Куда исчезла Дума?
К 25-летию начала работы областного законодательного органа
Опубликовано: № 8 (704), 6 апреля 2019 г.
Сегодня Брянская областная Дума на общем политическом пространстве региона — институт неяркий, неприметный. Иногда даже кажется, что его и вовсе нет. Лишь на голубом экране ГТРК "Брянск" можно увидеть однообразную и скучную картину безмолвного поднятия рук депутатами, словно на школьном уроке гимнастики под наблюдением строгого учителя. Нет, Дума формально всё же есть, но есть ли парламент?
Их было мало, но…
Впрочем, не всё так однозначно. На самом деле, в своей истории областная Дума была ведь и иной — и заметной, и даже своенравной. Всё дело, во-первых, в её персональном депутатском составе и фракционной структуре. А во-вторых — во внешнем политическом контексте её существования. Напомню читателю: сегодня Дума представлена уже шестым по счёту созывом. Первый, второй, третий… И вот уже прошла четверть века.
Днём рождения Брянской областной Думы является 23 апреля 1994 года, когда состоялось (со второй попытки) её организационное заседание. Собралось, правда, лишь 18 депутатов, и в декабре предстояли повторные выборы по ряду округов. То был первый созыв, самый короткий в её истории — до декабря 1996 года. Это была самая малочисленная по составу Дума: всего лишь 27 депутатов. Да, в ней было мало депутатов, но среди них были такие (как, к примеру, Анатолий Чумаченко), которые позволяли себе "удовольствие" иметь своё мнение и даже протестовать, — то, что сегодня в явном дефиците.
В ней образовались две депутатские фракции — "Трудовая Брянщина" (на основе КПРФ) и аграрная, которым было несложно находить общий язык и баланс интересов. И вот любопытный сюжет: в мае 1995 года эта Дума единодушно выразила недоверие действующему главе областной администрации Владимиру Карпову, и вскоре, в августе, этот назначенец Ельцина был им же, Ельциным, и освобождён от должности. Возможна ли такая дерзость — выразить недоверие главе региона — в наше "стабильное" время? Сомневаюсь.
Словно партхозактив
А вот и Дума второго созыва, избранная в декабре 1996 года. По списку в ней уже должно было быть 50 депутатов, хотя двоих так и не избрали. Подавляющее большинство нового состава Думы составили выдвиженцы от "Патриотической Брянщины" и зависимые от неё — всего более 40 народных избранников. Директора заводов, председатели колхозов, главные врачи — словно партхозактив советского времени, тихий и послушный. В состав Думы были избраны лишь один юрист (сотрудник аппарата самой Думы), один журналист (Николай Пожиленков из Новозыбкова) и один преподаватель вуза.
Интересно, что даже в ситуации такой монолитности по инициативе группы депутатов (всего 10—12 человек) было заявлено о создании депутатской группы (фракции) "Социальная". Её существование стало вызывать неудовольствие со стороны подавляющего большинства и руководства, ибо воспринималась она как своего рода раскол в Думе, нежелательный сам по себе. В знак протеста против давления на это депутатское объединение со стороны руководителей Думы один из его активистов — председатель социального комитета Ольга Денисова — в июне 1999 года на площади Ленина в Брянске даже проводила публичную голодовку, прекратив её лишь по состоянию здоровья. Через месяц на заседании своего комитета Денисова была освобождена от должности, а комитет возглавил уже другой депутат.
Конфликтность — по нарастающей
Вообще, в истории каждого созыва областной Думы было что-то своё. Та же самая третья Дума в кипящем страстями дефолтном 1998 году дважды (!) официально обращалась к Президенту страны Борису Ельцину с призывом покаяться и добровольно уйти в отставку. Смело и дерзко, что ни говори! Сегодня такое, пожалуй, и не приснится. Куда же подевался брянский парламентаризм?
Хочу заметить, что в Думе первого, второго и третьего созывов конфликтность (внутренняя и внешняя) шла по нарастающей. Это проявилось, например, в отношениях между депутатским корпусом и первым председателем областной Думы Валерием Рогачёвым. На пленарном заседании 24 августа 1995 года он был освобождён от занимаемой должности в связи, как гласило соответствующее постановление, с утратой доверия к нему со стороны большинства депутатов и нарушением им регламентных норм и процедур, которые регулируют работу областного парламента.
