«Единая Россия»: катастрофа неизбежна?
Опубликовано: № 31 (727), 9 ноября 2019 г.
Тема: Богомаз А.В.
После сентябрьских выборов в политической жизни региона наступило затишье. Выборы прошли, а их итоги местная общественность по-настоящему так и не обсуждала. Теперь брянская политика, и дотоле небогатая содержанием, близится к зимнему сезону. Лишь иногда её скучная картинка разбавляется мелкими сюжетами, не способными, однако, всколыхнуть интерес общества. В этой ситуации политического угасания некоторое оживление вызвала недавняя история с заявлением брянского губернатора Александра Богомаза о его намерении вступить в партию "Единая Россия". Это было санкционировано и одобрено руководством "ЕР" в лице Дмитрия Медведева. Замечу: резонанс политической общественности региона в связи с этим был весьма незначителен, хотя данное событие всё же заслуживает интерпретации.
В прошедшие годы "Единую Россию" в регионе возглавляли разные политдеятели. Это были в том числе губернатор Брянской области Николай Денин, нынешний губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. Был и Юрий Гапеенко, который сегодня находится известно где… После него во главе брянских единороссов оказался председатель областной Думы Владимир Попков. Безусловно, это люди с разными опытом, стилями и судьбами. Но неизменным было то, что возглавляемая ими партийная организация являлась политической оболочкой безымянной системы власти. Причём по мере того, как эта власть в условиях так называемой "вертикали" укрепляла свои позиции, "Единая Россия" становилась всё более… никакой. То есть безликой или, как выражаются химики, без цвета и без запаха. Философы говорят: бессубъектной.
В этом нет никакого парадокса. Все годы своего существования "Единая Россия" обеспечивала консолидацию правящего класса и воспроизводство системы его власти на всех уровнях. Теперь мы хорошо видим и знаем эту власть: она уже давно практически не формируется гражданами, неподотчётна им и фактически несменяема. Подбор кадров для неё зачастую происходит по принципу лояльности первому лицу, как показала недавняя история с назначением Галины Солодун представителем от нашего региона в Совет Федерации. Кто-то в Сети грустно заметил, что "ЕР" — это «анклав», где всё «перекрыто и занято» на многие годы вперёд.
В этой замкнутой монопольной системе уже давно нет места личностям самостоятельным, но зато в ней хорошо приживаются те, кто способен жить и действовать по правилам Системы. Плохо и то, что, по моим наблюдениям, сегодня уже выросла целая генерация молодёжи, готовая ради своей карьеры сливаться с этой Системой и угодливо-беспринципно служить ей. Благодатное время для хамелеонов…
Разумеется, и в самой "Единой России" есть умные головы, которые понимают: партия, оторванная от общества и зацикленная на своих корпоративных интересах, обречена на неминуемый крах. Они умны, но их голос не выходит за рамки кухни и потому не слышен в обществе. Произошедшая в прошлом году и покорно поддержанная "Единой Россией" "людоедская" пенсионная реформа подвела эту партию настолько близко к морально-политической катастрофе, что в обществе уже открыто стали раздаваться призывы к люстрации, т.е. жёсткому ограничению в правах членов этой, так называемой партии.
Конечно, в "Единой России" не один раз предпринимались попытки улучшения партийного имиджа. Пытались создать внутри себя сеть партийных клубов, образовать партийные платформы, развивать внутреннюю конкуренцию в виде праймериз, нарекли себя цифровой партией. Был даже принят (по примеру КПСС) своего рода моральный кодекс партийца. Было всё такое и на Брянщине. Только ведь воз и поныне там: партия эта авторитета в народе по-прежнему не имеет. Называть себя с гордостью единороссом и демонстрировать свой партбилет — дело сегодня даже рискованное. А, к примеру, на выборах депутатов Мосгордумы "медвежатники" стыдливо скрывали свою партийность. И всё же "ЕР" по-прежнему остаётся в живых и даже… успешно побеждает на выборах с солидными цифрами, посрамляя так называемую оппозицию. Но и в этом случае тоже нет парадокса, если знать то, как у нас считают голоса на этих "выборах". И знать, кто их считает.
