«Картон»-2

К итогам ещё одних фальш-выборов фальш-губернатора

Опубликовано: № 24 (756), 18 сентября 2020 г.

А. Богомаз голосует на выборах 13 сентября 2020 г. (фото: «Брянский рабочий»)
А. Богомаз голосует на выборах 13 сентября 2020 г.
(фото: «Брянский рабочий»)

Завершившаяся голосованием 11—13 сентября губернаторская избирательная кампания никаких сенсаций ожидаемо не принесла. И не могла принести. Не для того организовывали онлайн-встречу губернатора А. Богомаза с президентом России, разрешившим главе региона баллотироваться на второй срок, не для того придумывали трёхдневное голосование, максимально затруднившее организацию качественного наблюдения за ходом волеизъявления избирателей и, напротив, упростившее фальсификацию его результатов. Но самое главное, пожалуй, даже не это, а отсутствие на этих выборах реальной конкуренции. Трое из пяти кандидатов — выдвиженец "Справедливой России" С. Курденко с представлявшими "Гражданскую платформу" и Казачью партию Д. Корниловым и С. Чернышовым — выполняли роль подтанцовки для кандидата-единоросса Богомаза, а первый секретарь обкома КПРФ А. Архицкий эффективно противостоять административному ресурсу, денно и нощно работавшему на главного кандидата, в одиночку не смог. Интрига была убита ровно в тот день, когда за политкулисами было решено, что активно готовившийся к схватке за губернаторский пост депутат Госдумы от ЛДПР Б. Пайкин участвовать в ней не будет.

Агитационный период прошёл тихо, политическим старожилам, помнящим шумные и скандальные избирательные кампании 1996, 2000, 2004 и 2012 годов, могло показаться, что никаких выборов на Брянщине нет. Конечно, свою роль в этом сыграла и эпидемиологическая ситуация: несмотря на то, что большая часть коронавирусных ограничений к настоящему времени снята, у нас до сих пор нельзя проводить митинги и пикеты, полноценные встречи с избирателями. В этих условиях на первый план вышла наглядная и раздаточная агитация. Богомаз и кандидаты из его эскорта обосновались на рекламных щитах вдоль дорог, Архицкий сделал упор на выпуск печатных материалов и агитацию в интернете. Те, кто ещё смотрит областное телевидение, могли периодически наблюдать за так называемыми дебатами, выражавшимися в ответах четырёх кандидатов (Богомаз в телестудии так и не появился, ещё более усиливая ощущение показушности мероприятия) на порой совсем не актуальные вопросы. Ну и, конечно, окончательно дискредитировало процедуру избрания главы региона трёхдневное голосование.

Несмотря на всю карикатурность происходившего, обитатели властных кабинетов были слегка напряжены — в отличие от выборов 2015 года, проходивших для главного кандидата в зоне абсолютного комфорта, на этот раз им не давал покоя кандидат Архицкий, который, как мог, критиковал Богомаза и его "достижения" в своих предвыборных бюллетенях.

Избирательную кампанию пятилетней давности мы назвали фальш-выборами фальш-губернатора. В народе её сразу же прозвали "картонной". Точно такое же определение можно дать и тому, что происходило на этот раз. За первые два дня, как следует из официальных данных на сайте облизбиркома, проголосовало более 300 тысяч брянцев. Наблюдателей в эти дни, как сообщали наши читатели, толком нигде не было, а членов комиссий от КПРФ, ссылаясь на некие "графики дежурств", настойчиво отправляли "погулять". Но самое главное — не замечалось и не отмечалось в местах голосования наплыва избирателей. Так что большой вопрос, сколько из этих 300 тысяч реально проголосовало.

Начиная с пятницы, стали появляться публикации о нарушениях. Самое серьёзное из них — отсутствие в информационных плакатах на участках сведений о доходах и имуществе кандидатов. И вряд ли это было сделано по какому-то досадному недоразумению. Скорее всего, для того, чтобы скрыть более чем миллиардный годовой доход и приросшее имущество бизнес-семейства г-на Богомаза. Представители КПРФ, выявившие это, обратились с жалобой в ЦИК. Облизбирком попытался свалить всё с больной головы на здоровую, обвинив коммунистов в провокации. "Министерство" АнненковойФурсы ссылалось при этом на то, что доходы кандидатов отражены в брошюрах, которые-де прикреплены к плакатам и с которыми может ознакомиться каждый интересующийся избиратель, но перед тем, как сообщать о выявленном нарушении, активисты компартии объехали ряд участков и сделали целую подборку фотографий, на которых плакаты есть, а брошюр — нет. И потом, возмущались они, как эти брошюры согласуются с санитарно-эпидемиологическими требованиями коронавирусного времени?

