Инвестиционная привлекательность: здесь мы последние. Пока

С начала уходящей недели самой обсуждаемой в брянских бизнес-политкругах темой была прошедшая в воскресенье, 15 января, по федеральному телеканалу "Россия 24" передача "Агент бизнеса"

Опубликовано: № 2 (621), 21 января 2017 г.

Агент бизнеса. Брянская область (фото: www.vesti.ru)
Агент бизнеса. Брянская область
(фото: www.vesti.ru)

В целом неплохое дело затеял госканал совместно с "Клубом лидеров" — сравнить инвестиционную привлекательность российских регионов. Эта самая привлекательность на Брянщине вытекала из ситуации, когда к нам приехал столичный предприниматель Владимир Краснобородько, пожелавший выпускать у нас летательные аппараты — гиропланы. Уже самые первые впечатления от знакомства с Брянском — весьма настораживающие: полураскуроченная в процессе реконструкции Набережная, засилье наружной рекламы, которая забралась даже на фасад драмтеатра… Но самым удручающим было то, что у нас отсутствуют благоприятные условия для полноценной работы с инвесторами — индустриальных парков нет, структуры типа корпорации развития или агентства по сопровождению инвестпроектов носят больше бумажный характер, специализированные сайты не работают. Ну и брянские чиновники, коим вверена работа с потенциальными инвесторами. Они воскресили в памяти высказывание из одной комедии: «Законы святы, но исполнители — лихие супостаты». На всех перекрёстках мы слышим этот трезвон — что на Брянщине чуть ли не самое либеральное законодательство относительно инвесторов. Но одно оно без соответствующего чиновничьего обеспечения мертво.

Г-н Краснобородько записал свой телефонный диалог с заместителем начальника отдела инвестиционных программ в областном департаменте экономического развития Е. Смольской, а затем небольшой его фрагмент выдал в телеэфир: «Что мне не нравится в нашем разговоре, — вещала г-жа Смольская, — я вам честно скажу. Мне не нравится, что вы не работать собираетесь, а ищете, где бы подкормиться. Вообще-то, инвестор работает не потому, что ему так выгоднее работать. Он работает там, где работает». Позже чиновница оправдывалась, что её собеседник из продолжительного телефонного общения вырвал и поместил в убийственный контекст только эти слова. Что на такую "лирику" он спровоцировал, ответив на её вопрос «Чего вы хотите» словами «Денег хочу». Но лишь немногие в соцсетях прониклись к ней сочувствием. Другая, более многочисленная часть комментаторов сошлась на том, что даже того, что было процитировано в эфире, вполне хватает, чтобы составить представление о её профессиональном уровне. Парадоксально, однако куда чаще по телефону от столоначальников не добьёшься ответа на элементарные вопросы — найдётся масса отговорок, чтобы подавить общение в зародыше («А кто вы такой?», «Я по голосу не определяю, что вы такой-то», «По телефону такие вопросы не решаются»…). А тут "ля-ля" с "телефонным" инвестором справляется целых 40 минут. Словом, если и имела место провокация, то весьма ещё невинная. Помнится, как несколько лет назад в одной из соседних с Брянщиной областей провокацию затеял оперативник под видом предпринимателя, захотевшего открыть своё дело. Вооружившись диктофоном, он навещал местных чиновников в их кабинетах, после чего около десятка их перекочевало на скамью подсудимых. Что до г-жи Смольской, то на будущее (если оно есть у неё в стенах областного правительства) посоветуем ей усвоить еврейскую мудрость: «Бог дал человеку два уха и один рот, чтобы он больше слушал и меньше говорил». Добавим: тем более — по телефону. Или вот совсем коротко: несказанное — не таит ошибки.