Вступление первого лица нашего региона в "Единую Россию" вполне объяснимо. В следующем году ведь будут губернаторские выборы, а ещё через год — выборы в Госдуму. Разумеется, действующая власть готовится к этим кампаниям ещё на дальних подступах к ним. Причём, готовится она к этому привычным для себя способом — путём усиления администрирования. Именно к этому, скорее всего, и приведёт вступление брянского губернатора в партийные ряды. Ещё бы: для бюрократии это же сигнал от первого лица, руководство к действию. Особый сигнал будет дан и нашим многострадальным бюджетникам: готовьтесь к выполнению своего электорального долга!
Судя по всему, "Единая Россия" не хочет (или не может?) искать иных, кроме администрирования, путей выстраивания отношений с обществом, что особенно заметно во время выборов. Она избегает (или не хочет?) открытой полемики с оппозиционной частью местной общественности, бесцеремонно подавляет лидеров общественного мнения, блокирует альтернативное мнение в средствах массовой информации. Читать сегодня областные и районные газеты (например, тот же "Брянский рабочий") — дело утомительно-скучное. Показуха, везде и во всём царит показуха! По моим меркам, положение дел в официальном медийном секторе региона сегодня сродни катастрофе, и никакие сообщения об очередных "успехах" и "рекордах" Брянщины, о "неуклонном росте" рейтинга её губернатора уже никак не вдохновляют: нет доверия к подневольным СМИ.
Кстати говоря, в нашем регионе практически нет экспертных сообществ, способных давать объективную оценку социальным процессам. Не слышен публичный голос научной общественности по актуальным проблемам, словно она погрузилась в летаргический сон. А ведь это те самые учёные мужи, которые гордо носят звания экономистов, социологов, экологов... Кто, как не они, могли бы публично судить о той же самой аграрной политике, о цифровой экономике, о качестве жизни брянцев?
Стремление к зачистке политического поля и почти безраздельное доминирование на нём — это и есть подлинная "генетика в действии" политструктуры под названием "Единая Россия". Подмена нормального, конкурентного и содержательного политического процесса монопольными практиками уничтожает суть политики, отвращает от неё граждан, плодит у молодёжи аполитичность и цинизм. Всё это — повторение опыта КПСС, который, как известно, оказался катастрофическим и для неё, и для всей страны. Как видим, уроки из этого опыта так и не усвоены.
Всё течёт и всё изменяется — говорили древние философы. Это верно и поныне, но это плохо соотносится с "Единой Россией". К развитию, к самообновлению она не предрасположена. Поэтому с приходом брянского губернатора в ряды данной партии вряд ли следует рассчитывать на то, что она станет другой.
Владимир ГОРБАЧЁВ,
кандидат философских наук, доцент
P.S. Владимир Григорьевич Горбачёв, говоря о вступлении г-на Богомаза в "Единую Россию", ограничился лишь пустыми штрихами. А как раз в том, что прежде губернатор был вне партии власти, многие видели парадокс. Объяснение ему найти не так уж и трудно. Во второй половине нулевых годов Александр Васильевич, будучи преуспевающим фермером, создал на Стародубщине самую крупную организацию партии "Справедливая Россия". В то время справедливороссы нет-нет, да и осмеливались подавать оппозиционный голос. А на Брянщине они в критике тогдашней областной исполнительной власти и её главы Н. Денина превосходили даже представителей КПРФ. Тогда-то в областной администрации и созрел план ослабления "СР" через перевербовку лидера стародубских справедливороссов Богомаза. Эта "спецоперация" удалась блестяще. В Меленск потекли бюджетные средства. И всё же где-то на подкорковом уровне у начавшего делать стремительную политическую карьеру местного фермера, видимо, застряло, что за такое моментальное и, судя по всему, небескорыстное лишение партийной идентичности он заслуживает позорной клички "Оборотень". Возможно, именно этот момент заставлял его все эти годы сторониться "Единой России". Хотя это чисто формальный момент, что Богомаз не был членом этой партии. Ведь известно, что и вся партийная жизнь в современной России пропитана формализмом. Об этом хорошо сказано у г-на Горбачёва.
Ну а губернатор не только получил партбилет "ЕдРа", но и стал в Брянском региональном отделении этой партии первым номером. Сменил Попкова. Это, однако, ничего не убавило и ничего не прибавило. Брянские единороссы, как и их однопартийцы по всей стране, продолжат путь к неизбежной катастрофе. Неясно лишь одно — когда она разразится.