Упомянутая мною выше Дума второго созыва преуспела в конфликтных отношениях, в частности, с местными СМИ и журналистским сообществом. Один из самых заметных конфликтов такого рода был связан с почепской районной газетой "Сельская новь" (главный редактор — Пётр Обыночный), которая в начале 1998 года была лишена бюджетного финансирования. Судя по всему, это было связано с линией газеты на самостоятельность в освещении и трактовке политических и иных событий в жизни региона, с её позицией. Руководство газеты было вынуждено даже обращаться за поддержкой в Палату по информационным спорам при Президенте РФ. В последующем эта газета подверглась реорганизации, получила иное название — "Почепское слово", а возглавил её уже другой главный редактор. Очень просто: нет редактора — нет и проблемы. Даже не постеснялись поменять исконное название газеты.
Дума третьего созыва (2000—2004 гг.) тоже состояла, в основном, из выдвиженцев КПРФ вкупе с большой группой директорского корпуса. (Ох уж эти директора! Смелые у себя и покорные во власти. — В.Г.). Но в ней изначально возникла небольшая оппозиционная группа депутатов (Николай Руденок, Анатолий Бугаёв, Николай Денин — всего 10—12 человек). Конфликтность третьей Думы в значительной мере была связана с борьбой вокруг проекта новой редакции Устава Брянской области, который вводил понятие "Губернатор области". Оппозиция увидела в этом попытку продлить срок полномочий главы области Юрия Лодкина путём простой замены названия прежней должности ("Глава Администрации области") на новое название ("Губернатор области"). Страсти по Уставу тогда кипели нешуточные. Однажды депутаты-бунтовщики даже покинули заседание Думы, сорвав её работу. Сегодня трудно представить себе публичный демарш оппозиционной части депутатов против генеральной линии большинства.
А вот областная Дума четвёртого созыва — это и вовсе особый случай современного брянского парламентаризма. Для неё ведь изначальным было характерно наличие четырёх депутатских фракций, сформированных на партийной основе. Это был, на мой взгляд, самый партийный и политизированный созыв. В нём был достигнут высокий по тем временам уровень партийной конкуренции в форме межфракционной борьбы. (Был случай, когда, к примеру, спорную повестку дня очередной сессии депутаты смогли согласовать лишь к трём часам дня. — В.Г.). В последующем же этот уровень соперничества неумолимо снижался.
От одной монополии к другой
Важно и другое. Именно на примере этого созыва наблюдалось значительное обновление правящей элиты в регионе. Происходил переход от одной властной монополии (от "Патриотической Брянщины" во главе с КПРФ) к другой — в лице набиравшей силу "Единой России". На смену "красному губернатору" Юрию Лодкину пришёл подающий надежды молодой "крепкий хозяйственник" Николай Денин. В областной Думе он искал свою опору и активно создавал её. Думаете, победила демократия? Увы.
"Единая Россия" в четвёртом созыве вначале большинства не имела — лишь 23 депутата. Но в 2006 году партия власти инициировала внесение изменений в Регламент, которые позволяли бы принимать кадровые решения (в отношении председателей постоянных комитетов, председателя Думы и его заместителей) простым большинством голосов (половина плюс один голос), а не двумя третями (квалифицированное большинство), как это было до сих пор. На их основе в последующем и произошли такие кадровые перестановки, которые в итоге практически полностью отстранили ряд депутатских фракций от обладания руководящими должностями (и соответствующими полномочиями). В итоге в 2007 году фракция "Единой России" овладела уже всеми руководящими должностями. А к концу срока полномочий четвёртого созыва во фракции этой партии был уже 41 депутат, т.е. абсолютное большинство депутатского корпуса. Почувствовав выгоду от близости к власти, в эту фракцию в поисках более полного счастья устремились многие перебежчики из других партий, побросав свои прежние знамёна. Дума стала превращаться в однополярный политический институт, подконтрольный губернатору и сильно зависимый от областной администрации.
А получилась… КПСС
И вот 22 февраля 2007 года на своей очередной сессии областная Дума по инициативе фракции партии "Единая Россия" приняла любопытное, но абсурдное по сути своей решение: «Депутат Думы может выступать по одному вопросу или кандидатуре не более одного раза…». На мой взгляд, это было одно из самых нелепых решений депутатов четвёртого созыва, достойное сатирического пера. Но зато такое решение вполне вписывалось в общую тенденцию того времени на ограничение возможностей парламентаризма как практики социального представительства, на сужение пространства дискуссий в политике. Нет, возможно, депутаты хотели как лучше, а в итоге опять получилась… КПСС.