Что бы там ни говорилось в оправдание, скверно у нас с инвестиционной привлекательностью. Да мы ведь и сами это видим. При губернаторе А. Богомазе на Брянщине так и не появилось крупного инвестора, не говоря уже о брендовом. Но тут Богомаз — не "оригинал". При Н. Денине было то же самое. Ему в заслугу ставят приход "Мираторга", но его заслуги в том совсем немного. За "Мираторг" хлопотали "сверху", и главе региона пришлось лишь радостно согласиться. Один из комментаторов на сайте "Брянск тудей" вспомнил факт, когда ещё в 2010 году владелец крупного подмосковного завода "Веза", изготавливающего вентиляторное оборудование, вёл тяжёлые переговоры с областной исполнительной властью, получил-было "добро" на строительство нового производства. Но затем дело упёрлось в земельный вопрос и встало. Уже тогда назывались персоналии, для которых понятие "крупный инвестор", видимо, ассоциировалось с чем угодно, только не с необходимостью развивать экономику Брянщины. Это — бывшие вице-губернатор А. Касацкий и начальник управления имущественных отношений Д. Полещенко. Это губернатор Калужской области А. Артамонов раздаёт номер своего телефона, по которому инвесторы, желающие открыть в регионе производство, могут выйти с ним на прямую связь. И такой способ сопровождения инвестпроектов действует, судя по инвестиционной ситуации в Калужской области, эффективнее всяких агентств и корпораций.

Конечно, раздачей телефонного номера решается далеко не всё. Солидного делового игрока, который всерьёз решает связать свои бизнес-планы с каким-то регионом, а не "подкормиться", интересует всё. Во всяком случае, не только льготы и преференции, существующие здесь. И география, и экология, и структура населения, и то, как оно образованно, как реагирует на общественные изменения, как выглядят улицы столицы региона, и что представляет местная политэлита, и каково состояние региональной прессы, и насколько свободна от пороков судебная система. И даже, есть ли в предполагаемом месте обитания пятизвёздочный отель. В "Агенте бизнеса" промелькнул и этот критерий, кажется, незамеченный никем. А нас он заставил вспомнить прошлогоднюю беседу с руководителем группы компаний "Мегаполис" А. Кубаревым. Как известно, он финансирует реконструкцию Набережной, которую в прежнем её виде лицезреть было попросту невмоготу. Но одновременно с началом работ распространилась информация, что Кубарев решил поиздержаться на реконструкции одного из самых знаковых мест Брянска не только из любви к городу, что таким образом он отрабатывает разрешение властей на строительство здесь частной гостиницы. По итогам той беседы было сделано интервью, которое мы не опубликовали по просьбе Алексея. Сегодня в контексте прошедшей в эфире передачи некоторые его тогдашние высказывания звучат ещё более актуально. Вот они: «Право аренды участка рядом со Славянской площадью, замежёванного ещё в 2006 году, принадлежало одной из московских фирм. Это право она получила по конкурсу. Но москвичи не платили аренду и ничего не делали... Они посчитали, что попросту невыгодно здесь что-то строить. Речь — о 28 сотках, точнее — о 14, на которых, слева от фонтана, мы хотим построить красивый 4-этажный пятизвёздочный отель. Сегодня право аренды этой земли принадлежит нам. Вероятность того, что удастся построить отель, невелика, процентов тридцать. Участок "арестован", по постановлению антимонопольной службы договор аренды расторгнут. Мы судимся в арбитраже. Два суда уже выиграли, но поступил ещё один иск. Понятно, что кое-кому в городе и области хотелось бы забрать и перепродать участок. Охотников на такие лакомые кусочки много».

Алексей Кубарев

Алексей Кубарев

«Так вы скажите, — спросили мы у собеседника, — два проекта — по строительству отеля и реконструкции Славянской площади — это связанные вещи?». Ответ Кубарева: «Нет, они никак не связаны. Набережную намерен благоустроить в любом случае, вне зависимости от того, получу ли права на участок. Я могу назвать регионы, где мне давали землю под пятизвёздочник. На той же Волгоградчине. Под чемпионат мира по футболу. А тут столько геморроя. Суды, проблемы с коммуникациями, ограничения по высоте — разрешают строить только четыре этажа… При таких условиях нет резона выкупать землю, а её, конечно же, продадут задорого. Жалко, мы сделали роскошный проект. Мне в архитектуре говорили, что слишком всё смотрится красиво, стильно. Там было бы много стекла, смотровая площадка… Это был бы первый пятизвёздочный отель на Брянщине. Стоил бы он 200 миллионов рублей. Его проект в десятку входит по рейтингу в Центральной России. Это помимо всего прочего ещё и 80—90 рабочих мест плюс налоги в бюджет. Но проект не пропадёт. В крайнем случае мы построим отель в Путёвке, возле трассы. Он дополнит имеющуюся уже придорожную инфраструктуру. Повторяю: в то, что мне его дадут построить на Набережной, я слабо верю. Что касается реконструкции Набережной, то рассчитываем провести её уже в этом году».

