Константин Павлов: «Пусть губернатор вылезет, наконец, из кустов»

Опубликовано: № 14 (710), 12 июня 2019 г.

Константин Павлов на митинге в Фокино
Константин Павлов на митинге в Фокино

Те, кто следят за протестным движением в России, знают о последних событиях в Екатеринбурге, где возмущённые горожане объединились в решимости не отдать под застройку очередного храма сквер. Знают они и о неутихающих протестах жителей Архангельской области, говорящих гневное "нет" своим чиновникам, вздумавшим зажечь зелёный свет для вывоза к ним московских отходов. А не так давно на протестной карте России появился небольшой городок Фокино, жители которого объединились, чтобы воспрепятствовать планам брянского областного правительства сжигать мусор в печах "Мальцовского портландцемента", больше известного как местный цементный завод. Эти планы вскоре после того, как в начале текущего года стартовала мусорная реформа, озвучил на заседании областной Думы губернатор А. Богомаз. Ещё раз воспроизводим фрагмент того удивительного выступления: «У нас сегодня есть уникальная возможность не строить завод, который стоит миллиарды рублей. По утилизации. У нас сегодня есть завод, есть там патриоты Брянской области, которые понимают, что могут вложить туда 200—300 миллионов рублей, и вот эти вот 40%, которые будут отобраны, минеральный так называемый мусор, то есть там, где железо убрано, где убран пластик, где убраны тяжёлые металлы, их можно сжигать на нашем "Портландцементе". Без ущерба для экологии. В течение месяца представить, Мокренко и "Чистая планета", те полигоны, где будут установлены через месяц, установлены, или через два… и в течение месяца на каждом полигоне должен работать мусороперерабатывающий завод, сортировочный. И как только он заработает, сортировочный этот завод, и как только 40, 400 тонн в день будет отобранного сырья на утилизацию, наш "Портландцемент" готов поставить более 200 миллионов рублей на каждую печь и утилизировать. Вот план дальнейших действий».

Вместо того, чтобы требовать от регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами "Чистая планета" полной прозрачности (её отсутствие как раз и не позволяет ответить на многие жгучие вопросы, известно всем лишь одно — в разы взлетевшие тарифы на утилизацию мусора), чиновники областного правительства при ставшей уже привычной подконтрольности областного парламента — облдумы придумали ежедневно сжигать в Фокино по 400 тонн ТКО. Это ноу-хау г-н Богомаз озвучил весьма напористо, заранее объявив протест против этой практики проплаченным. Что ещё больше завело фокинцев, прочитавших в нашей газете тревожный комментарий известного специалиста в области экологической безопасности Л. Комогорцевой. Они решили не молчать, а действовать. В своих действиях оказались не одиноки. Сегодня мы предоставляем слово человеку, который помогал фокинским протестантам ввести их возмущение в законные цивилизованные рамки. Это 36-летний первый секретарь обкома комсомола Константин Павлов.

1. СЖИГАНИЕ МУСОРА: РАНО БИТЬ В ЛИТАВРЫ

— Константин, известно, что твоя помощь в организации протеста фокинцев была не первым опытом на этом нелёгком, неблагодарном и даже рискованном направлении. Ты и прежде не боялся выражать несогласие с действиями властей. К примеру, вместе с товарищами по КПРФ и по "Комсомольскому прожектору" выступал против гонений на независимые СМИ, вырубки Пролетарского сквера, помогал пенсионерам-дачникам вернуть льготный автобус Брянск-Сельцо, защищал от принудительного переселения на окраину города ветерана Великой Отечественной войны, от банкротства — оборонное предприятие "85-й ремонтный завод", от "оптимизации" — сельские школы, от захвата — сельхозпредприятия… А что побудило тебя заняться "мусором"?

