Константин Баранов: «Ситуация в дорожной отрасли не изменилась. Если не стала хуже»
Опубликовано: № 30 (562), 28 августа 2015 г.
Недавний "Деловой полдник" журналистов с врио губернатора А. Богомазом и то, что говорил Александр Васильевич во время этой, как ему, наверное, показалось доверительной беседы, воскресили в памяти "бессмертный" черномырдинский афоризм: "Правительство — это не тот орган, где можно только языком". С языка главы брянского областного правительства сорвались вещи, которые стали тут же опровергаться. Популярный сайт "Правда 32" заглянул в долговую книгу области и со ссылкой на её данные камня на камне не оставил от хвастливого заявления главы региона о том, что в объёме госдолга снижается удельный вес коммерческих кредитов. А ещё раньше во лжи главу уличила областная организация Федерации автовладельцев России (ФАР). Там изумились озвученной информации о том, что стоимость ремонта дорог снизилась втрое(!). Надо было видеть, с каким победным видом комментировал врио цифры — это какой сокрушительный удар нанесён по расхитителям и коррупционерам! Но тут же в интернет-ресурсах появилась контринформация: исследования брянских фаровцев показали, что стоимость дорожного ремонта при Богомазе не снизилась, а даже увеличилась на 4%.
Я решил спросить у руководителя региональной организации автовладельцев Константина Баранова, хорошо известного своей активной гражданской позицией, из чего был сделан такой вывод. Но рамки нашей беседы не ограничились только этой темой. Константин оказался весьма компетентным и достаточно откровенным собеседником и в других вопросах, касающихся дорожных, автомобильных вопросов. Вначале попросил его сравнить ситуацию в дорожной отрасли нынешнюю с той, что была при Денине, когда ею руководил г-н Таланов, которого он, бывало, критиковал достаточно жёстко.
— Какого-то глубокого анализа я не проводил, но и без него видно, что сравнивать нечего. Ничего не улучшилось, если не стало хуже. Поменялись лишь люди, фирмы, которые ближе к нынешней власти. Что касается торгов, контрактов, всё осталось как и прежде. Ну разве что реакция на сигналы общественности поменялась. Всё же Таланов шёл с нею на диалог, было видно, что его задевала наша позиция, нынешнее руководство никак не обозначает себя, оно, как я понимаю, чурается всякой публичности. При этом нельзя не отметить низкий уровень конкурентности из-за сверхпривилегированного положения крупнейшего подрядчика "Брянскавтодора".
— Ещё бы! Его ведь возглавляет кум Богомаза Мглинец, специально "выписанный" для этого из Стародуба. Недавно на сайте "Брянск тудей" появилось коллективное обращение дорожников, которые жаловались Богомазу на монополизацию отрасли со стороны "Брянскавтодора". Ещё раньше на сайте "Правда 32" был размещён материал о выделении в начале года непропорциально огромной суммы этому предприятию на уборку снега, когда вся зима была бесснежной. По этому поводу у нас был опубликован материал «На дороги поставлен кум», где мы высказывали опасения относительно связки Богомаз-Мглинец, рассказывали о неблаговидных делах этого тандема в Стародубе.
— "Брянскавтодор" и прежде не жаловался на дефицит внимания к себе. Но когда нынешняя власть оправдывает свою пылкую привязанность к нему тем, что это своё, брянское, предприятие, то вряд ли это должно кого-то успокаивать. Деньги-то ему плывут из наших карманов. И опять выходит, сами платим, сами строим, сами контролируем. Что, как известно, не есть хорошо.
— Не скажите. Вот на "Деловом полднике" врио губернатора чуть ли не как о самом большом достижении заявил о троекратном удешевлении дорожного ремонта. Правда, вы тут же осекли его. На чём основывались в своём опровержении? И ещё. После обнародования вашего комментария на сайте "Брянские новости" появилось объяснение, из чего сложился намного более дешёвый ремонт. Вас оно убедило?