Как известно, этот расчёт оказался неточным. Реконструкция, потребовавшая значительно больших финансовых вливаний, затягивается. Но параллельно с нею в арбитраже продолжалась тяжба по участку. Как сообщил нам недавно Алексей, уже после нового года калужский окружной арбитражный суд перечеркнул две его победы в нижестоящих судебных инстанциях и вынес решение об изъятии участка. Любопытную позицию заняла областная власть в лице управления имущественных отношений — она в суде была на стороне арендатора, и в то же время уведомила о расторжении с ним договора аренды, объясняя свои действия тем, что за положенный срок участок остаётся незастроенным. А как он мог застраиваться в создавшейся ситуации? Точнее — в созданной ситуации. И уже как-то неуверенно звучало из кубаревских уст, что отель он всё-таки построит в другом месте. Дело в том, что этот бизнесмен, как мы ранее рассказывали, был помечен для нынешнего губернатора клеймом "денинец", делающим его в какой-то степени изгоем. Своё положение он усугубил участием в праймериз накануне губернаторских выборов в 2015 году, когда не номер отбывал и тем более не подыгрывал главному конкуренту, а вздумал побороться "взаправду и всерьёз".

Вот и вся история с несостоявшимся первым брянским пятизвёздочником. Которая очень органично вписывается в унылый сюжет телепередачи "Агент бизнеса". Были и охотники увидеть в ней заказуху. К ним относится дятьковский журналист И. Статычнюк, которого смутило, что едва ли не единственным светлым пятном в передаче выглядит почти рекламный сюжет с дятьковским бизнесменом С. Авдеевым, который критическим комментарием, можно сказать, забил свой гвоздь в крышку гроба, где покоится брянская инвестпривлекательность. Вот как раз аргументация Статычнюка, полагающего, что Авдеев и является одним из заказчиков передачи, заслуживает по меньшей мере внимания. Для убедительности авдеевской критики сам же бизнесмен представлен в весьма привлекательном виде. Но при этом авторы передачи пренебрегли реалиями. Дятьковского хрустального завода, о котором говорится как об успешно работающем, нет. Есть лишь небольшое производство в здании бывшей котельной. Проект создания туристического кластера "Хрустальный город", о котором говорится с упоением, провален. Произошло ровно то, о чём мы писали ещё как только воспалились фантазии на сей счёт. Но такой многоопытный ветеран пиара, как Авдеев, привык выжимать пользу для себя по капле даже из… камня. Он хорошо знает нашу продажную власть, подходы к ней. Он восхищается тем, как обласкивают инвесторов в Калуге, не стесняясь промолчать, как сам был обласкан со своим приоритетным инвестпроектом по глубокой переработке древесины в Брянске. Обо всём этом тоже написано много-много, и приходится только удивляться всевозможным головокружительным пиар-поворотам с участием этого всё ещё нераспробованного и неразгаданного господина.

И вот ещё на какие мысли навела телепередача "Агент бизнеса". Точнее должна бы навести брянскую власть. Посмотрите, она тратит миллионы бюджетных рублей на прикорм прессы, а по сути на уничтожение честной прессы. Вот она расстилает ковровую дорожку перед изборцами, чтобы те после приятного времяпрепровождения на Брянщине изошли публичными восторгами, изображали её местом, где произросло некое экономическое чудо с его достославным отцом-губернатором. И вот все эти траты, все эти титанические старания по формированию благоприятного имиджа брянской власти враз обессмысливает 10—15-минутная передача на государственном канале, отправляющая Брянщину на дно инвестиционной привлекательности, показывающая её диковатой, малопригодной для полноценной инвестиционной деятельности территорией. В одном можно быть уверенным: ничто не встряхнёт наше болото, ничто не нарушит привычное положение вещей. Нам остаётся ждать новых передач "Азбуки бизнеса" и надеяться, что в каком-то регионе ещё хуже, чем у нас.

Иван УХВАТОВ

Читайте ещё