— Хорошо, что были помянуты независимые СМИ. Работая с "мусорной" тематикой, я ещё раз убедился, как нужны нам СМИ, которые не скрывают общественно значимую информацию. Фокинцам достаточно было посмотреть по телевидению выступление Богомаза на областной Думе, а затем прочитать опубликованное вашей газетой дословное его воспроизведение, чтобы все они поняли: дело приобретает серьёзный, опасный для них оборот. А начиналось всё с приезда в Брянск первого секретаря Фокинского горкома компартии Николая Сергеевича Волохо. Он спрашивал, нельзя ли подключиться нашему "Комсомольскому прожектору"? Мы с товарищами изучили аудио- и видеозаписи встреч горожан с руководством Фокино и "Портландцемента", затем пообщались с фокинцами. По реакции людей стало понятно: они не отступят. Их протестную энергию подпитывало то, что никто не реагировал на тревогу. Тогда и решили: надо выходить на улицу, это был последний аргумент. Решили после того, как от властей не последовало никакой реакции на то, что говорилось во время встречи в городском ДК, куда пришло около 500 возмущённых жителей. Вместе с фокинскими активистами мы подготовили и подали несколько заявок на проведение митинга, указав в них несколько возможных дней. Согласование первой же заявки прошло без проблем, и потому другие были нами аннулированы. Но позже провластные СМИ написали, что коммунисты отказываются от митингов. Народ, однако, отлично понимал, что всё совсем не так.

За несколько дней до запланированной акции, опасаясь массового протеста (видимо, такого, как в Архангельской области и Республике Коми), брянские чиновники вынуждены были пойти на попятную. Раструбили через прогубернаторские СМИ, что мусор в Фокино сжигаться не будет, что планировалось лишь использовать произведённое из отходов RDF-топливо, но для его производства нужно строить специализированный завод, а это дело не одного года. И вообще, что без согласия общественности такие решения они принимать не будут.

При этом организаторов митинга и, в частности, нас, коммунистов, обвиняли в сознательном нагнетании протестных настроений и провокации. Якобы мероприятие лишено смысла (против сжигания мусора, как следовало из публикаций выступает и… губернатор), а потому и проводить его не нужно.

Но ничто не могло остановить общественность, даже то, что во время подготовки митинга на местных активистов начали оказывать давление. Кроме того, в день и даже во время назначенной акции депутат облдумы, единоросс Михаил Михайлович Иванов, тот самый Мих. Мих., тот самый "фармкороль", как вы его называете, затеял посадку деревьев в сквере Победы, куда решили согнать бюджетников, хотя поначалу он пытался было встать на нашу сторону, во всяком случае, публично заявлял, что надо учитывать мнение людей. Одновременно на дверях подъездов расклеили объявления, что как раз в день протестной акции будет проводиться диагностика газового оборудования, и жителям надо находиться дома. За день до митинга по телеканалу "Брянская губерния", целиком подконтрольному областному правительству, прокрутили интервью замгубернатора Коробко, в котором он заявил, что мусор в Фокино сжигать не будут.

Словом, всё делалось для того, чтобы если не предотвратить акцию, то хотя бы минимизировать количество её участников. Когда это не удалось, постарались нивелировать её последствия с помощью тех же СМИ — ещё за 21 (!) минуту до начала митинга они запустили "утку", что на него собралось не более 70 человек, разместив одну и ту же фотографию. Хотя на самом деле собралось людей гораздо больше. Как и ожидалось, был и провокатор, пытавшийся заговорить митингующих, подвести к тому, что ничего страшного в сжигании мусора нет. Но его быстро поставили на место. Никто из представителей власти к людям не вышел, хотя им, включая губернатора, были разосланы приглашения. Единогласно приняли резолюцию, в которой потребовали от власти и лично Богомаза не утилизировать мусор в печах цементного завода (даже в виде топлива RDF), проверить деятельность "Мальцовского портландцемента" и снизить мусорный тариф. Вскоре от замгубернатора Жигунова и департамента природных ресурсов пришли ответы: в правительстве области принято решение отказаться рассматривать инвестиционный проект по производству RDF-топлива. Ранее об этом заявил гендиректор цементного завода. Мы расцениваем такую реакцию как нашу общую маленькую победу…

