Под «аккомпанемент» скандалов

прошёл, как и ожидалось, праймериз, на котором единороссы искали ответ на вопрос, кто будет представлять доведшую страну до глубокого экономического кризиса партию власти на сентябрьских выборах в Государственную Думу

Опубликовано: № 19 (595), 28 мая 2016 г.
Тема: Выборы-2016

Владимир Жутенков и Николай Валуев
Владимир Жутенков и Николай Валуев

Ничего неожиданного в минувшее воскресенье не произошло. В принципе, хорошая задумка определить наиболее достойных кандидатов — соискателей госдумских мандатов была в очередной раз дискредитирована. Сколько правильных слов было сказано накануне праймериз руководителями партии "Единая Россия", сколько прекрасных заверений прозвучало! Однако за последние полтора десятка лет в российской и брянской избирательных практиках так прочно утвердился дух манипуляций, фальсификаций и прочих безобразий, так все усвоили формулу «не важно, как проголосуют, важно, как подчитают», известную ещё со времён Наполеона III, что одних самых расчудесных деклараций недостаточно.

На Брянщине что ни праймериз — то сплошные скандалы. Свирепствовали они и в минувшее воскресенье. И если прежде о них в основном становилось известно благодаря таким неугомонным общественникам, как А. Зайцев, А. Бобров, то на сей раз к их возмущению присоединяются и голоса самих участников предварительного голосования. Ещё на стадии дебатов наша редакция получала сигналы из районов о том, что "дирижёры" процедуры настойчиво просят сделать результат отдельным её участникам. Более всего наших собеседников возмущало даже не это. К подобным "штучкам" прибегали и при Денине, но тогда, как говорили они, хотя бы просили за узнаваемых или мало-мальски популярных персонажей. А нынче лоббируют абсолютно безвестных. Кто бы, например, знал о директрисе брянской школы № 43 по фамилии Миронова, если бы за спиной этой мадам не стоял добившийся её назначения на должность приятель губернатора С. Антошин, чьей креатурой она являлась и за что в своих выступлениях на праймериз ответно отпускала своему покровителю комплименты. И напротив, для отдельных участников праймериз был введён запрет на публикацию материалов в районных газетах. Даже за деньги. Среди оказавшихся под запретом участников праймериз — депутаты облдумы В. Гринкевич, И. Медведь. Прежде мы сообщали о том, что в этот "чёрный" список попал даже действующий депутат Госдумы В. Малашенко, также участвовавший в партийном предварительном голосовании.

Итак, организатор проекта "Наблюдатель" Андрей Зайцев, которого "заинтересованные лица" постарались вывалять в грязи (для этого они использовали не сайт "Брянские новости", слишком засвеченный облизыванием власти, а с виду независимый "Город Брянск.ру"), сейчас систематизирует собранный 22 мая материал о нарушениях, и скоро, надо думать, его обнародует. Иван Медведь уже обнародовал видео о "мёртвых душах" на праймериз в Суражском районе. Возмущаются нарушениями и другие кандидаты в кандидаты. И у них есть весьма веские поводы для возмущения.

Начнём с явки. Она, согласно официальным данным, составила 10 процентов, что дало повод секретарю регионального отделения Ю. Гапеенко для большого удовлетворения, не меньшего, чем при 20 процентах, которые вывели в итоговых документах на прошлогоднем губернаторском праймериз. Но и эту вдвое более низкую цифру в социальных сетях подвергли беспощадному осмеянию с одновременным приведением примеров, как традиционно мобилизовывались бюджетники. И всё-таки не явка вызвала самый большой сарказм, а вот какой момент. Один из интернет-активистов заметил: ничего себе, всего 10 процентов проголосовавших и пять дней на подведение окончательных итогов, кто поверит, что эти итоги не станут плодом серии закулисных сделок? Не в бровь, а в глаз, что называется.

