятый руководитель, после каждой смены у нас получалось что-то новое. Новые веяния, новый всплеск работы, хоть какое-то развитие. Когда ты долго сидишь на одном месте, тяжело. Раньше, когда я руководил организацией, я был человек свободный, у меня было очень много свободного времени. Сейчас у меня очень тяжёлый законодательный комитет, там постоянно надо быть на работе, много очень работы, надо вникать, работать с руководителями районов. Плюс к тому, я ещё депутат по одномандатному округу... Я должен ещё два дня в неделю находиться в округе, работать непосредственно с людьми. Но я остался в партии, я член Центрального Совета партии. Ну, я и буду помогать. Что ещё удивляет? Обычно, прекрасно знаешь, у нас когда меняется руководство — всегда скандал. Здесь мирно, спокойно, всё нормально, чё? Я буду помогать ему. Не вопрос. Я обещал в Москве помогать, как бы это... Я для того, чтобы было лучше. Я дверью не хлопаю, не делаю заявлений, не выхожу из партии, как обычно это все делали мои предыдущие. Ну, пришёл человек новый. Тем более у него... Ну как мне обычно в укор ставят: у меня хорошие отношения с губернатором. У меня они не могут быть плохие, потому что мы начинали вместе в партии одновременно. И как они могут быть плохие? Сейчас говорят, что у Тимошкова с губернатором плохие отношения. Ну вот вам пожалуйста, хотели вы руководителя оппозиционной партии, у которого нехорошие отношения с губернатором — пожалуйста, посмотрим, что это даст. Возможно, есть какие-то плюсы, какие-то есть минусы. Для кого плюс, для кого минус — жизнь покажет.
— Некоторые комментаторы говорят, что произошёл своеобразный размен: вы мирно оставляете пост руководителя регионального отделения, а взамен получаете статус кандидата в губернаторы...
— Ну что мне даёт этот статус кандидата в губернаторы, кроме головной боли? Опять отпуск у меня пролетает, опять лето пролетает. Опять надо заниматься выборами. Для меня это ничего... Мне бы... Я, когда мне предложили баллотироваться, для меня это была вообще-то неожиданность. Я считал, что либо вообще никого не будут выдвигать, либо выдвинут кого-нибудь другого. Ну, то, что выдвинут меня... Ну, партия посчитала, что...
— То есть это была не ваша инициатива?
— Нет. Никакого тут размена, договорённостей никаких не было. Я мог обидеться, сказать там что-то... Ну, во-первых, некоторые там говорят, что как бы я... Ну, можно сказать, сняли меня с должности. Ну, эта формулировка не подходит. Ещё в ноябре мои полномочия закончились, мои и Совета. И мы ждали полгода, кого? Я и сам просил: найдите кого-то. Впереди выборы в Государственную Думу. У меня нету денег, чтобы провести такого уровня выборы. Ну, поэтому ищут человека, у которого есть какие-то ресурсы материальные. Плюс молодёжь надо. Ну, мы ж всё-таки... ну, надо знать своё. Пусть молодёжь работает. Мы ж привыкли говорить, что у нас президент вечный, всех критикуем, а посмотреть наших руководителей. Они, тот же Зюганов, тот же Миронов, тот же Жириновский. Они — вечные, им можно. А вот руководителей региона, президента надо менять… Ну и меняемся. Посчитает партия нужным на любое направление — нет вопросов.
— Вопрос, над которым гадают некоторые оппозиционеры: Курденко на этих губернаторских выборах кем будет — опять спойлером или опять киллером?
— Ну, я не буду ни спойлером, ни киллером. Я буду выполнять ту задачу, которую передо мной поставила партия.
— Во время предыдущих избирательных кампаний вы снимали с выборов то коммунистов, то "Родину"...
— Ну вот, не дали мне снять коммунистов, и теперь получили головную боль в областной Думе, только и занимаемся с этими непонятными... Я "Родину" снял. Коммунистов снять было ещё легче, чем "Родину". Ну, партия мне запретила снимать коммунистов. За то, что я "Родину" снимал — я тоже получил за это.