— …которая может и даже уже грозит обернуться поражением. Я читаю заметку из номера за 9 мая газеты "Брянские факты", издающейся депутатом областной Думы господином Прониным: «Создана рабочая группа по реализации инвестиционного проекта двумя акционерными обществами — "Чистая планета" и "Мальцовский портландцемент". Он касается производства из твёрдых коммунальных отходов альтернативного топлива для использования его в печах цементного завода. В состав рабочей группы от Брянской областной Думы вошли председатель комитета по проблемам последствий чернобыльской катастрофы и экологии Сергей Чесалин и депутаты Александр Гавричков, Виктор Гринкевич, Михаил Ивако и Александр Костин. Названная рабочая группа уже приступила к проработке различных вариантов. Наша газета проинформирует читателей о результатах деятельности специалистов». Так что рановато бить в литавры. Задача всем, кто слал отписки, была, полагаю, успокоить людей накануне выборов. Неспроста же даже в тех же отписках говорится лишь о приостановлении реализации проекта.

— Я не удивлюсь, если всё это со временем окажется лишь убаюкиванием. Про создание некой межведомственной рабочей группы мы знали ещё до проведения митинга из ответа другого богомазовского зама — Мокренко. Более того, на днях в соцсетях один за другим были размещены два противоречащих друг другу ответа от гендиректора "Чистой планеты" Чашникова. В одном, от 29 мая, говорится, что по поручению губернатора создана рабочая группа по скандальному инвестпроекту и предложения по его реализации уже рассматриваются. Это сразу же вызвало бурю негодований среди жителей. Видимо, поэтому на следующий же день Чашников уже в другом ответе сообщил, что RDF-топливо будет использоваться за пределами Брянской области. Но где и когда использоваться? И где этому будут рады?

Хочу обратить внимание ещё на один факт. Богомаз говорил про какой-то проплаченный протест. Кем, хочется спросить, он проплачен? И кто руководит в данном случае запуском в информационное пространство всевозможных "уток"? Пока людям отвечают лишь заместители губернатора Жигунов, Мокренко, Коробко, а где реакция самого Богомаза, который сначала своим выступлением заварил всю эту кашу, а потом, как говорится, спрятался в кусты? Вот пусть губернатор вылезет, наконец, из этих кустов и заявит, что мусор сжигаться не будет. Или, наоборот, будет. Фокинцы бдительно следят за ситуацией и намерены действовать в соответствии с тем, как она будет развиваться.

Е. Дорофеев, Н. Кочегарова и К. Павлов

Е. Дорофеев, Н. Кочегарова и К. Павлов

2. ПРИГОВОРЁННЫЕ СУДКИ: И ТОГДА «ПОТЕРЯЛИСЬ» КАРТЫ…

— Насколько известно, ты, Константин, пытаешься вытащить губернатора ещё из одних кустов, тех, что произрастают в брянских Судках…

— Эта история более давняя. Здесь первую скрипку играет Надежда Леонидовна Кочегарова, профессор экологии, член нашей партии. Она уже одиннадцать лет защищает от застройщиков "лёгкие" Брянска — так называют памятники природы регионального значения "Верхний и Нижний Судки", расположенные в Советском районе областного центра. Ещё в 2012 году она через Верховный суд добилась вынесения решения о сносе шестиэтажной домины в Судках, но с тех пор снос всячески волынится и собственником здания, и приставами. На этот раз мы с Надеждой Леонидовной обратились в областной суд с иском к губернатору и региональному правительству. В этом деле нам помогает сельцовский юрист, также член КПРФ Евгений Дорофеев. Дело вот в чём. В конце денинского — начале богомазовского правления Надежда Леонидовна уже оспаривала в судебном порядке постановление областного правительства, сократившего площадь Судков. Будучи врио губернатора, Богомаз через своего представителя пытался в Верховном суде отстоять денинское постановление. Тогда закон восторжествовал. Но в конце 2018 года Богомаз след-в след повторил в постановлении правительства и своём указе действия предшественника. В итоге границы Судков сокращаются почти вдвое (!) — со 198 до 115 гектаров. По сути, сделана попытка в обход действующего постановления облдумы от 1994 года (в редакции 2001 года) отдать почти 85 гектаров памятника природы регионального значения застройщикам, заинтересованным в получении прибыли любой ценой.