— Смотрите. У нас есть официальный сайт госзакупок — это открытый ресурс для того, чтобы все мы могли проконтролировать слова и дела власти. Здесь содержится вся необходимая для того, чтобы сделать достаточно точный вывод, информация. Когда я услышал о том, что ремонт удалось сделать против прежнего втрое дешевле, то первой реакцией был вздох облегчения: "Ну наконец-то!". Но к этому внутреннему восклицанию тут же примешалось сомнение. Стал анализировать, сравнивать аналогичные прошлогодние контракты и нынешние. И их стоимость была почти одинаковой. У меня выходило даже, что процента на четыре нынешний ремонт обходится дороже. Не знаю, что имел в виду Богомаз, хвастаясь троекратным удешевлением. Если сравнивал капремонт с одной заменой дорожного покрытия, то тогда правильно, всё сходится, если же к этой замене приравнивается капремонт, то это полная ерунда. Богомазу нужно было привести конкретный факт: вот, к примеру, раньше ремонт этой дороги съел столько-то денег, а вот такая же или почти такая же дорога была отремонтирована за сумму в разы меньшую. Тогда всё ясно было бы. Но никаких примеров и фактов не прозвучало. Я сравнил стоимость подъезда к одному из объектов, сделанного при Денине, со стоимостью такого же подъезда к усадьбе Толстого, сделанного позже. В первом случае метр дороги стоил 1700 рублей, во втором — 2100. Я даже анализировал стоимость ремонта в других областях с нашим, и она сопоставимая, никакого фантастического удешевления. Повторяю, скорее всего Богомазом делалось некорректное сравнение.
Если быть объективным, то получится такая картина. При Денине выбиралось несколько дорог, и они ремонтировались капитально, т.е. не только менялось покрытие, но и бордюры, знаки. Сейчас акцент смещён в сторону лишь замены покрытия. При Денине много дорог делалось в долг, на каких-то тайных договорённостях. Схемы были, конечно, интересные, на грани фола, как говорится. И сейчас есть такая практика. Единственное могу сказать — по оформлению конкурсной документации. Раньше она оформлялась более качественно. Сейчас же могут не прописываться условия контрактов или прописываться в общих чертах, менее грамотно составляются сметы.
Что касается попытки объяснить троекратное удешевление новой властью стоимости ремонта, то она, считаю, негодная. Там нет опоры на конкретные факты. Ну это как говорить, к примеру, что Брянск стал в этом году зеленее в пять раз, основываясь на том, что в прошлом году было 300 тысяч деревьев, а в нынешнем стало в пять раз больше — 1,5 миллиона. Можно говорить что угодно, но если нет первоначальных сумм, то невозможно сравнить, а значит сделать вывод. Не видно, с каким ремонтом сравнивали нынешний мои оппоненты. Второй момент. Они называют ремонтом замену покрытия, но, повторяю, такой ремонт и прежде стоил столько, сколько сейчас. То, что используется новая смесь — так она и раньше использовалась. Сравните контракты и сметы — вы не видите ничего нового. Следующий довод: бордюры не устанавливают и на знаках экономят. Ну вот отремонтировали улицу Куйбышева. Но там сейчас чуть ли не каждый день машины бьются. И сильно бьются. Вот вам плоды экономии (К слову, аналогичная ситуация сложилась и после замены покрытия на улице 3-го июля. Первый же комментарий на одном из сайтов был такой: «Безопаснее со знаками, на которых сэкономили» — прим. ред.). То есть ко всему надо подходить с умом. Прежняя власть, что бы там ни говорили, подходила с большим умом.
— Вы упомянули о тайных договорённостях. Как известно, они преобладали во взаимоотношениях власти с руководителем асфальтобетонного завода Вихаревым, которого нынче разыскивают. Так вот, в своё время он говорил в интервью нашей газете: «Как могу украсть, если предприятие всё время работает в кредит?». В итоге завод обанкротился и его купила какая-то московская фирма, которую теперь городская власть упрашивает не менять производственный профиль…
— К этому всё шло. Когда Вихарев после условно досрочного освобождения был назначен директором АБЗ, такой финал был прогнозируем. Так и произошло. Но дело тут далеко не только в одном Вихареве. Продаже завода москвичам предшествовали, на мой взгляд, хорошо спланированные действия. Вихарев, насколько я знаю, хотел приватизировать предприятие. Но вышло по-другому. Там один человек ничего не мог решать. Там, думаю, всё было согласовано. А вот кто с кем согласовывал? Одно ясно: это чистой воды афёра. У нас таких историй было много. К примеру, чтобы обанкротить такое предприятие, как "Брянскспиртпром", вообще "талант" нужен. Самое интересное — о чём думает при этом власть?
