Бой с тенью

О духоподъёмных рапортах, налоговом потенциале и интервью экс-губернатора

Опубликовано: № 32 (691), 24 ноября 2018 г.
Тема: Денин Н.В.

2009 год. Глава Меленского сельского поселения А. Богомаз и губернатор Н. Денин
2009 год. Глава Меленского сельского поселения А. Богомаз и губернатор Н. Денин

Главной темой ноябрьского заседания областной Думы была бюджетная. Из репортажа ГТРК "Брянск", того ещё лакировщика нашей унылой действительности, следовало, что с областной казной всё у нас в порядке — и на образовательные программы средств вдосталь, и на Дворец единоборств выделили, и даже на замену изношенных больничных лифтов деньжат изыскали. Все эти духоподъёмные рапорты "под камеру" были озвучены руководителями соответствующих областных ведомств — Т. Кулешовой (департамент образования), В. Корнеевым (управление физкультуры и спорта), А. Бардуковым (департамент здравоохранения). Также согревало, что сократился региональный госдолг, а на сэкономленные средства, сообщил губернатор, мы строим спортивные сооружения. И ещё ласкало слух, что область получит денежные средства из столицы в рамках реализации федеральных программ.

Почти одновременно с этими чудными речами местные сайты "Брянская улица" и "Брянск тудей" выбросили информацию, сильно диссонирующую с нарисованной областными телевизионщиками картинкой. Оба писали вот о чём (это стоит максимально полного воспроизведения): «В Госдуме назвали список 40 регионов, которые получат бюджетные гранты за эффективное наращивание налогового потенциала. Как сообщил председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, всего на 2019 год было распределено 50 миллиардов рублей. Первой стала Белгородская область, получившая грант в 990 миллионов рублей. Замыкающая список Тверская область получит 153 миллиона. Брянская область, увы, не вошла в список счастливчиков» ("Брянск тудей"). А "Брянская улица", которую всё сильнее подозревают в заангажированности местной элдэпээровской верхушкой (Б. Пайкин, С. Антошин), своё сообщение закончила такой издевательской для губернатора репликой: «Работа Брянского правительства под руководством губернатора Александра Богомаза за эффективное наращивание налогового потенциала получит 0 рублей».

Пока, значится, мы ждём федеральных денежных траншей в следующем году, в текущем уже лишились одного из них, размер которого мог бы быть весьма внушительным. Настолько внушительным, насколько сумели бы прирастить налоговый потенциал. У этого понятия — налоговый потенциал — есть почти синоним — налогооблагаемая база. Как её увеличить — одна из основных головных болей всех добросовестных и в то же время амбициозных чиновников-управленцев. Нарастить налоговый потенциал или увеличить налогооблагаемую базу — это открыть новое производство, например, фабрику мороженого, почти уже готовую, но простаивающую который год в угоду кому-то. Это не кошмарить малый бизнес, придумывая для него всё более драконовские конкурсы. Ну и в этом ряду — не покушаться на право собственности тех, кто исправно платит налоги (тут нагляднейшая иллюстрация — закрытие одного из крупнейших в области ТРЦ "Тимошковых"). Но сюда же просится и история с предприятием, которое совсем ещё недавно было одним из флагманов регионального агропромышленного комплекса. Это птицефабрика "Снежка", мгновенно рождающая одним своим названием ассоциацию с бывшим главой региона Н. Дениным.

Незадолго до облдумских бюджетных бдений он дал владельцу сайта "Брянский объектив" А. Воробьёву получасовое интервью, которое почти целиком было посвящено тому, как трепыхается некогда преуспевавшее, а ныне угасающее предприятие. По версии Николая Васильевича, есть две причины такого положения дел. Одна из них была названа открыто — бывший руководитель брянского филиала МРСК Центра "Брянскэнерго" Р. Стефанов, вся злокозненность действий которого заключалась в том, что при действующем губернаторе Денине он не осмеливался возбуждать в отношении "Снежки" банкротство, а как только первое лицо было низложено, тут же наехал на неё. Чудно это было слышать от человека, который пережил со своим предприятием разные времена. Их характер целиком зависел от должностного статуса Денина. Ему ли не знать этой печальной российской реальности, когда закон применяется избирательно: ты на коне, при высокой должности — он милостиво слеп, ты лишаешься должности — и тогда держись. Николай Васильевич почему-то не упомянул, что "Снежка" стала падать ещё в бытность его губернатором. Не помогали ни финансовые вливания, ни частая смена им же её руководителей. Чудно слушать экс-губернатора и потому, что фамилия Стефанов — многими уже почти забытая на Брянщине. В своё время мы рассказывали о нём, совмещавшем руководство брянскими энергетиками с депутатством в облдуме, где он возглавлял промышленный комитет. Роман Евгеньевич оказался неугоден преемнику Денина Богомазу, который, насколько известно, приложил немало сил, чтобы выдавить главного облдумского промышленника за пределы Брянщины. И если последнему икалось, то вряд ли он связывал этот дискомфорт с Дениным, скорее — с Богомазом.