— Миронов, насколько известно, был против.
— Давай я это не буду комментировать, без микрофона я тебе скажу, как это было на самом деле. Это большая политика… А по поводу этих выборов. Ну, мы, конечно, прекрасно знаем, как выборы, как Брянская область сейчас, в каком положении находится. С Богомазом конкурировать, тем более он руководитель "Единой России", очень тяжело. Очень тяжело. Но почему я ещё согласился? Потому что я не помню, чтобы кто-то два раза подряд баллотировался на выборах из оппозиции (Напомним: в 2000 и 2004 годах в выборах губернатора участвовал Н. Денин, представлявший на тот момент оппозиционную правившей областью "Патриотической Брянщине" "Единую Россию" — прим. ред.). Я иду опять. Я тогда шёл на выборах, я предлагал свою определённую программу, значит, была хорошая возможность общения с губернатором, показать своё видение каких-то проблем. Многие проблемы, вот он прислушался и решил. Так, как я ему предлагал, как Ивако предлагал, как он сам с нами советовался. Сейчас есть ещё такая возможность. Хотя у меня сейчас и так, как у председателя комитета, есть возможность зайти к губернатору и чё-то ему сказать. Но здесь как бы дискуссионная площадка дополнительная, большая есть возможность пообщаться и что-то сказать, а мне есть что ему предложить. Что-то кулуарно предложить, что-то публично, есть, что поменять. И второе. Я даю возможность людям, которые мне тогда не поверили, исправить своё, пожалуйста, отношение. Я ж вам предлагал, вы не хотели, вам не нравится губернатор действующий, ну вот он. Я ж вам предлагал, исправляйтесь, пожалуйста... И с этой точки зрения.
— Многие помнят знаменитое ваше высказывание, что вы были бы хуже губернатором, чем Богомаз. Вот в связи с этим и вызывает удивление: зачем идти на выборы, если вы были бы хуже?
— Я знал, что этот вопрос будет задан. Автор этого вопроса, автор моего ответа губернатору — Коломейцев. Он-то запустил, что я так сказал. На самом деле ты, как журналист, знаешь прекрасно, как выхватываются из контекста слова. Я говорил совершенно другое. Был определённый вопрос в отношении жёсткости к подчинённым. Я тогда сказал: вот если бы я был губернатором, я бы вот так не смог всё-таки. Вы вот можете резко спросить, всё-таки вы лучше, чем я, в данном, именно вот в данном вопросе жёсткости к своим подчинённым. А тут выхватили чё-то, повернули, написали, ну и... Написали, ну и написали, бог с ним. (О том, что Курденко лжёт, беспристрастно свидетельствует размещённый 29 марта 2017 г. на сайте правительства Брянской области пространный пресс-релиз об итогах его встречи с губернатором Богомазом. Цитируем дословно: «В начале беседы Сергей Курденко обратился к Александру Богомазу со словами признания заслуг региональной власти и лично Губернатора в развитии региона: «Партия "Справедливая Россия" очень пристально наблюдает за тем, что делает власть в нашем регионе. Могу вас заверить, что ваши действия и принимаемые решения для развития области — эффективны. Я ведь был вашим политическим оппонентом на выборах, и наблюдаю за происходящим с позиции: а как бы я поступил, какое решение я бы принял в той или иной ситуации. Я могу с уверенностью сказать, что я был бы хуже Губернатором, чем вы». Так что Коломейцев тут не при чём. — прим. ред.). Я и из руководителей партии почему ухожу, потому что нужна встряска партии, а я тоже жёстко с некоторых людей спросить не могу, потому что они с первого дня в партии. Заслуги там какие-то, в выборах хорошо участвовали, ну, немножко как-то замылился взгляд.
— Вы сказали, что в лице депутатов-коммунистов власть получила проблему...