Итоги объявили, однако не через пять, а через три дня, в среду, и они только ещё раз подтвердили, что стали лишь в ничтожной степени следствием волеизъявления избирателей. Всё решалось, как мы об этом написали в прошлом номере, в ходе тех самых закулисных сделок. В том, что и в 78-м одномандатном округе, и по региональному списку победил Н. Валуев, нет ничего удивительного, как не удивляет и его триумфальный результат — 68,6% и 65% соответственно. Уже говорилось, что у Валуева был главный "болельщик" — губернатор. Питерцу, дражайшая супруга которого имеет недвижимость в солнечной Испании, на Брянщине повсюду зажигается зелёный свет. Бывшего боксёра у нас, оказывается, так же сильно любят, как в Кемеровской области, откуда он избирался в 2011 году, презирают. В этом крае уже узнали, что такое — Валуев-депутат; самые ходовые характеристики ему здесь — бездельник, болтун. И насколько непримирим к перспективе повторного его избрания от этого края кемеровский губернатор Тулеев, настолько люба сия перспектива нашему Богомазу. Но Тулеев и Богомаз — управленцы из совершенно разных весовых категорий. Тулеев — политический тяжеловес, к которому прислушиваются в Москве. Богомаз — это наилегчайший вес, а после предательства чернобыльцев, когда он не в пример другим губернаторам без всякого боя согласился на сокращение чернобыльских льгот, его и вовсе всё чаще называют "шестёркой". Кому-то покажется весьма странным, что и близко не оказалось рядом с Валуевым нашего В. Минакова, притом что как раз последний выигрывал в электронном голосовании накануне праймериз, но это опять же странность только для тех, кто наивно полагает, что всё в нынешних условиях у нас определяет честное проведение подобных мероприятий. О том, как и почему один из фаворитов предвыборов оказался не "в призах", с возмущением рассказывал сам фаворит. В день голосования ему позвонили друзья и сообщили, что в бюллетенях для голосования его фамилии нет. Он приехал в 26-ю школу, что в его родном Володарском районе, и убедился: так оно и есть. Комиссия вместо двух разных бюллетеней — по отбору кандидата на округ и в партийные списки — выдавала голосующим два одинаковых, и люди в основном шли к урнам с ними. Только после вмешательства комиссия "поправилась". Но сделала это весьма неохотно. При этом Минакова чуть ли не выставляли из здания, пытался "подвинуть" его и прибывший сюда коллега из областной Думы А. Бугаёв.

Многие ожидали, что вслед за Валуевым на втором месте окажется если не наш непобедимый борец, то руководитель регионального отделения организации "Опора России", известный предприниматель Виктор Гринкевич. Увы, но и его не оказалось в тройках. К Гринкевичу мы возвратимся чуть позже, а пока — о победителе в 77-м избирательном округе, руководителе агрохолдинга "Охотно" В. Жутенкове. Его триумф тоже предопределён благосклонностью Богомаза. На финишной прямой эту благосклонность тот не постеснялся продемонстрировать в подручной ему прессе. Его не остерегло ни то, что предприятие Жутенкова оказалось в центре весьма сомнительной земельной комбинации, ни то, что слишком широкую огласку получило в своё время ДТП на трассе Брянск-Новозыбков с его участием, в результате чего пострадала беременная женщина, у которой произошёл выкидыш, ни информация о весьма, скажем так, прохладном отношении к этому господину местных силовых структур... Ну а человеческими качествами, которыми он не блещет, в современной российской политике интересоваться не привыкли.

Наиболее же цинично звучат слова из единороссовского пресс-релиза об итогах предварительного голосования, когда обращаешься к фигуре Виктора Гринкевича, оказавшегося на непроходном пятом месте в 77-м округе и на ещё более непроходном седьмом месте в голосовании по кандидатам в региональный список. Вслушайтесь только в такие напевы: «Важно, что внутрипартийное голосование в Брянской области носило по-настоящему конкурентный характер. Большинство претендентов серьёзно подошли к подготовке, ездили по районам, встречались с избирателями, участвовали в дискуссиях с оппонентами, высказывали свою позицию в СМИ, печатали информационные материалы». Сказанное следует отнести прежде всего к Гринкевичу. Всё, что он успел сделать в так называемый предвыборный период, не уместить в означенный перечень. Сделано было намного больше. По сути, лишь Гринкевич провёл полновесную и полноценную избирательную кампанию, заявив о себе как о достаточно зрелом политике, которому по плечу замахнуться на федеральный уровень. Кроме участия в дебатах и выпуска листовок он размещал агитационные баннеры, потратился на аудио- и видеорекламу, провёл ряд встреч с различными аудиториями и даже заручился поддержкой представителей наиболее влиятельных национальных диаспор. Всё это, в свою очередь, сделало его абсолютным лидером по упоминаемости в брянских интернет-изданиях — 160 упоминаний. Для сравнения: у Минакова — 125, Валуева — 111, Жутенкова — 67. При таком раскладе при всех своих минусах (а к ним наблюдатели относят, в первую очередь, сферу деятельности Гринкевича, которому принадлежит брянский пивзавод, а некоторые, копая глубже, припоминают ему также участие в приватизации ныне уничтоженного мукомольного предприятия "Мелькрукк") кандидату просто невероятно "пролететь" мимо тройки призёров. Но именно это с Гринкевичем и произошло. Вся его активность и начинания не дали результата. Что, это избиратели у нас такие глухие, слепые и неблагодарные или?.. В этом "или" — и разгадка. Всех его дел и начинаний не пожелала заметить региональная власть, в чьи нынешние политические расклады Гринкевич попросту не вписывается. Поэтому одним ловким движением его и "отцепили". Делали это, как и с Минаковым, "технологично". В одном из районов, к примеру, его наблюдателям всучили протоколы без печатей, а когда те попросили оформить их как надо, члены счётной комиссии пообещали всё сделать, а сами скрылись через запасной выход, заставив наблюдателей ожидать до двух часов ночи. Опустили Гринкевича в "трюм" списка и в Жуковском районе, для жителей которого было сделано многое ещё со времён его работы в качестве депутата местного райсовета.