— А кто конкретно из застройщиков покушается на "лёгкие" города?

— Это известные не только в строительстве, но и в брянской политике персонажи — Алёхин, Драников, Рассыльщиков… Понятно, у них есть рычаги влияния на областную власть, на Богомаза…

— И деньги есть.

— Совсем не исключаю и этот рычаг. Иначе почему вместо того, чтобы наказать застройщиков, у них идут на поводу? И с чего представителям губернатора, областного правительства, областной Думы, департамента природных ресурсов и экологии во время рассмотрения иска пускаться во все тяжкие? Не буду до окончания судебного разбирательства вдаваться в подробности, скажу лишь одно — в Брянске назревает большой скандал. Как оказалось, и в департаменте, и в облдуме чудесным образом пропали два из трёх экземпляров карты с границами Судков. Под вопросом даже судьба оригинала карты, сделанной проектно-изыскательским институтом "Брянскгипроводхоз" — в конце 2017 года этот оригинал был передан всё туда же, в департамент природных ресурсов. "Пропавшая" карта в пух и прах разбивает доводы Богомаза и возглавляемого им правительства, которые в своих правовых актах говорят, что якобы впервые устанавливаются границы памятника природы и его охранной зоны. Хотя все границы чётко были установлены ещё в 2001 году. И суд ещё восемь лет назад обязывал поставить Судки на кадастровый учёт. Но вместо этого теперь приняты новые границы памятника природы, и именно их уже по-быстрому внесли в кадастр. Впечатление такое, что целенаправленно создавались условия для покушения на бесценные рекреационные территории, проще говоря, для уничтожения этих самых "лёгких", дающих городу и его жителям очищенный воздух. Это ещё одно опровержение богомазовских сказок 2014 года про его решимость навести в области и областном центре порядок.

— По вашему иску заинтересованным лицом является областная прокуратура. Какова её позиция?

— Я хорошо помню прошлогодний цикл материалов в вашей газете «По линии наименьшего прокурорского сопротивления». В нашем случае областная прокуратура, к сожалению, дала положительное заключение на постановление правительства и указ губернатора. В отличие от ситуации 2014 года, когда прокуратура, как раз напротив, выступила против аналогичной попытки урезать Судки.

Хотелось бы ещё подчеркнуть вот что: дело, рассмотрение которого заканчивается в областном суде, слишком судьбоносное. Санкционирование ползучего захвата Судков может привести к непредсказуемым последствиям для всех, кто причастен к этому. Но уже сейчас, независимо от итогов этого судебного процесса, зреет идея учредить общественное движение в защиту Судков и парка Соловьи, который тоже является объектом хищничества.

— Ты заговорил о предполагаемом общественном движении. Но у нас есть масса уже существующих общественных структур, которые могли бы наработать хоть какой-то моральный капитал защитой знаковых и памятных мест. Могли бы это сделать и наши так называемые системные партии. Но, увы, таких попыток, кроме вашей партии, никто даже не декларирует.

— Ну а что может заявить против Богомаза облдума, если там сверхподавляющее большинство — представители "Единой России"? Единороссы безропотно одобрили антинародную пенсионную "реформу", они были бессловесными, когда Богомаз продавливал в феврале в областной Думе сжигание мусора в Фокино, а ещё раньше — когда продавливалась сама мусорная реформа. И они разве возвысят голос против действий губернатора в отношении Судков? Более того, представитель регионального парламента полностью поддержала в суде новое постановление областного правительства и указ губернатора по Судкам, хотя изначальное постановление облдумы с совершенно другими границами памятника природы никто не отменял.

Вот такие плачевные результаты монополии одной партии. Монополии, с которой надо кончать как можно скорее. Такая возможность предоставится уже в сентябре. Уверен, это будет жаркий сентябрь.

Беседовал Владимир ПАНИХИН

Читайте ещё