— У власти с ними никакой проблемы нету. Потому что то, что они (речь идёт о депутатах-коммунистах Архицком и Павлове — прим. ред.) задают — это детский лепет. И как они это преподносят, что мы задаём неудобные вопросы для губернатора... Но, во-первых, эти вопросы, как они задают, то им надо за это ещё платить, за то, что они задают такие вопросы, потому что они настолько удобные и настолько дают возможности власти, наоборот, себя показать, отвечая на эти вопросы. Я имел в виду, что это не проблема для власти, а проблема для нас, депутатов. Вместо того, чтобы заниматься делом, мы занимаемся этой ерундой, начинаем комиссию по этике, начинаем им рассказывать, что надо, что ты имеешь право задавать вопросы, естественно, как депутат, но ты задавай нормально. Если б твой Зюганов пришёл к Путину и сказал: что ты тут мне лапшу вешаешь, товарищ Путин, то я не знаю, где бы был Зюганов. А они позволяют такое. Но всё-таки, как ты не относишься к руководителю региона или к любому должностному лицу, надо не так, как к личности, к нему относиться. Как к личности ты можешь один на один там — не вопрос. А когда публично — ты должен смотреть, какую человек занимает должность, уважительно относиться именно к должности. Если человек пришёл, он пришёл, если говорить о вопросах губернатора, он пришёл как представитель исполнительной власти к законодательной, как гость, ведите себя как с гостем, зачем такие вопросы? Ну вот это, мы часто об этом говорим. Мы не запрещаем задавать вопросы, нo задавайте корректно, правильно, не позорьте весь депутатский корпус.
— В интернете выложено видео заседания комиссии по этике, где вы прорабатывали депутата Павлова за высказывание «"Единая Россия" — партия жуликов и воров». Но откройте "Википедию", где сказано, что так называют эту партию многие. А чего возник вопрос и что означает ваша реплика о том, что если бы вы подали в суд, то Павлов проиграл бы?
— Эта формулировка, что "Единая Россия" — партия жуликов и воров, настолько уже затасканная, и там разное по ней. Мы его не за это осуждали. Вот они опять переворачивают. Мы его осуждали за то, что он в беседе "Вдребезги" исказил информацию. Лично я ему претензию в этом сказал. Он сказал, что мы протаскиваем нужных судей, то есть партия жуликов и воров, конкретно он сказал. Вот они протаскивают, поэтому они выносят решения, в частности там конкретного лица, которое он называл (Коломейцева — прим. ред.). Значит, я ему сказал, что этим самым ты вводишь в заблуждение людей. Я ему сказал, что не считаю, что ты это сделал специально, да, наверное, ты не знаешь, какая полностью там процедура. Я эту процедуру рассказал, он ничего не стал, он согласился. Я это понял по его кивкам, этим самым, его эмоциональному состоянию, что он действительно, на самом деле эту процедуру не знал. Он не является членом нашего комитета, потому он не знает, что на конкурсной основе всё делается, что это то самое, что сначала в СМИ делается объявление, что освободилась должность судьи там, на таком-то участке, мирового, он сдаёт экзамен квалификационный, коллегия судей их выбирает с нескольких претендентов. У нас был недавно случай, мы одного из родственников высокопоставленного чиновника не пропустили, он конкурс не прошёл… Поэтому если бы мы протаскивали всех, мы бы, естественно, протащили сына одного чиновника. Поэтому одно дело, когда ты знаешь и действительно кого-то там протаскивают, то это да, это критика этого. А когда ты сказал, когда ты сам ничего не знаешь, то люди, они и так не любят ни власть, ни судей, никого, а ты ещё им подкидываешь вот это вот.
— Но обращает на себя внимание, что на вышеупомянутом заседании комиссии по этике в защиту "Единой России" с наибольшим рвением напирали на Павлова не единороссы, а жириновец Антошин и справедливоросс Курденко. А ведь именно Жириновский породил эту формулировку о "Единой России" как партии жуликов и воров.
— Ещё раз: не за партию жуликов и воров мы на него напирали, а за то, что они протаскивают нужных судей. Ну не можем мы протащить.
— Но вы же вроде не относитесь к партии жуликов и воров, чего же вы тогда о себе говорите...