Ну и, наконец, "серебряный" призёр в 77-м округе Малашенко, имени которого власть устроила так называемую мягкую блокаду. Его усилия, конечно, не сравнить с тем, что вложил Гринкевич. Что же ему помогло взять "серебро"? Статус действующего депутата? Но одного этого избирателям очень мало, а другим Виктор Александрович, прямо скажем, в межвыборный период не блистал, большую часть времени проведя в Минске, в должности руководителя представительства Россотрудничества в Белоруссии. Кстати, сам призёр своим результатом нисколько не обольщается. Он, зная об истинном отношении к нему тех, от кого может зависеть его дальнейшая политическая судьба, полагает, что вторым местом просто решено "усыпить его бдительность". В итоговом варианте и он может оказаться "отцепленным". Малашенко, доводилось слышать, в команде Богомаза побаиваются. Знают, что несмотря на внешнюю лояльность, он умеет показывать коготки. Тем более в положении, когда, в общем, терять уже нечего. Если у него "сорвёт резьбу", то можно много узнать интересного о том, как это делается — праймериз по-брянски.

Ну и теперь — ещё о двух чудных открытиях потешных предвыборов. В 78-м округе и региональном списке на третьих местах оказался человек с малознакомой для областного электората фамилией Суббот. Показательно его третье место в голосовании за кандидатов в список вслед за Валуевым и Жутенковым. Этим самым как бы дано понять, если Валуев и Жутенков гарантированно побеждают в своих округах, то по списку в Госдуму должен пройти Суббот. Кто такой этот Суббот и как он оказался в проходных? Ответ на этот вопрос тоже не таит никаких интриг. В недавнем прошлом это глава Меленского сельского поселения — бизнес-вотчины семейства Богомаза. Только благодаря административному ресурсу эта во всех отношениях серая личность стала в сентябре 2014 года не только депутатом областной Думы, но и возглавила в ней сельскохозяйственный комитет. Теперь вот ему мостится дорога в главный законодательный орган страны. Ну а про г-жу Миронову сказано было выше. Её "нечаянное" "серебро" в 78-м округе наблюдатели целиком приписывают покровительству г-на Антошина. Трудно поверить, что никому не известная директриса обставила даже такого матёрого в избирательных ристалищах бойца, как И. Медведь, который, прекрасно понимая, во что превратился праймериз по-брянски, не стал тратить средства на агиткампанию, cделав ставку на свою немалую узнаваемость и наблюдение за итогами голосования. Так что высокое мироновское место ещё и ещё раз указывает на то, что 22 мая воля избирателей была подменена корыстным интересом кучки известных лиц.

И всё же не будем забывать, что это лишь начальный этап политической игры. И лишь в одной партийной "песочнице", хотя и самой крупной. Всё или многое может ещё поменяться, несмотря на заверения федерального руководства партии в том, что в кандидатские списки от "Единой России" попадут те, кто отличился во время предварительных выборов. Если с брянскими везунчиками всё так и окажется, то получим лишь ещё одно подтверждение: эта партия неисправима, и её уход с российской политической арены — вопрос лишь времени. Если при утверждении списков среди везунчиков произведут прореживание с последующей корректировкой, то, как говорят, шансы ещё остаются.

Николай БАБУШКИН

Читайте ещё