Ещё один скандал, попавший в новостные ленты федеральных СМИ, связан с нападением на депутата областной Думы К. Павлова руководителя общественной приёмной губернатора в Володарском районе Брянска А. Ермакова. К Павлову, фиксировавшему с помощью видеокамеры мобильного телефона незаконные действия руководства одной из участковых избирательных комиссий, подошёл член володарского ТИКа Ермаков и, ударив депутата по руке, выбил из неё телефон и попытался его растоптать. Всё это проходило в присутствии председателя ТИКа С. Кравченко, который никак на действия своего подчинённого не отреагировал. Примечательно, что и Ермаков, и Кравченко являются педагогами: первый возглавляет школу коррекции и развития, второй — Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники.

А в воскресенье несколько конфликтных ситуаций возникли уже в Советском районе, где группа молодых людей спортивного вида сначала угрожала расправой и применила физическую силу к наблюдателю от кандидата Архицкого на избирательном участке, расположенном в здании 59-й школы, а затем, уже рядом с участком в 45-й школе, заблокировала автомобиль обкома КПРФ, перевозивший мобильную группу наблюдателей и представителя партии в ТИКе. После того, как прикреплённый к этому участку наблюдатель стал осуществлять видеозапись происходящего, на него набросился один из "спортсменов" и силой отобрал мобильный телефон. К тому времени, как на место событий прибыли кандидат в губернаторы Архицкий и депутат Павлов, у машины уже были спущены колёса. К слову, все эти действия происходили при полном попустительстве со стороны сотрудников полиции и Росгвардии.

О более мелких нарушениях говорить смысла нет, приведём лишь цифру — Брянская область по количеству нарушений, выявленных представителями компартии, заняла второе место в стране после Краснодарского края.

Согласно официальным данным, на выборах губернатора победил Богомаз с результатом 71,7%. Это меньше, чем пять лет назад, когда ему "нарисовали" 79,96%. А если в абсолютных цифрах, то голосов в копилке действующего губернатора на 113 тысяч, или почти на четверть, меньше. Много это или мало — судите сами.

Но есть и другие цифры. О них дают представление два протокола с избирательного участка № 11, расположенного в Бежице. Копию одного из них, с печатью и подписями членов комиссии, нам прислали читатели. За кандидата Богомаза, как указано в нём, проголосовало 86 человек, за кандидата Архицкого — 583. А вот данные по этому же участку с сайта облизбиркома: за Архицкого — 86, за Богомаза — 583. Доводилось нам слышать, что и в Володарском районе, где члены ТИКа любят распускать руки, количество голосов за Архицкого в три раза превышало результат Богомаза, но в итоге сделали так, как надо. И ещё один момент. Там, где наблюдение в день голосования было организовано более профессионально, количество голосов за кандидата-единоросса порой в разы ниже, а за его соперника от КПРФ — выше, чем на соседних участках, где наблюдали либо спустя рукава, либо совсем не наблюдали. Словом, как был г-н Богомаз "картонным" губернатором, так им и останется…

Сразу после выборов начались кадровые перемены. Во вторник лидер ЛДПР объявил о предстоящей рокировке: депутат Госдумы В. Деньгин становится сенатором от брянского губернатора, а уходящий в отставку сенатор С. Калашников переходит на его место в Госдуму. В тот же день стало известно про ещё одну отставку — заявление о сложении полномочий председателя облдумы написал В. Попков. Полномочия спикера, как сообщили брянские СМИ, будет исполнять его заместитель, бывший клинцовский градоначальник В. Беляй, но за кулисами развернулась нешуточная борьба за освободившееся кресло. Кроме Беляя на него претендуют, по нашим сведениям, В. Суббот, который ради этого согласен отказаться от полномочий депутата Госдумы, и… "серый кардинал" Богомаза С. Антошин. Последнего, как сообщили наши источники в губернаторском окружении, г-н Богомаз возил в среду на смотрины в Москву, но главным препятствием для такого назначения является полученная им в 2002 году судимость за разглашение государственной тайны.

О том, кого же всё-таки назначат новым председателем облдумы, возможно, станет известно в пятницу, когда состоится внеочередная сессия законодательного органа. Ну а мы прокомментируем это кадровое событие.

Николай ПЕТРОВ

Читайте ещё