— Я сказал, что на месте этой партии я подал бы в суд и выиграл…
— Вы считаете, справедливая эта формулировка или нет?
— Можно я не буду комментировать… По поводу этой партии постоянно говорит наш нынешний лидер Сергей Михайлович Миронов, он чётко даёт характеристику. Я, как член партии, с ним согласен.
— А как он её характеризует?
— Повторять не буду (усмехается). Не надо меня провоцировать. Если бы я не был депутатом... Сейчас, сегодня, ну, мы как бы коллеги по работе. Тем более что я знаю: во всех партиях есть люди, которые имеют судимость. Наоборот, в партии "Единая Россия" судимых запрещено выдвигать, а все остальные выдвигают. Возьми нынешний состав депутатов Брянского горсовета. Судимые от кого там есть... От КПРФ. А от "Единой России" нету. От "Справедливой России" есть судимые депутаты в районах. Потому что не запрещено, и мы выдвигаем…
— Разворачивается кампания по выборам губернатора. С чего будете начинать вы? Какой ваш главный лозунг будет на сей раз? Наверное, уже думали об этом?
— Ну, я ещё... Вот остыну, подумаю, давать или мне вообще согласие на своё выдвижение. У меня своих депутатов (для прохождения муниципального фильтра — прим. ред.) только тридцать. Это мне сейчас (чтобы пройти фильтр — прим. ред.) надо идти на поклон к "любимой" партии Кости Павлова ("Единой России" — прим. ред.). Поэтому тут надо ещё хорошенько подумать.
— Ну а можно от вас ждать исков по снятию с выборов кандидатов от других партий?
— Наверное, у меня времени сейчас нет исками заниматься. Это навряд ли. Я не планирую. Партия скажет "надо" — да, если меня Миронов попросит это сделать — я сделаю. Если я буду против, то либо должен из партии уйти, либо нет. А так я не планирую.
— Но вас же Миронов просил не подавать иск против "Родины"...
— Но я же сказал, мы это не будем комментировать при включённом диктофоне. Поэтому я ещё подумаю, буду ли участвовать, я ещё не решил окончательно. С учётом, что ежедневно многое меняется. В том числе и в партии. Не знаю.
Беседовал Владимир ПАНИХИН
P.S. Сказанное г-ном Курденко комментировать легко. Потому что собеседник — как на ладони, сам всё про себя сказал. Сам унизился, разоблачился и лишний раз заставил ужаснуться созданной системе отношений в российской политике. Ничего правдивого, ничего святого. Самому Курденко, как видно, не накладно купаться в этой грязи. Единственное, что нарушает состояние его комфорта — пролетающее лето, отпуск, когда вместо отдыха надо заниматься выборами. То есть помогать своему приятелю сохранить за собой кресло. Чтобы ещё пять лет встречать его в облдуме как почётного гостя, не задавать ему неудобных, острых вопросов (как это, к слову, делается в странах, где демократия — не ширма, не имитация, а эффективный способ управления обществом), а выслушивать оскорбительные назидания и прокисшие отчёты. Кстати, об отчётах. В прошлом номере мы вслед за некоторыми местными СМИ проанонсировали такой прокисший отчёт губернатора за прошлый год на июньском заседании областного парламента. Но г-н Богомаз счёл слишком большой роскошью попотчевать им депутатиков, сыграв с брянскими парламентариями ещё один раунд игры в "кошки-мышки".
У многих прочитавших это поразительное интервью останется только один вопрос. Ну а что Курденко сказал при выключенном диктофоне? Это ведь ещё интересней сказанного "под" диктофон. А сказал он о том, что все его действия (речь — об удавшейся киллерской попытке снять с выборов брянскую "Родину") во время прошлогодней избирательной кампании были согласованы с лидером партии Мироновым. В противном случае, по словам собеседника, руководство партии вполне могло снять с тех выборов весь региональный партсписок справедливороссов и уж, по крайней мере, точно не согласовало бы участие Курденко в нынешних выборах губернатора.