Что до второй причины, то здесь интервьюируемый был, напротив, уклончив и обтекаем. Да и интервьюировавший его г-н Воробьёв за "буйки" старался не заплывать, обнаружив отсутствие бульдожьей медиа-хватки. Это А. Коломейцев в первом эфире своего возрождённого медиапроекта "Вдребезги" разглядел в нём какой-то талант, который, на его взгляд, не чета черновскому. Но у Александра Григорьевича, которому талантливый Воробьёв накануне дал в таком же интервью возможность выговориться, забыв задать главные вопросы, — свои критерии журналистского мастерства.

Но возвратимся ко второй причине. Несмотря на всю дипломатичность Денина, его способность передвигаться по "минному полю" опасных смыслов и констатаций, было нетрудно догадаться, что перед нами — жертва административного прессинга. Но при этом, кажется, не была даже помянута прокуратура — главный его инструмент. Всё только намёки и обмолвки. Да и те, мягко скажем, небесспорные. Коснулся экс-глава региона, к примеру, агрогородков. Авторство этого экономического проекта (его никак нельзя назвать удачным) целиком принадлежит ему лично. Может, как раз это мешало своевременно признать несостоятельность агрогородков в том виде, в каком они были явлены на Брянщине. Начальство ведь у нас не опаздывает и не ошибается. Упорствуя в таком подходе, бывший руководитель региона считает сегодня, что дело в руководителях этих образований. Вот где-то недавно нашли толкового мужика, и дело завертелось. Но так и хотелось спросить, ну и чего раньше-то не искали, чего лишь созерцали, как множатся убытки?

Трудно было понять, то ли Николай Васильевич восхищён взлетевшими в последние богомазовские годы зерновыми урожаями, то ли так мягко и тонко иронизирует по этому поводу. Попросил продать зерно в отличившихся районах, но, несмотря на такую пруху, те отказали. И тут бы журналисту вмешаться: «А как вы, Николай Васильевич, можно сказать, аграрий от комля, смотрите на то, что на Брянщине при вашем преемнике стали получать по 100—120 и даже 130 центнеров зерна с гектара? Как же это вы, для которого вроде бы нет сельхозтайн, в своё время не дотумкали и упустили такую жар-птаху?».

Ну а какой же выход видит руководитель "Снежки", что противопоставляет или хотел бы противопоставить властной давиловке, которую вдохновляет, как опять же можно лишь догадаться, первое властное лицо? Если, отвечает, корень зла — Денин, скажите, и я уйду. Ради спасения предприятия, ради оставшихся работников. Говоря это, вряд ли не понимал, что никто и никогда об этом не скажет. Простачков нынче нету. Все — в стороне, в белом, а дорогу в ад "Снежке" будут мостить благими пожеланиями выполнения ветеринарного и какого-нибудь иного законодательства. Что остаётся ему, горемыке? Надеяться, что, цитируем денинское, «разум возьмёт верх… Время летит быстро, и всё прояснится»?

Зачем, подмывает спросить, был устроен "Брянским объективом" этот бой с тенью? Кому стало холодно или жарко от знакомых денинских словоизлияний, от того, что пряча голову в песок, он то и дело пытался её высунуть оттуда? Для чего напросился экс-губернатор на этот эфир? Или согласился поприсутствовать в нём? Чтобы погрозить богомазовскому стану пальчиком? Воззвать если не к разуму, то хотя бы к прагматичности? Но уже сказано не раз, что сия генерация решал не воспринимает столь изячных сентенций. Она не умеет просчитывать последствия, в том числе — и для налогового потенциала. Она умеет лишь ломить и ломить, не боясь заносов на поворотах. Это называется упоением властью, которая им досталась, можно сказать, "на дурняк". Всё до боли знакомо. И стоило ли метать поэтому эфирный бисер?

Иван УХВАТОВ

Читайте ещё