А что же Дума очередного — пятого созыва? Она была избрана в марте 2009 года и существовала до сентября 2014-го, т.е. больше всех своих предшественниц. В её состав были избраны депутаты от четырёх партий: "Единой России", КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России". Но сложившаяся внутренняя пропорция голосов между партией власти ("Единая Россия") и другими фракциями (47 к 13) изначально обусловила моноцентризм областного парламента пятого созыва и далеко не лучшим образом повлияла в итоге на стиль, содержание и результаты его деятельности. Неудивительно, что Думе пятого созыва оказался присущ дефицит внутренней конкуренции, малочисленность и слабость оппозиционных фракций, недостаток публичной активности депутатского корпуса. Дума покорно шла в русле линии поведения, исходившей от губернатора области Денина, который ряд лет возглавлял и областную организацию партии "Единая Россия". Конфликтных линий во взаимоотношениях между Думой пятого созыва и администрацией области, принципиальных расхождений между ними практически не наблюдалось, как не наблюдалось и крупных конфликтов внутри самого депутатского корпуса. В общем, возникли "слаженные отношения", ко взаимной радости обеих сторон — Думы и Губернатора.
Выгода тоже не пахнет
Нынешняя областная Дума — уже шестая по счёту. Она избрана в сентябре 2014 года, в ней абсолютное большинство депутатских мандатов (55 из 60) принадлежит одной политической партии — "Единой России". По сути дела, сегодня мы имеем региональное законодательное собрание однополярного типа. В целом, на этот раз проявилась общая тенденция: монополизация партией власти ресурсов в областном законодательном собрании.
Прежде всего, в данном созыве значительно более широко, нежели это было ранее, оказалась представлена бизнес-среда региона. Из 60 депутатов шестого созыва около половины либо непосредственно связаны с бизнесом, либо эта связь имеет у них опосредованный и даже скрытый характер. "Капитаны" местного бизнеса стали словно по совместительству делать политику, конвертируя её в выгоду для себя. Как правило, политики они никакие, но ведь выгода, как и деньги, тоже не пахнет.
Дума или департамент облправительства?
Дума шестого созыва никак не выделяется ни своей политизированностью, ни своей публичностью, ни межфракционной активностью. Зато в ней иногда проявляли себя разного рода конфликтные точки и скандалы, порождённые вовсе не идеологическими и политическими разногласиями, а борьбой за статусы и полномочия, бизнес-интересами и межличностными отношениями. Более того, некоторые депутаты данного созыва оказались замешанными в историях криминального и иного толка (коррупционные истории, махинации в бизнесе, уклонение от уплаты налогов, разного рода мошенничество, скандальные происшествия) и были вынуждены расстаться со своими мандатами, а то и вовсе по приговору суда лишиться свободы. А один из думских вице-спикеров сегодня пребывает под судом.
В целом, областная Дума шестого созыва — самая бесконфликтная в смысле межфракционных и внутриполитических отношений, но это, на мой взгляд, никак не следует считать её позитивом. Такого рода бесконфликтность обернулась большим минусом — дефицитом подлинной парламентской субъектности, а значит — и потерей своего лица. В прошлом году, когда бесцеремонно протаскивалась пенсионная реформа, областная Дума покорно проглотила этот безумный проект, не сказав публично ни слова. Единодушный одобрямс… Что же касается её нормотворческой деятельности, то в ней преобладает скучная практика внесения разного рода изменений в уже действующее законодательство Брянской области. Формулировка "О внесении изменений в…" стала типичной для заседаний шестого созыва. А нынешний председатель Думы — символ того, как парламент может превращаться в структуру конформистского типа: формально парламент есть, а фактически… Фактически он в чём-то напоминает департамент областного правительства.
Брянскому областному законодательному органу — четверть века. Это было во многом поворотное и очень динамичное время, насыщенное событиями разного рода. О нашем областном парламенте можно рассказать гораздо более подробно, нежели это было сделано мною. Думаю, это и будет со временем сделано.
Владимир ГОРБАЧЁВ,
кандидат философских наук, доцент