— А о чём, по-вашему, думала власть, соглашаясь на то, чтобы участок федеральной трассы Смоленск—Орёл проходил через центр Карачева, обрекая людей на колоссальные муки? Богомаз на вопрос об этом во время "Полдника" отреагировал слишком нервно, опустился даже до обвинений в адрес возмущённых карачевцев.
— Несколько лет говорилось о строительстве объездной дороги, и вдруг осенью прошлого года начинают делать дорогу в Карачеве. Это, конечно, безобразие. Сравните брянский участок этой трассы со смоленским. Там до границы с нашей областью это добротная четырёхполоска. А у нас узенькая, латаная, опасная. В Орловской области есть райцентр Нарышкино, поменьше Карачева, и там дорогу не расширяют, а делают объездную, развязки. И на Смоленщине, и на Орловщине губернаторы-варяги. Говорили, что они не будут патриотами, не будут защищать интересы местных жителей. По факту же оказывается, что и Островский, и Потомский защищают их лучше, чем наши доморощенные руководители. Они умеют договариваться с федералами, находить аргументы. Почему не удаётся это нам? На Орловщине, меньшей по территории и населению, объём дорожного фонда больше, там от него не отщипывают, а пополняют из других источников. И посмотрите, как там интенсивно строятся, ремонтируются дороги. Что мешало нашим руководителям убедить заказчика работ по строительству трассы, что та, проходящая через Карачев, — не решение проблемы, что всё равно придётся возвращаться к ситуации, но только уже заплатить большую цену? Я думаю, эту здравую логику в "высоких" кабинетах встретили бы с пониманием. Но, видимо, людские нужды нашу власть не особо волновали.
— Ещё не закончился скандал с обнародованным обращением начальника брянской городской полиции Недозора по поводу «крышуемой» руководством областного УМВД незаконной штрафстоянки. Она существует ещё с 2012 года, когда о ней написал "Брянский перекрёсток", рассказали некоторые интернет-источники. Как вы смотрите на всё это?
— Я всегда был за то, чтобы и в автомобильных, и в дорожных делах был порядок, чтобы господствовал закон. Поэтому когда услышал, что нарушающих правила парковки будут наказывать эвакуацией транспорта, обрадовался. Но когда потом узнал, как всё это делается, был шокирован. Всё, что можно в ходе этой процедуры было нарушить, нарушалось. Было много возмущённых. Знаю, один из них, Павел Кирилин, пострадавший от произвола, выиграл суд, но ущерб ему так и не возместили. Хозяин той самой стоянки возле "Пушки" оказался без имущества, без брянской прописки. Он попросту растворился. Я, если откровенно, даже забыл уже об этой стоянке. А то, что она выплыла, да ещё в таком серьёзном контексте — это нормально. Лучше позже пусть ответят за всё это, чем никогда.
— Вас связывали хорошие отношения с бывшим начальником областного УГИБДД Ивлиевым. В то же время, это ведомство часто оказывалось в центре скандалов. Да и сам Ивлиев осуждён за участие в выдаче "левых" водительских прав. Но у вас, Константин, как я понимаю, свой взгляд и на Ивлиева, и на то, что происходило в ГИБДД при нём и после него.
— Не скрою, с Александром Николаевичем мы были знакомы. Он действительно пытался навести порядок. И того стало больше, гаишной культуры в целом стало больше. От инспекторов требовали достойного внешнего вида, достойного общения с водителями. Менялась ситуация со знаками, разметкой, ремонтом дорог, беспределом с участием нарушителей из вип-персон. Что касается истории с водительскими правами, то тут я, как говорится, со свечкой не стоял. Но мне кажется, этот эпизод — не уровень начальника областного ГАИ. Это уровень инспектора.
Могу сказать, что нынче порядка меньше. Вот недавно многих возмутило, как выгораживали жену начальника отдела Арзанова. Из нарушительницы её постепенно сделали пострадавшей. В этих манипуляциях меня неприятно поразила роль тогдашнего и.о. начальника ГИБДД Фомиченко, которого до этого я считал порядочным специалистом, борцом с дорожным криминалом. Вскрылось, что тёща Арзанова — владелица автошколы в каком-то райцентре. Ни автодрома, ни психологов, но зато гарантия сдачи экзаменов с первого раза. Конечно — при таком-то зяте…
Сейчас управление возглавляет Лопатников, который был заместителем Ивлиева. Могу сказать, что это принципиальный, достойный человек. Не знаю, как оно будет дальше, но пока ситуация к лучшему не меняется.
Владимир ПАНИХИН